Йонкер Африкаанер |
Около 1825 г. одна из групп орлам (Африкаанеры, или хоа-арам) во главе с Йонкером Африкаанером (Jonker Afrikaner) и его тремя братьями получила разрешение одного из старейшин нама поселиться между современным Виндхуком и Рехоботом. Обладая огнестрельным оружием и повозками, поддерживая контакты с Капом, орлам значительно потеснили нама с их пастбищ, более того, они стали посягать и на земли гереро. Империя Йонкера Африкаанера существовала в течение 36 лет - с 1825 по 1861 г. - вплоть до его кончины. К середине 1830-х годов нама сгруппировались вокруг 5-7 крупных семейств и активизировали торговлю главным образом с целью получить огнестрельное оружие для охраны своей территории. С именем Клааса Африкаанера - Йонкера Африкаанера, установившего с начала 1830-х годов свою власть над большой частью центральных и южных районов Юго-Западной Африки ЮЗА, которые являются в настоящее время территорией Намибии. Причем орлам вступили в контакты - как мирные, так и военные - уже не только с нама, но и с гереро, ибо владения Йонкера Африкаанера постепенно достигли р. Свакоп, т.е территории, издавна заселенной даммара и гереро. Однако в условиях постоянных военных действий с целью захвата скота и оружия, также охоты на слонов и страусов для поддержания торговли эти военно-территориальные объединения не могли не носить временный характер, распадаясь с изменением военной конъюнктуры. Каждое такое объединение нама и орла насчитывало 500 - 1000 человек, а его вооруженный отряд - 50 и более человек. Один такой отряд, существовавший в 60-е годы XIX в. В Хобабисе, имел 50 лошадей с всадниками и еще 50 лошадей запасных, 20 повозок с мулами и большое количество обслуги. Вооруженные отряды ("коммандос", как их называли европейские авторы) избирали совет - раад, в котором решающее слово оставалось за представителями старой родовой аристократии нама, которые, как правило, и получили титул капитана. Важным перевалочным пунктом торговли с Капом стал порт Уолфиш-Бей. Он возник в самой природой приспособленной для этого бухте между реками Свакоп и Куйсеб в 1845 г., после того как туда из своей резиденции в Виндхуке Йонкер Африкаанер проложил грунтовую дорогу. Уже в 50-х годов через порт проходило из Страны нама на Кап до 10 - 12 тыс. голов скота в год. В середине 60-х годов Уолфиш-Бей ежегодно пропускал до 20 тыс. фунтов слоновой кости, что было эквивалентно в ту пору 20 тыс. ф. ст., или 5 - 9 тыс. мулов. В 40-50-е годы Стран нама и часть Страны гереро признали верховенство Йонкера Африкаанера. Част гереро сражалась в составе его "коммандос", часть пасла его скот - все это в обмен на ружья и порох. Более того, |хоа-|аран (Африкаанеры) начиная с 1840-х годов организовывали в Виндхуке большие рынки куда гереро приводили свой скот и обменивали его на табак, кузнечные изделия и пр. Так, на протяжение 1840 -1850-х годов затяжной конфликт сложился между Й. Африкаанером и гай ||кхаун ("красным народом"), капитан которого ||Оасеб попытался избавиться от гегемонии Йонкера. Так начало, с деятельности рейнских миссионеров в ЮЗА совпало с периодом, когда Йонкер Африкаанер распространял свою власть в стране. Поэтому миссионеры Рейнского общества стремились укреплять союз с ним, чтобы возвратиться в Виндхук. Формальным поводом для этого стало изгнание в 1850 г. Йонкером уэслейцев. Однако Йонкер Африкаанер подозрительно относился к немецким миссионерам, называя их "предателями и шпионами Капского правительства". Впрочем, это не мешало ему состоять в переписке с главой рейнских миссионеров Г. Ханом. Дальновидный Йонкер понимал, что миссионеры, с одной стороны, помогали налаживанию торговли, но с другой - представляли собой потенциальную опасность: "Вы хотите сделать с нама то же, что вы сделали с людьми Малой страны Нама, - отнять у нас нашу землю". Позднее рейнским миссионерам удалось получить разрешение Йонкера Африкаанера на богослужение в Виндхуке. Однако его позиция по отношению к ним оставалась сдержанной. Это заставило немецких миссионеров, руководимых Г. Ханом, начать пропагандистскую работу, направленную против Йонкера. Миссионеры поддерживали гереро, не желавших мириться с его гегемонией, и склоняли нама к неподчинению ему. В 1854 - 1856 гг. гай-||кхаун объединились к ||кхаун-|гоан (свартбоеями), причем каждая из основных групп старалась привлечь на свою сторону другие группы койкой. В 1857 г. Был построен пакгауз, в котором одновременно можно поместить 10-15 тыс. т пороха, пользовавшегося большим спросом местных жителей. Другим путем торговли с Капом оставался старый - через р. Оранжевую. Для контроля над торговлей, использованием пастбищ и т.п. потребовалось создать союз нескольких "капитанств", поэтому стали возникать более крупные объединения. Так, 17 и 18 октября 1848 г. !аман (бетанийцы) приняли письменный свод законов, в котором, в частности, утверждалось наследование поста капитана от отца к старшему сыну, верховенство капитана в решении судебных вопросов, выборность рада, кроме капитана и назначаемых им двух судей. Аналогичные законы приняли |хай-кхаууан (берсебы), жившие в районе Рехобота #кхау-|гоан (свартбои). Вот важнейшие положения свода законов Рехобота: "Власть капитана переходит к его старшему сыну, ему помогают два советника и 10 судей. Судьи сменяются каждые два года (ежегодно половина из них), а при плохом поведении смещаются. Членом объединения может считаться лишь тот, кто имеет ружье, пять коров и 50 голов мелкого скота, не является возмутителем спокойствия и подчиняется законам. На общем собрании он обладает правом голоса по вопросам войны и мира и пр. Он обязан участвовать в войнах и общественных работах. Слуги также являются свободным людьми, но, чтобы покинуть своего господина, они должны предварительно договориться с ним. Если же им это не удается, дело передается судье. Слуги так же могут стать гражданами при вышеназванных условия…". К концу 1850-х годов сложилась новая расстановка сил, связанная с недовольством койкойн тем, что Йонкер и его союзники присвоили #кхау-|гоан, !аман (бетанийцы), |хай-|кхаун (берсебы), а затем кхаро!оан (цайбши) и |кхобесин (витбои). Новые шаги в этом направлении были сделаны райскими миссионерами в 1854-1858 гг., когда Йонкер Африкаанер вынужден был основное внимание уделять Стране гереро и даже перевел свое штаб-квартиру из Виндхука в Окахандью. В этот период, как уже говорилось, против верховенства Йонкера поднялся ряд народов. Центром формирования оппозиции Йонкеру стал Рехобот, где миссионер Ф. Кляйншмидт оказывал влияния на решения капитана В. Свартбоя. В этот же период в Юго-Западной Африке появилась еще одна внешняя сила - экспедиции специалистов горного дела из Южной Африки, занимавшихся в 1854-1860 гг. поиском меди. Они получили право на разработку полезных ископаемых как от Йонкера, так и от ||Оасеба. За каждую тележку руды Йонкер получал около 1 ф.ст. Таким образом, эти экспедиции стали дополнительным проводником товарно-денежных отношений в Юго-Западной Африке. Хоачанасский мирный договор При заключении мирного договора присутствовали: Йонкер Африкаанер, Кидо Витбой, Паул Голиаф, Вилиям Свартбои, Амраль Давид, Крестиан Африкаанер и Чамуаха а С. Махареро был представителем хриква, живущих на северу от Кейптауна. Вместе с тем члены экспедиций поставляли противоборствующим сторонам в деле примирения группировок Йонкера и ||Оасеба посредниками стали рейнские миссионеры. По условиям мира, заключенного в Хоачанасе 9 января 1858 г., ||Оасеба признавался почти ровным Йонкеру. Договор состоявший из 12 статей, устанавливали в Стране нама власть (верховенство) рада под председательством Йонкера. Это было первое, зафиксированное в истории объединение намибийцев, выступающих за мир и дружбу между собой и с целью противостояния иноземному вмешательству. В 1860 г. в Очимбингве вопреки воле Йонкера он собрал вокруг себя группу европейцев с целью расширения торговли с Капом, добавив к традиционному товару - скоту - слоновую кость и страусовые перья. В качестве торговых партнеров он выбрал гереро, чем рассердил Йонкера и его людей. Они считали также Андерсона виновным в распространении эпизоотии скота. Сам Йонкер Африкаанер не чувствовал себя сильно ущемленным, поскольку главным для него в тот период было расширение экспансии на север, в Страну овамбо. Гереро рассчитывали на помощь Андерсона в торговле с Капом и на его защиту от наследников Йонкера, по прежнему считавших их своим вассалами. Однако на самом деле это, конечно, было временное объединение народов Юго-Западной Африки, весьма аморфное и непрочное, хотя и достаточно крупное, что доказывает его быстрый распад после смерти Йонкера. В связи с этим говорят об "империи" Йонкера Африкаанера, люди, живущие в центральной и южной Намибии обязывались быть верными ему безо всяких условий во всех вопросах, касающихся управления внутренними и внешними делами в стране. Распад этого объединения был связан с продвижением нама все дальше на север, вплоть до земель овамбо, а также с эпизоотиями скота в районе Очимбингве и эпидемий оспы (от которой, в частности, умер Йонкер Африкаанер). Тем не менее резиденция Йонкера в Виндхуке оставалась центром экономической и политической жизни Юго-Западной Африки до самой его смерти 18-го августа 1861 г. С одной стороны, конфликты |хоа-|аран с гереро, сложные перегруппировки сил в регионе привели к тому, что сын и преемник Йонкера, Кристиан, 1863 г. Потерпел поражение при Очимбингве. Попытки |хоа-|аран восстановить свою гегемонию в Юго-Западной Африке окончились поражениями в сражениях при том же Очимбингве в 1865 и 1867 гг. с другой стороны, гереро объединились под властью Камагареро. Таким образом, в XIX в. Произошли крупные и принципиальные социальные изменения у нама, как несколько раньше у орлам. Возникавшие и распадавшиеся военно-территориальные объединения имели характер вождеств. Процесс их образования был тесно связан с внешней торговлей и соперничеством за контроль над ней самой Юго-Западной Африке. В общем плане это имело закономерный характер - вождества часто возникали именно под влиянием внешних факторов. Толчок этому процессу дало расширение голландского (бурского) колониализма в Южной Африке: именно оно побудило орлам к миграции через р. Оранжевую в Юго-Западную Африку. К моменту установления германского колониального господства в Юго-Западной Африке один из основных народов будущего германского протектората - нама - уже прошел сложный путь исторической эволюции. Это было общество, знакомое с имущественным и социальным неравенством, в котором процессы политогенеза шли ускоренным путем. Петрус Индонго Историк, публицист 19.07.2004г. Литература 1. А.С. Балезин, А.В.Притворов, С.А. Слипченко. История
Намибии в новое и новейшее время. М.1993.с.37
|