Первый африкано-украинский фестиваль. Публикации

 

Дни дружбы
НГОЛА-УКРАИНА"

 

П У Б Л И К А Ц И И


 

 

СИД, или ГЕОПОЭТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
КЛУБНОЙ МОСКВЫ

Ярослав ДМИТРЕНКО
Ярослав ДМИТРЕНКООбщеукраинская газета “БИЗНЕС-ВРЕМЯ”, Днепропетровск
30.08.2001

       В Днепропетровск приехал Сид*. Приехал побыть с родителями, сменить серпасто-молоткастый паспорт на “трезубый” украинский, а заодно – прозондировать днепропетровскую интеллигенцию на предмет “готовности к африканским импрезам”. “Бэкграундом” для любимой Сидом африканской тематики служили появившиеся на “родине застоя” не без его содействия ангольские дипломаты (о них “БВ” писал в номере 32). В миру Сида зовут Игорь Сидоренко. Он родился в крымском Джанкое, а живёт и творит в Москве, Днепропетровск считает родным городом.

Сид и Василий Аксёнов танцуют сиртаки на свеженасыпанном кургане. Боспорский форум-3, лето 1994 г. Фото Андрея Канищева.        Поэт, прозаик, культуролог. Участник обеих антологий русской поэзии “Итоги века” – “Строфы века” (составитель Евгений Евтушенко) и “Самиздат века” (составитель Генрих Сапгир). Организатор уже вошедших в историю новейшей русской литературы Боспорских форумов в Крыму (Керчь, 1993-95 гг.), других конференций, фестивалей и культурных акций. В том числе фестиваля новой украинской литературы “Южный акцент” (Москва, май 1999 г.). Президент московского фонда “Крымский клуб”. Главный редактор web-сервера LITER.NET и директор крупнейшего русскоязычного web-сервера об Африке “AFRICANA.RU”.
В Днепропетровске Сид окончил художественную школу и биофак ДГУ, после чего ушёл в дальние научные экспедиции по южным морям (Мадагаскар, Гвинея, ЮАР, Египет, о-ва Океании, Антарктида и др.), где, по собственному выражению, проводил дни, “буднично отягощённые поэтическим вдохновением”**. В своей литературной и культурологической деятельности придерживается концепции “практической геопоэтики”, альтернативной геополитике с её властными амбициями, отчего все литературные акции Сида неизменно приобретают шумный характер.

       ДОПОЛНИМ ГЕОПОЛИТИКУ ГЕОПОЭТИКОЙ

       Однажды Сид сказал: “У всех нас, славян, есть тяготение к югу”. И сотворил Боспорские форумы, которыми увлёк самых разных российских писателей – Аксёнова, Войновича, Битова, Пригова, Рубинштейна, Искандера, Жданова, Куллэ и многих других, которые в 1993-1995 гг. приезжали в Керчь. И вместо того, чтобы греться под южным солнцем, спорили о роли Крыма, как “геопоэтической оси мирового масштаба”. Затем полуостровом занялась геополитика в лице московского мэра и большие российские деньги. Московская пресса даже писала, что “Сид проиграл Крым Лужкову”. А Боспорский форум закономерно трансформировался в Крымский клуб в Москве, прибежище литераторов и серию литературных акций и экспериментов – около 160 за пять лет. Иногда весьма скандальных даже по столичным либеральным меркам.
Например, вечера “Литераторы - милиционерам”, или “Литераторы – ГБ-шникам”: мы это начали в начале 2000 г., – рассказывает Сид, – когда Путин пришёл к власти. Интеллигенции и поэтам особенно было неуютно: все ждали, когда же Путин начнёт проявлять свои профессиональные наклонности. Потом уже не выдержали и начали первыми”.

       “ВЕТЕР С ДНЕПРА” В МОСКОВСКИХ САЛОНАХ

       Кстати, на этом самом вечере “Литераторы - милиционерам”, состоявшемся вскоре в Музее Маяковского на Лубянке, обозреватель “Радио Свобода” Вероника Боде прочитала и рассказ писателя Александра Хургина (писателя, живущего в Днепропетровске, если кто-то по случайности не знает) “Ночной ковбой” – “о несчастном менте, который поневоле вынужден охранять злачное место новых русских”.
       По словам Сида, у Днепропетровска есть все видимые и невидимые предпосылки, чтобы стать большим культурным центром международного масштаба. Наш город явил миру многих великих людей, даже не говоря о политиках, писателей Фридриха Горенштейна и Александра Кабакова, поэта Михаила Светлова. Один из лучших поэтов ХХ века – уроженец Днепропетровска Ян Сатуновский, о котором мы практически ничего не знаем. А вот из ныне живущих – Александр Хургин, который считается одним из крупнейших современных прозаиков, будучи уроженцем Москвы, там местами более известен, чем в Днепропетровске. Сам Хургин, благодаря своей интерактивности, создал на сервере “Liter.net”, который Сид поддерживает за счёт фонда Сороса, сайт “Dnepr.liter.net” – электронную версию днепропетровской литературной жизни.
“Боюсь сказать банальность, – говорит Сид, – но московская литературная жизнь – это Вавилон. Множество художественных языков, которые местами смешиваются, зачастую не понимая друг друга. Справедливо пишут и о “мафиозном” разделении не только пространства Москвы, но и времени, т.е. дней недели, между основными клубами и салонами. Настоящая литературная Москва – та, которую будут называть классикой через десятки лет, это, конечно же, литературные салоны. Иногда они ютятся в очень даже скромных местах, но всё это очень серьёзные, совершенно самостоятельные и устоявшиеся вещи. Понедельник - это Эссе-клуб редактора журнала “Новая Юность” Рустама Рахматуллина в Московском архитектурном институте, но, одновременно, и “Премьера” в Зверевском центре современного искусства на Бауманской. Клуб, генетически восходящий к Клубу литературного перформанса. Там задают тон Света Литвак – их лидер, и знаменитый постмодернистский прозаик Николай Байтов. Вторник – это клуб “Авторник” в библиотеке напротив Новодевичьего монастыря. Очень удачное название: “автор” и “вторник”. Известный издатель и главный редактор сервера “Вавилон ру” Митя Кузьмин нашёл его в стихотворении Иннокентия Анненского “Нервы”. Среда – Крымский клуб. Четверг – салон “Классики XXI века” в Чеховской библиотеке на Страстном бульваре. Самая респектабельная программа: зал с диванчиками и зеркальным потолком в “новорусском стиле”. Главная там – великая труженица некогда андеграунда, а сейчас – литературного мейнстрима и известная издательница некоммерческой художественной литературы Алёна Пахомова. Пятница – Георгиевский клуб в одноимённом переулке за зданием Госдумы РФ, и командует там Татьяна Георгиевна Михайловская, которая до последних лет была лицом журнала “Новое литературное обозрение”. В субботу происходят большей частью скучные, но всё равно презентабельные акции в Музее Сидура, а в воскресенье, примерно раз в месяц в квартире покойного Генриха Вниаминовича Сапгира – классика современного русского авангардного стиха – несколько молодых литераторов вместе с его вдовой Милой проводят “воскресенья Сапгира”, дискуссионного характера. Есть ещё тот же ЦДЛ, где до 80-х временами бился пульс живой литературы. Но сейчасэто совершенно выморочное пространство, где делаются банкеты, выступают политики и графоманы. По инерции графоманы стекаются туда”.
       По словам Сида, Москва очень литературно толерантный город в смысле приятия инакого. В отличие от Питера. При всём обилии жанров и направлений современной литературы, если вы попадёте “не в тот” клуб, вас всё равно выслушают. Может быть, даже с завистью или ревностью, может быть, с иронией, но дадут телефон или координаты “нужного” клуба.
       Крымский клуб Сида начинался в арт-центре “Феникс”, где ему одно время даже платили зарплату, а затем продолжился в виде “серии локальных в пространстве и времени экспериментов”, таких по форме, как “Круглый стул”: зрители сидят не параллельными рядами, а концентрически вокруг восседающего на вращающемся стуле автора и, перебивая друг друга, задают вопросы. В правилах игры – герой вечера имеет право игнорировать неинтересные и поворачивается в сторону понравившегося вопроса. Это больше напоминает ток-шоу. Разные части зала воюют за внимание автора. В цикле “Первых чтений” – “коллекций интеллектуальных и художественных жестов в сторону знаковых фигур современной литературы, – где жесты иногда достаточно агрессивные, иногда просто жалобы или кляузы, – участвовали такие мэтры, как руководитель российского ПЕН-центра Андрей Битов, Василий Аксёнов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Александрович Пригов – все они числятся среди членов Крымского клуба. Четыре акции “Литераторы - людям” в Музее Маяковского были посвящены людям из силовых структур: милиционерам, ФСБ-шникам, разведчикам-шпионам и военным. В Институте экологии и эволюции РАН на серии вечеров “Зоософия” собирались для обсуждения тем “Грызуны в литературе”, муссировались темы “ихтиологической символики и образа рыбы” или же “Лемуры Мадагаскара: герои книг и мировой эволюции”.

       ДНЕПРОГАСКАР - МАДАПЕТРОВСК

       К слову, Мадагаскар Сид считает квинтэссенцией поэтического духа. Сейчас он ожидает в гости известную тамошнюю поэтессу и, по геопоэтическому совпадению обстоятельств, министра иностранных дел этой страны Лилу Ханитру Рацифандриаманану Ракутунаваи, а также пишет роман “Корабль”, в котором на Мадагаскар плывут три десятка российских и несколько украинских писателей.
Все они – знаковые Сида и некоторые прототипы персонажей заказывают автору свои коллизии сюжета. Например, Василий Аксёнов заказал пиратское нападение, Дмитрий Александрович Пригов (непременное упоминание Ф.И.О. которого – прихоть самого Пригова) – линию трагической судьбы мадагаскарского лемура, которого писатели везут, чтобы вернуть на остров. Прозиак и “литерапевт” - лечит текстом – Александр Грановский будет проводить над коллегами-писателями потаённые психологические эксперименты. Он в путешествии пишет диссертацию “Психиатрические отклонения у писателей”. А ещё один из героев – Леонид Костюков – заказал заговор на корабле и стал его вдохновителем.
Уникальная поэтическая традиция сохранилась и на Мадагаскаре. На торжественных собраниях жители этого острова устраивают своеобразные, по сути постмодернистские, поэтические ристалища. Местные поэты, имеющие там высокий социальный статус, с особым изяществом и остроумием обыгрывают канонические тексты “кабари”, устно передаваемые уже не одну сотню лет. Поискав упоминания о Мадагаскаре в русской литературе, Сид сотоварищи нашёл их у героини “Войны и мира” Наташи Ростовой и писателя Вадима Шефнера. Есть небезосновательное предположение, что Пётр I умер со словом “Мадагаскар” на устах. Во всяком случае, он бредил экспедицией, известной историкам как “Мадагаскарская экспедиция Петра Великого”. В то время известный пират Каспар Морган, обосновавшийся на острове, просил Петра взять Мадагаскар под монаршую опеку, и это совпало с желанием российского царя иметь в южных морях дружественный форпост и заморскую территорию. Экспедиция готовилась несколько месяцев, но из-за смерти Петра корабли не ушли дальше Балтики. Ещё одно, на этот раз чисто “геопоэтическое” предположение самого Сида: мадагаскарская руконожка ай-ай и знаменитое восклицание Пушкина: “Ай да Пушкин, ай да сукин сын!” – тоже как-то связаны. В декабре при деятельном участии нашего земляка в Москве пройдёт конференция “Россия и Мадагаскар: диалог культур” – итог двухсотлетнего изучения филологии, зоологии и ботаники острова. А Лила Ханитра Рацифандриаманана Ракутунаваи всё равно приедет. Даже ещё раньше, в октябре, на организованный известным поэтом и депутатом Мосгордумы Евгением Бунимовичкем Международный фестиваль поэтов.
Есть перспективы, что постоянная прописка появится и у Крымского клуба. Кочующий "Клуб литературного хэппенинга, как его ещё называют, с осени перебирается в элитарный московский клуб "Дума", членами которого являются некоторые депутаты российской Госдумы, многие главные редакторы московских СМИ, Елена Ханга, Станислав Говорухин, Андрей Макаревич и некоторые другие деятели российской культуры. Конечно, за последнее десятилетие функции поэта и литератора сильно именились. Сейчас поэт "не больше чем поэт". Просто частное лицо и нужен лишь тем, кто бескорыстно любит поэзию, а не тем, кто ожидает очередного мистагога - мистического вождя. По мнению Сида, "то торепетное и сакральное было вредным, в первую очередь, самому поэту.Роль литератора, как пророка и глашатая масс отныне факультативна, необязательна. Не закреплена теперь за поэтом и роль метафизического "указательного пальца". Просто - раскрытая ладонь, может быть, фига в кармане".

На фото: Сид и Василий Аксёнов танцуют сиртаки на свеженасыпанном кургане. Боспорский форум-3, лето 1994 г. Фото Андрея Канищева.

        Примечания Africana.ru:
* Интервью взято в середине августа 2001, в момент пребывания Сида в отпуске в Днепропетровске в гостях у родителей, накануне устроенной им пресс-конференции ангольских дипломатов.
** Приведена цитата из статьи Сида о креативных силах Днепропетровска с автобиографическими элементами “Екатеринославъ: в ожиданiи приятной катастрофы”, опубликованной в днепропетровском литературно-художественном альманахе “Артикль” в 1997 году и в дополненном варианте – в “Русском журнале” в 1998 г.


 

 

Глобус Украины   Днепропетровск   Литературный Днепр   Крымский клуб   Мадагаскарский проект

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 

Первый афро-украинский, африкано-украинский, африканско-украинский, украино-африканский, украинско-африканский, анголо-украинский, ангольско-украинский, украино-ангольский, украинско-ангольский образцовый фестиваль Дни дружбы Ангола-Украина, 17-18 сентября 2001 года, город Днепропетровск, Национальная Горная Академия Украины, ангольское землячество, студенты, студенческая община, посольство Анголы, архив фото, фотоархив, фотоальбомы, сайт