Эксперт Africana.ru о сетевой жизни Чёрного континента

 

ЧЕРНЫЙ ИНТЕРНЕТ ПРЕКРАСЕН.
Он существует. Вот и всё.

 

Анна БРАЖКИНА,
главный редактор сервера Africana.ru
Октябрь 2002, журнал "Со-общение"


       Африка попала в мировую паутину раньше России. Это исторический факт. Мы оказались в ней в 1993 году. Но к тому времени там уже были Тунис и ЮАР, а одновременно с нами в сеть протиснулись Камерун, Гана, Египет и Кения. Им на пятки наступали Буркина Фасо (пресловутая Верхняя Вольта), Алжир, Марокко, Свазиленд и Сенегал. Ну конечно, им же помогала ООН…

 

Прокол Билла Гейтса

       Еще совсем недавно пресловутый Билл Гейтс говорил про Африку, что масса безграмотных, суеверных, больных СПИДом людей, послушно живущих в авторитарных обществах, не может стать основой для развития информационного рынка. Сегодня отделения Microsoft открыты в 10 странах континента. Вот чудак! Журналисты придумывают взволнованные определения международных программ интернетизации Африки: «Мандат Африки в информационный век», «Чрезвычайная программа интернет-помощи черному континенту». На интернет-симпозиумах в Африке участники частенько плачут от счастья.
       Знаменитый сенегальский певец Юссу Н’Дур, с которым любили петь дуэтом во время мероприятий ООН самые великодушные монстры рок-н-ролла, в 2000 году и сам стал работать в ООН. Теперь он борется с эксплуатацией детского труда. Пару лет назад певец заявил, что интернет спасет Африку, начал собирать компьютеры second-hand по миру и свозить их на черный континент — в Африку. Уже много понавез. При желании добрые люди могут подключаться. Многие агентства ООН и посольства западных стран в Африке, демонстрируя свою веру в африканский прогресс, торжественно переходят от быстрых и надежных международных провайдеров к местным – медленным и ненадежным.

Дайте электричество

       Наиболее развитые в смысле IT страны – ЮАР, Кения, Зимбабве, Гана, Мозамбик, Уганда и Замбия. Им аплодисменты! По оценкам ООН, число пользователей интернетом в черной Африке в 1999 году составляло около 870 тыс., из которых 800 тыс. приходилось на находились в ЮАР. К середине 2000-го их было почти 2 млн, а к началу 2001-го – 4,4 млн. На долю ЮАР теперь приходится не 90%, а 50% пользователей. К 1998 году три африканские страны все еще не имели доступа к интернету, но получили его уже к середине 2000 года. В 1999 году к интернету было подключено 5—7 тыс. компьютеров (против 290 в 1995-м). Сегодня их сосчитать невозможно. Доля африканских сайтов в мире составляла 0,025%. Сейчас это уже 0,4%.
       За последние три года компании-операторы перевели все системы интернет в режим непрерывного потока в 34 странах. Основная проблема развития отрасли – дороговизна услуг. По данным ООН, средняя стоимость пользования интернетом в течение 5 часов в сутки в Африке в 2000 году составляла $60 в месяц. Из-за этого стоимость совместно оплачиваемых счетов в Африке гораздо выше, чем в развитых странах. Но уже к концу 90-х годов 10 стран выходили в интернет через зональный код, что снизило стоимость до тарифов на внутригородской звонок. В 2001 году снижение цен было вызвано появлением крупных международных компаний: цена за минуту подключения, например, в Кении упала вдвое.
       Дороговизна и слабая мощность вели к тому, что в большинстве стран было трудно получить полосу пропускания, достаточную для интерактивной работы в сети. До 1999 года лишь немногие страны имели полосу пропускания свыше 64 Кбит/с, но уже в 2000 году 11 стран имели международную связь с более 256 Кбит/с. Теперь проблема пропускной способности практически решена. Вот только бы электричество включали почаще!

Кольцо вокруг Африки

       Раньше было как: почти все международные сети в Африке подключены к США, некоторые – к Англии и Франции через основных международных провайдеров (AT&T, BritishTelecomи др). Определенное количество других коммутаций напрямую предоставляется PanamSat и IntelSat наземным частным и государственным станциям в США и Англии, что позволяет им обходиться без местных провайдеров. В большинстве случаев поставщики интернет-услуг должны полностью оплачивать стоимость подсоединения к Европе или к США. Это дает провайдерам развитых стран свободный доступ к континентальной сети и еще более увеличивает издержки африканских партнеров. Услуги внешних операторов еще и сегодня обходятся Африке в $400 млн в год. Возмутительно и абсолютно несправедливо!
       Но в 1999 году был запущен оптоволоконный проект «Кольцо вокруг Африки». Подводный кабель 32 000 км длиной с пропускной способностью 80 Гбит/с поздней весной 2002 года уже дотянулся до Африки. Так что сеть, которая напрямую соединит каждую африканскую страну с любой другой африканской страной, скоро заработает. На побережьях Африки, Ближнего Востока и юга Европы будут сооружены 30 наземных станций. Waow! Да станет Африка полноценным членом мирового информационного сообщества!

Между cash и card

       Самый крупный транснациональный провайдер в Африке – компания Africa Lakes Corporation (Африканские озера). Ее представительства разбросаны по всему континенту. Основной африканский партнер – кенийская AfricaOnline. По результатам 2001 года «Африканские озера» – одна из самых динамично развивающихся интернет-компаний мира! Прибыль «Озер» благодаря электронной коммерции в 2001 году возросла на 75%, и руководство заявило, что в обозримом будущем свернет все проекты «в старинном стиле» и полностью погрузит бизнес в интернет. В августе 2000-го «Озера» вместе с африканским отделением Barclays Africa Bank (самый крупный интернет-банк Англии) запустили проект по созданию 3 мощных интернет-центров в Кении. Эти центры будут обслуживать 12 стран юга Африки. Правда, специалистам Barclays предстоит поломать голову над внедрением в Африке кредитных карт, которыми африканцы никогда не пользовались, предпочитая наличные. Ассоциация банкиров Кении уже создала комитет, изучающий преимущества электронной торговли. Надежду внушает опыт ЮАР, несколько лет практикующей не только кредитные карты, но и биржевые игры on-line. В 2000 году оборот в сфере электронной коммерции в ЮАР приблизился к $900 млн, что вдвое больше, чем доходы от подписки на услуги провайдеров. В 1998 году это было всего $1,5 млн.

Эфиопские трудности

       Эфиопы без всякого социального заказа и грантов, просто для души, постоянно придумывают все новые и новые программы приспособления к обычной 24-буквенной клавиатуре 276-буквенного алфавита своего необычного языка – одного из самых древних из всех живых языков на планете. А в ЮАР наоборот – создана программа «Охотник» для абсолютно неграмотных юзеров. Вообще африканские лидеры не считают, что неграмотность может служить каким-то серьезным препятствием для истинного прогресса великих народов. И правильно!
       Еще словечко о Кении! История демонополизации рынка связи Кении – песня о молодежной революции. Сотни студентов, жаждущих свободных контактов с миром, в 1999 году громили офисы монополиста Telcom Kenia, требуя либерализации связи. Правительство в эти дни вообще отрубило интернет. Так что на кенийцев можно положиться. Тем более что менеджерам «Африканских озер» выпала удача общаться не с надменными и ленивыми чиновниками, а с тремя приятнейшими молодыми людьми – хозяевами Africa Online, которые совсем недавно были бедными бостонскими студентами и всего четыре года назад начали бизнес в родной Кении с трех компьютеров в маленькой комнатушке.

Хакеры как национальная гордость

       Хакерство в Африке – знак продвинутости нации. Лучшие хакеры живут в Магрибе (Тунис, Марокко, Алжир), но есть они также в Нигерии и в ЮАР. Подлинная история африканских хакеров началась в США в середине 2000 года, когда студент Северо-восточного университета США, родом из Нигерии, был признан виновным во взломе систем Министерства обороны и NASA, а также Zebra Marketing Online Services – вашингтонской государственной веб-хостинговой компании, которая в апреле 1999 года 42 часа оправлялась от последствий взлома. Студенту грозили 20 лет тюрьмы и $750 тыс. штрафа. Но его как иностранца депортировали на родину, где парень стал национальным героем, хотя и был примерно наказан. Уже несколько лет подряд хакеры взламывают сайт правительства Марокко только для того, чтобы оставить на первой странице автограф. Вообще же в 2001 году хакерским атакам подверглись 103 марокканских сайта. Более конкретно подходят к делу в ЮАР. Там в апреле 2001 года впервые возбуждено уголовное дело против хакеров, похитивших сотни миллионов рандов с банковских счетов, в том числе со счетов ЮАР-овского филиала крупнейшего британского «Стандарт бэнк». Взломщиков счетов в Африке с восхищением зовут кредитными акулами.
       Нигерию, в которой живет пятая часть всего населения Африки, называют спящим гигантом интернет-рынка. Этого гиганта все время пытаются разбудить. К выборам в Нигерии, где на тот момент было 1000 абонентов, появились сайты двух основных кандидатов, созданные избиркомом, которому ЕС предоставил грант в $4 млн на обеспечение демократии.

Интернет как средство политической борьбы

       Собкорр ИТАР-ТАСС в Кении Андрей Поляков вспоминает, что в 1996 году правительство Замбии запретило один из выпусков независимой газеты «Пост». Был конфискован тираж, провайдера заставили убрать компьютерную версию. И тут же в знак солидарности запрещенный номер был вывешен на нескольких зарубежных сайтах. Власти тяжело вздохнули и выделили деньги на электронные версии двух своих изданий. По словам российского корреспондента, известно как минимум два случая решающей роли интернета в большой африканской политике. Первый – когда нигерийские оппозиционеры, живущие в США, разработали по электронной почте план свержения хунты, а потом успешно его реализовали. И второй – когда на чате познакомились будущие советники будущего президента Конго Лорана Кабилы, вскоре приведшие его к власти. Вот так же и теперь чатятся эмигранты из Руанды и Бурунди.

Когда Тейлора тошнит, Вад смеется

       В интернете много всяких африканских историй – про интернет и бен Ладена. Про то, что благоверному мусульманину грех пользоваться поисковой машиной yahoo.com. Про то, как создателей египетского гей-сайта сначала арестовали, а потом выпустили. Про то, как слепой мужик в ЮАР прослушивал сайты с детским порно и его за это могли посадить в тюрьму на десять лет, но не посадили. Про патриотические сайты прекрасных кенийских лесбиянок, которые знают, как спасти Африку от СПИДа. Про тысячу сайтов Муаммара Каддафи. Про то, что президента торгующей кровавыми алмазами Либерии Чарльза Тейлора тошнит каждый раз, когда он хотя бы случайно услышит слово «интернет», а в Сенегале, наоборот, президент Вад ввел национальный праздник интернета и каждый день произносит это слово по 20 раз, и при этом всегда радостно смеется… Конечно, я не объективна. Но это любовь, брат!