Алуаш Мерзак

 

Алуаш Мерзак

(Allouache, Merzak)

 

Алжирский режиссер кино и телевидения, оператор, сценарист.
Родился в 1944 г. в Алжире.
В двадцать лет Алуаш поступил в Алжирский национальный киноинститут, где проучился с 1964 по 1967 год. Затем продолжил кинообразование в Париже в Институте кинематографии (I.D.Н.Е.С.). Его дипломной работой был короткометражный художественный фильм "Вор" (1967), посвященный молодежной теме. Затем Алуаш стажировался на французском телевидении. Возвратившись в Алжир в 1971 году, он становится советником при министерстве информации и культуры. В его обязанности входила деятельность по популяризации проводимой в стране аграрной революции в провинциальных районах. С фильмами и лекциями на эту тематику Алуаш в специальном киноавтобусе исколесил всю страну. Параллельно снимал короткометражные документальные ленты на политические и историографические сюжеты. Особенно удачным стал его поэтический фильм "Древняя Типаза" (1975), созданный совместно с Францией.
Первый художественный полнометражный фильм "Омар Гатлату" (1976) оказался творческим триумфом Алуаша и принес ему международную известность. Эта картина, показанная на международных ки- нофестивалях в Каннах и в Москве, позволила критике говорить о режиссере как о самобытном художнике, впервые в алжирском кино обратившем пристальное внимание на внутренний мир "маленького" человека, живущего в большом городе. Психологизм и лирическая исповедальность в творческой манере Алуаша сочетались с ироничным, а подчас и саркастическим авторским взгля- дом на мир. В ленте "Омар" речь идет о поколении молодых, о тех, кто вырос в условиях Алжира, уже свободного от колониализма, а о героическом прошлом страны узнавал лишь от своих отцов и дедов. Алуаш рисует жизнь без прикрас во всей ее достаточно непривлекательной обыденности. В центре — судьба юноши, мелкого служащего Омара, на роль которого был выбран тонкий актер Буалем Бенани (критика справедливо называет его представителем "алжирского" неореализма). Омар — дитя своего города. По утрам, как и все, он ездит в битком набитом автобусе в контору, после работы бродит с друзьями по ночному городу, мечтает о любимой девушке, к которой у него так и не хватает мужества подойти. Все события в его жизни происходят на фоне урбанистических пейзажей и городской толпы, состоящей из таких же, как и он сам, людей. Образ Омара "не тонет" в детальном пересказе его жизни, а от эпизода к эпизоду приобретает все более отчетливые черты. Он одержим мечтой скорее стать взрослым — "крутым мачо". Но для ее осуществления нет ни опыта, ни средств. Режиссер с юмором описы- вает его убогий быт, жизнь в перенаселенной малогабаритной квартире с родственниками. В арабской семье юноша считается взрослым, когда женится. Омар же еще очень далек от того, чтобы стать главой семьи. Поэтому его несостоявшийся поэтический роман в фильме — символичен, юноша стоит лишь на пороге жизни, и ему предстоит нема- лый путь. Но если у Омара все впереди и он преисполнен надежд, то у пожилого скромного библиотекаря Рашида, созданного не без влияния французского экзистенциализма, героя фильма "Человек, который смотрел в окна" (1982), жизнь трагична и буквально уходит из-под ног. Продолжая городскую тематику, Алуаш рассказывает о человеке, сходящем с ума от невыносимого одиночества и отсутствия жизненных перспектив. Ему нигде нет покоя, мучимый галлюцинациями, он бродит по ночным улицам, заглядывает в чужие окна и чувствует, что только одна лишь смерть даст ему успокоение. Картину можно назвать фильмом одного актера. Покоренный талантом прекрасного драматического исполнителя Аллель ель Мухиба, режиссер сделал камерную ленту о том, как страшна для человека психологическая изоляция, способная привести к сумасшествию и гибели.
В конце 70-х годов в алжирском кино особенно заметны стали поиски новых кинематографических жанров и форм. Режиссеры все чаще обращались к истокам национальной арабской культуры. В своем фильме "Похождения одного героя" (1978) Алуаш, как и его коллеги Ламин Мербах, Надир Мухаммед Азизи и многие другие, обратился к арабскому фольклору, в частности к излюбленному виду народного искусства — национальному роману, называемому в литературоведении "сира". Жанр "сира"— это прежде всего концентрация сюжета вокруг одной личности, призванной сыграть в произведении исключительно важную историческую роль. Жизненность этой литературной формы обусловлена тем, что ее основная идеологическая задача оказывается целиком подчиненной элементам занимательности. Жанр рассчитан на простой народ, в нем наивность сочетается с просторечием, а развлекательный сюжет переполнен авантюрными ситуациями. Отталкиваясь от принципов этого вида искусства, Алуаш в центре ленты ставит героя, которому, как и герою "сиры", предсказывается при его рождении необыкновенное, полное приключений будущее. Он отправляется в странствия, попадает в самые неожиданные ситуации, вовлекается в сражения и поединки, преследует врагов и сам оказывается преследуемым. Ему приходится испытать надежды и разочарования, любовь и соперничество, и лишь в конце пути он наконец добивается счастья. При всей сказочности сюжета зритель легко угадывает в фильме историю своего времени, правда, переосмысленную в юмористическом плане, с революциями и войнами, столкновением амбиций сильных мира сего.
В дальнейшем режиссер возвращается к близкой ему городской проблематике и теме молодежи. В частности, во Франции выпускает картину "Любовь в Париже" (1987) о трагической любви араба и европейской девушки. В середине 90-х он снимает один за другим два фильма, стилистически и тематически перекликающихся с лентой "Омар". Емко, колоритно и остроумно режиссер представляет новое поколение молодых, пришедшее уже двадцать лет спустя. Как и в начале творчества, Алуаш в своих интервью заявляет, что алжирский фильм в первую очередь должен дать зрителю материал для размышлений, представить совокупность проблем времени, достоверный жизненный материал. Картина "Привет, кузен" посвящена не теряющей в стране актуальности теме, связанной с пребыванием алжирца во Франции. В ленте, сюжет которой исполнен юмора, речь идет о двух кузенах. Один — иммигрант в Париже. Другой — приехавший к нему алжирец. Алуаш показывает огромную раз ницу между стилем жизни и менталитетом личности в той и другой стране. Отнюдь не идеализируя жизнь на родине, он с мудрой иронией смотрит на тех, кто наивно мечтает обрести счастье за ее пределами. Еще один ракурс современности представлен в фильме "Баб эль- Уэд сити" (1996). Его сюжет связан с усилением в Алжире исламского фундаментализма. Если поколение Омара стояло на пути создания государства, открытого в том числе и для европейского влияния, то теперь происходит обратный процесс. Алуаш активно выступает против этих тенденций и в жанре остроумной комедии высмеивает религиозный фанатизм.
В 90-е гг. режиссер работает на телевидении.
Т. Царапкина
Фильмография: к/м "Bop" (Le voleur);
к/м "Интимная мысль" (Pensee intime), 1967; к/м д/ф "Мы и аграрная революция" (Nous et la revolution Agraire), 1972; к/м д/ф "Древняя Типаза " (Tipasa 1'ancienne), 1975; "Омар Гатлату" (Omar Gatlato), 1976; "Похождения одного героя" (Les aventures d’un heros), 1978; "Человек, который смотрел в окна " (L’homme qui regardait par la fenetre), 1981; "Любовь в Париже" (Un amour а Paris), 1987; "Привет, кузен" (Salut cousin), 1994; " Баб эль — Уэд сити " (ВаЬ el – Oued city), 1996.
Библиография: Merzak Allouache. L’essentiel avec humour // El Modjahidi. 27 febrier. 1977. Brossard J.-P. Les aventures d’un heros populaire. // Brossard J-P. Vue раr son cinema. Locarno. 1981. Masson. L'escriture et l’ntraduisible // Positif. 1987. N 311. Libiat Е. Plus qu'un cinema engagi с'est un cinema de frustration. // Premiere. 1994. Dec

Вернуться на главную