Баюни Мухаммед
(Полное имя: Мухаммед Мухаммед Баюми аль-Фаттатри.)
Египетский кинорежиссер, оператор, пионер национального
кинопроизводства. Родился 3 января 1894 г. в Танте, умер 15 июля 1963
г. в Александрии. Родившийся в семье богатых торговцев, Мухаммед Баюми
после окончания школы поступил в военное училище и в 1915 г. получил офицерское
звание младшего лейтенанта. Затем его перевели служить под начало колониального
английского командования в Палестину. Не согласившись с назначением, в
апреле 1918 г. он вышел в отставку. Еще курсантом М. Баюми увлекался фотографией,
писал стихи, интересовался живописью, театром и кино. Перед отьездом в
1919 г. за границу он принимал активное участие в организации в Александрии
популярного впоследствии театрального коллектива Бишары Уакима.
Посетив несколько европейских стран, Баюми в конце концов остановил выбор
на Германии. В Лейпциге он изучал фотомастерство, в Берлине на студиях
УФА осваивал технологию обработки кинопленки и тиражирования фильмокопий,
работал осветителем, актером, помощником оператора. Приобретя богатый
профессиональный опыт, Баюми в 1923 г. вернулся на родину. Здесь он снял
в качестве оператора первую сделанную на территории Египта полнометражную
игровую картину "В стране Тутанхамона", поставленную по горячим
следам сенсационного открытия гробницы фараона эпохи Нового царства.
В том же, 1923 г. Баюми стал одним из инициаторов создания в Каире "Клуба
восточных движущихся картинок". Тогда же на собственные средства
построил в каирском квартале Шубра небольшую студию, оснастив ее оборудованием,
привезенным с собой из Европы. Здесь он приступил к выпуску информационного
киножурнала "Джарида Амун". В 1924 г. Мухаммед Баюми поставил
30-минутный игровой фильм “Господин писарь", где в роли незадачливого
конторского служащего, влюбившегося в танцовщицу и растратившего казенные
деньги, выступил известный египетский театральный актер Амин Аттала. Лента
была снята в интерьерах префектуры, а также на хорошо знакомых каирских
улицах, что сделало ее подкупающе достоверной и популярной у зрителей.
Вдохновленный достигнутым успехом, Баюми взялся за постановку полнометражного
художественного фильма "Учитель Барсум ищет работу", вложив
в него почти все фамильные сбережения. Но из-за внезапной смерти во время
съемок единственного сына фильм снять не удалось. Обратившись за финансовой
поддержкой к крупнейшему египетскому предпринимателю Талаату Харбу, режиссер
по его заказу сделал документальную ленту о строительстве центрального
здания банка "Миср", а также стал его личным кинохроникером.
В 1925 г. банкир учредил акционерную компанию театра и кино "Миср"
и приобрел студию М. Баюми, назначив его художественным руководителем.
Через год, так и не получив финансовой помощи для осуществления своих
творческих планов, кинематографист направил прошение об отставке и уехал
в Александрию, где основал небольшую фотостудию и больше к активной работе
в кино не возвращался.
В истории национальной кинематографии Баюми стал первым египтянином, построившим
киностудию, организовавшим выпуск хроникального киножурнала, снявшим дебютный
короткометражный художественный фильм, выступившим в амплуа оператора
— постановщика первой снятой в Египте полнометражной игровой картины.
В 1991 г. в Египте вышла посвященная режиссеру двухчасовая биографическая
документальная лента М.К. Кальюби "Мухаммед Баюми и факты потерянного
времени", удостоенная главного приза Дамасского между- народного
кинофестиваля.
А. Шахов
Фильмография: хроникальный киножурнал "Амон", 1923; "В
стране тутанхамона" (оператор}, 1923; "Господин писарь"
(Аль- Башкятиб), 1924.
Библиография: Ахмед аль-Хадари. Тарих ас-синима фи миср. Каир. 1989; Сомир
Фарид. Сафахат маджхула мин тарих ас-синима аль-мисрийя. Каир. 1996
|