Баюни Мухаммед

 

Баюни Мухаммед

(Полное имя: Мухаммед Мухаммед Баюми аль-Фаттатри.)

 

Египетский кинорежиссер, оператор, пионер национального кинопроизводства. Родился 3 января 1894 г. в Танте, умер 15 июля 1963 г. в Александрии. Родившийся в семье богатых торговцев, Мухаммед Баюми после окончания школы поступил в военное училище и в 1915 г. получил офицерское звание младшего лейтенанта. Затем его перевели служить под начало колониального английского командования в Палестину. Не согласившись с назначением, в апреле 1918 г. он вышел в отставку. Еще курсантом М. Баюми увлекался фотографией, писал стихи, интересовался живописью, театром и кино. Перед отьездом в 1919 г. за границу он принимал активное участие в организации в Александрии популярного впоследствии театрального коллектива Бишары Уакима.
Посетив несколько европейских стран, Баюми в конце концов остановил выбор на Германии. В Лейпциге он изучал фотомастерство, в Берлине на студиях УФА осваивал технологию обработки кинопленки и тиражирования фильмокопий, работал осветителем, актером, помощником оператора. Приобретя богатый профессиональный опыт, Баюми в 1923 г. вернулся на родину. Здесь он снял в качестве оператора первую сделанную на территории Египта полнометражную игровую картину "В стране Тутанхамона", поставленную по горячим следам сенсационного открытия гробницы фараона эпохи Нового царства.
В том же, 1923 г. Баюми стал одним из инициаторов создания в Каире "Клуба восточных движущихся картинок". Тогда же на собственные средства построил в каирском квартале Шубра небольшую студию, оснастив ее оборудованием, привезенным с собой из Европы. Здесь он приступил к выпуску информационного киножурнала "Джарида Амун". В 1924 г. Мухаммед Баюми поставил 30-минутный игровой фильм “Господин писарь", где в роли незадачливого конторского служащего, влюбившегося в танцовщицу и растратившего казенные деньги, выступил известный египетский театральный актер Амин Аттала. Лента была снята в интерьерах префектуры, а также на хорошо знакомых каирских улицах, что сделало ее подкупающе достоверной и популярной у зрителей.
Вдохновленный достигнутым успехом, Баюми взялся за постановку полнометражного художественного фильма "Учитель Барсум ищет работу", вложив в него почти все фамильные сбережения. Но из-за внезапной смерти во время съемок единственного сына фильм снять не удалось. Обратившись за финансовой поддержкой к крупнейшему египетскому предпринимателю Талаату Харбу, режиссер по его заказу сделал документальную ленту о строительстве центрального здания банка "Миср", а также стал его личным кинохроникером. В 1925 г. банкир учредил акционерную компанию театра и кино "Миср" и приобрел студию М. Баюми, назначив его художественным руководителем. Через год, так и не получив финансовой помощи для осуществления своих творческих планов, кинематографист направил прошение об отставке и уехал в Александрию, где основал небольшую фотостудию и больше к активной работе в кино не возвращался.
В истории национальной кинематографии Баюми стал первым египтянином, построившим киностудию, организовавшим выпуск хроникального киножурнала, снявшим дебютный короткометражный художественный фильм, выступившим в амплуа оператора — постановщика первой снятой в Египте полнометражной игровой картины. В 1991 г. в Египте вышла посвященная режиссеру двухчасовая биографическая документальная лента М.К. Кальюби "Мухаммед Баюми и факты потерянного времени", удостоенная главного приза Дамасского между- народного кинофестиваля.
А. Шахов
Фильмография: хроникальный киножурнал "Амон", 1923; "В стране тутанхамона" (оператор}, 1923; "Господин писарь" (Аль- Башкятиб), 1924.
Библиография: Ахмед аль-Хадари. Тарих ас-синима фи миср. Каир. 1989; Сомир Фарид. Сафахат маджхула мин тарих ас-синима аль-мисрийя. Каир. 1996

Вернуться на главную