Балогун Ола

 

Балогун Ола

(Balogoun, Ola)
Нигерийский кинорежиссер, сценарист, продюсер, дипломат.

 

Родился в 1945 г. в Абе (Нигерия).
Получив образование в учебных заведениях Лагоса и Дакара и испробовав силы на литературном поприще, Ола Балогун увлекся затем кинематографом, уехал в Европу и в 1968 г. закончил парижский институт ИДЕК. На протяжении трех лет он работал в должности пресс-атташе посольства Нигерии во Франции; находясь на дипломатической службе, снял лирическую видовую ленту "Мосты Парижа" и документальный фильм "Одна Нигерия". В нем прозвучала критика в адрес сепаратистов самопровозглашенной "республики Биафра", пытавшихся в 1967 — 1970 гг. подорвать единство крупнейшей по населению страны Африканского континента. Оставив в 1971 г. престижную карьеру дипломата и вернувшись домой, Балогун посвятил себя просветительской и творческой деятельности. В дебютной полнометражной игровой картине "Альфа" (1972 г.) он поведал историю европейски образованного африканца, живущего в Париже и подобно многим другим афро-иммигрантам, строящего иллюзорные честолюбивые планы политического переустройства далекой и, в сущности, потерянной родины. Через три года в фильме "Амади" режиссер снова обратился к проблемам африканской интеллигенции. Его герой, изучающий в Лагосе театральное искусство юноша-нигериец, подавленный столичными нравами и стремительными ритмами города, обретает душевное равновесие, только оказавшись в привычном и человечном мире своей родной деревни.
Адресованные весьма ограниченному кругу интеллектуальной элиты и посвященные рефлектирующим одиноким героям, эти первые работы О. Балогуна не нашли понимания и одобрения у массового зрителя. Коммерческого успеха режиссер смог добиться основанными на фольклорном материале мелодрамой "Аджани Огун" (1975) и комедией "Айе" (1979). Включив в действие этих фильмов выигрышные в зрелищном отношении народные песни и танцы, красочные обряды и церемонии, автор в то же время отразил косность и порочность нравов верхушки нигерийского общества. Для глубокого знакомства с особенностями вкусовых пристрастий соотечественников Балогун, будучи режиссером и продюсером своих фильмов, вместе с членами съемочной группы ездил по всей стране, устраивая после сеансов встречи и творческие дискуссии с городскими и сельскими зрителями.
Наибольшую известность О. Балогуну принесли решенные в полудокументальной манере и обращенные к национальной киноаудитории публицистические ленты "За свободу!" и "Власть денег". Первая из них, показанная в конкурсе МКФ в Москве в 1981 г., достоверно рассказала об антиколониальной борьбе африканцев в конце 1950-х годов, дав беспристрастную оценку разнородным политическим силам, которые в ней участвовали. Во "Власти денег" через историю двух молодых людей, чью любовь стремится разрушить престарелый богатый политикан, звучит мотив обличения произвола высших бюрократических кругов Нигерии, бесцеремонно распоряжающихся людскими судьбами и торгующих выгодными должностями.
Большинство фильмов О. Балогуна, первого в Тропической Африке кинематографиста, организовавшего в 1970-80-е гг. собственное кинопроизводство, сняты на языке йоруба – одного из основных народов Нигерии. По мнению режиссера, это должно было способствовать формированию подлинно национального киноискусства. Между тем социальная направленность и гражданский пафос его кинолент вызывали раздражение как органов официальной цензуры, так и владельцев кинозалов, предпочитавших показывать коммерческие боевики иностранного производства. Именно это во многом предопределило решение Балогуна отказаться от работы в области кино и заняться с середины 80-х гг. главным образом преподавательской и просветительской деятельностью.
А. Шахов
Основные фильмы: .Альфа (Alfa), 1972,. "Амади" (Amadi), "Аджани Огун" (Ajani Ogun), 1975; "Айе" (Ауе), 1979; "3a свободу!" (For Freedom!), 1980; "Власть денег" (Money Power), 1982.
Библиография: Будяк Л. Борьба продолжается // Спутник XII ММКФ. 1981. №11; Кулик Е. Нигерия // Искусство кино. 1983. №6.

Вернуться на главную