Буамари Мухаммед
(Bouamari, Mohamed)
Алжирский режиссер кино и телевидения, сценарист, оператор.
Родился 20 января 1941 года в городе Сетифе (Алжир).
Выходец из крестьянской семьи, самоучка, Буамари начинал свою кинематографическую
карьеру во Франции, снимая короткометражные ленты — зарисовки из жизни
арабских эмигрантов в Париже. Он самостоятельно изучал основы режиссуры,
увлекался творчеством Ж.-Л. Годара. Практический опыт работы в кино Буамари
приобрел, работая ассистентом режиссера на фильмах "Дорога"
Слима Риада, "Ветер с Аураса" Лахдара Хамины, "Z"
Коста Гавраса, “Глиняные стены" (Рума) Жана Луи Бертучелли.
Буамари — один из основоположников направления "нового кино"
("синема джадид"), течения, пришедшего на смену первому этапу
алжирского национального кино, когда предпочтение отдавалось созданию
фильмов антиколониальной проблематики. "Новое кино" во главе
с Буамари (в движение входили около тридцати молодых кинематографистов)
обратилось к темам адаптации населения страны к общественным и экономическим
переменам, связанным с проведением в государстве социальных реформ, названных
аграрной революцией. Проблемы тяжелого наследия колониального прошлого,
и в частности, преодоление средневековых норм в семейной жизни, проходят
основной темой через три главных фильма режиссера: "Угольщик"
(1972), снятого к 10-летию независимости Алжира, "Наследие"
(1974), "Первый шаг" (1980). В этих картинах режиссер на примере
взаимоотношений в семье показывает огромные трудности психологического
и социального характера, которые приходится преодолевать людям в новую
историческую эпоху.
Выход на экраны "Угольщика" стал поводом для многочисленных
споров и обсуждений в синематеках, на симпозиумах и конференциях, посвященных
проблемам киноискусства в странах, освободившихся от колониализма и испытывающих
большие экономические тяготы. Созданный на небольшие деньги (35 000 франков),
снятый целиком на натуре при участии лишь трех профессиональных актеров,
фильм поднял множество болезненных проблем, с которыми столкнулся народ,
особенно крестьяне после освобождения. Герой картины угольщик — бывший
солдат, участвовавший в борьбе за независимость, в новой жизни остается
невостребованным. Его профессия становится архаизмом: добытый вручную
уголь больше не нужен. Кроме того, он оказывается в унизительном положении
отца семейства, не способного прокормить жену и детей. В центре ленты
— мучительный поиск выхода из тупика нищеты двух любящих, но конфликтующих
друг с другом людей. Жена хочет работать, а муж не может с этим смириться.
Несмотря на то что семья уехала из родных мест, он все еще находится во
власти страха перед "джамаа" — общим собранием деревни, которое
может обвинить его в нарушении традиции, по которой только мужчина должен
быть кормильцем семьи. Тягостные часы в молчании проводит эта пара в своей
бедной хижине. Героиня, в исполнении актрисы Фаттумы (приз за лучшую женскую
роль на IX МКФ в Москве), так и не переступает порога своего замкнутого
семейного мира. Но всем строем и логикой картины режиссер подводит зрителя
к мысли, что сделать этот шаг необходимо. Вторым, не менее значи- тельным
для своего времени кинопроизведением стал фильм Буамари с символическим
названием "Наследие", вдохновленный идеями построения нового
общества. Но если в "Угольщике" зрителя покоряла психологическая
камерность семейного конфликта, то здесь больше впечатлял обобщенный смысл
картины, ее притчевое звучание. "Наследие" состоит из двух частей,
двух страниц истории страны: это последние годы особенно жестокого, агонизирующего
колониализма и начало строительства нового государства, выдвинувшего программу
возведения в стране "1000 социалистических деревень". Герой
фильма — учитель, проповедующий идеи свободолюбивого поэта Бэна Бадиса
и мечтающий о независимом будущем Алжира. За это вольнолюбие колонизаторы
подвергли его зверским пыткам и полубезумного оставили среди руин для
устрашения остальных обитателей выжженного войной поселка. Место действия
фильма — голое пространство площади, окруженное развалинами, в которых
завывает ветер. Французы ушли, но людям осталась после них лишь бесплодная
земля. Новую жизнь строят все – старики и дети, инвалиды и женщины, на
первый план режиссер выдвигает образ жены несчастного учителя (актриса
Фаттума). Красивая, сильная, она месит глину, кладет кирпич. Этот сюжетный
мотив подчеркивает значимость женщины в жизни нового общества.
На рубеже 80-х годов стал заметен культурный рост алжирского населения,
появилась обширная студенческая аудитория. Буамари, оставаясь приверженцем
темы взаимоотношений прошлого с настоящим, создает для этой новой аудитории
фильм "Первый шаг", посвященный памяти Чарли Чаплина. В картине,
как и в предыдущих его лентах, в центре два героя: учительница и журналист.
Прогуливаясь по современному городу, молодые интеллектуалы рассуждают
о любви, о проблемах семьи, о том, как они решались в былые исторические
эпохи. Режиссер переносит своих героев то в древний мир, то в средневековье,
то в буржуазное общество начала XX века. И в каждой формации обнаруживает
одно и то же: экономическую, политическую и нравственную несвободу женщины.
И только теперь, с обретением Алжиром независимости, получив доступ к
образованию, она может сделать наконец первый шаг в полноценную общественную
жизнь.
Начиная с "Угольщика", Буамари старался сохранить на экране
национальный колорит, включал в свои ленты этнографию, музыку и фольклор,
уделяя большое внимание костюму и внешности персонажей. "Первый шаг"
изобилует эпизодами, изображающими старинные народные зрелища — театр
теней, театр кукол, клоунаду, народные обряды и празднества. Эта наиболее
яркая в зрелищном отношении лента Буамари говорит о том, что в стране
происходит процессе "восстановле- ния" в правах не только территории,
общества, женщины, но и самобытного национального искусства.
В 90-е года Буамари не снимает полнометражных картин, в основном работая
на телевидении. Он чужд амбициям, не отказывается, как и в молодости,
от работы ассистентом режиссера, пишет сценарии. Его фильмы, вошедшие
в золотой фонд алжирского кино, занимают почетное место на полках мировых
синематек. Женат на актрисе Фаттуме Буамари.
Т. Царапкина
Фильмография: к/м "Конфликт"
(Conflict), 1963; к/м "Препятствие" (L’obstacle), 1966; к/м
"Клетка" (La cellule); к/м "Небо и дела" (Le ciel
et les affaires ), 1967; "Угольщик" (La charbonnier), 1972;
"Наследие" (L’heritage), 1974; к/м "А.П.С., школа демократии"
(APC, ecole dе la democratie), 1977; к/м "Национальная хартия"
(Charte nationale), 1978; "Первый шаг" (Premier pas), 1980 "Отказ"
(Le refus), 1981.
Библиография: Черток С. Синема джадид // Фестиваль трех
континентов. Ташкент. 1977; Царапкина Т. Кино Алжира. М. l986; Brossard
J.-P. Quel cinema pour L'Algerie? // L'Аlgerе vue раr son cinema. Locarno
1981.
|