Буамари Мухаммед

 

Буамари Мухаммед

(Bouamari, Mohamed)

 

Алжирский режиссер кино и телевидения, сценарист, оператор. Родился 20 января 1941 года в городе Сетифе (Алжир).
Выходец из крестьянской семьи, самоучка, Буамари начинал свою кинематографическую карьеру во Франции, снимая короткометражные ленты — зарисовки из жизни арабских эмигрантов в Париже. Он самостоятельно изучал основы режиссуры, увлекался творчеством Ж.-Л. Годара. Практический опыт работы в кино Буамари приобрел, работая ассистентом режиссера на фильмах "Дорога" Слима Риада, "Ветер с Аураса" Лахдара Хамины, "Z" Коста Гавраса, “Глиняные стены" (Рума) Жана Луи Бертучелли.
Буамари — один из основоположников направления "нового кино" ("синема джадид"), течения, пришедшего на смену первому этапу алжирского национального кино, когда предпочтение отдавалось созданию фильмов антиколониальной проблематики. "Новое кино" во главе с Буамари (в движение входили около тридцати молодых кинематографистов) обратилось к темам адаптации населения страны к общественным и экономическим переменам, связанным с проведением в государстве социальных реформ, названных аграрной революцией. Проблемы тяжелого наследия колониального прошлого, и в частности, преодоление средневековых норм в семейной жизни, проходят основной темой через три главных фильма режиссера: "Угольщик" (1972), снятого к 10-летию независимости Алжира, "Наследие" (1974), "Первый шаг" (1980). В этих картинах режиссер на примере взаимоотношений в семье показывает огромные трудности психологического и социального характера, которые приходится преодолевать людям в новую историческую эпоху.
Выход на экраны "Угольщика" стал поводом для многочисленных споров и обсуждений в синематеках, на симпозиумах и конференциях, посвященных проблемам киноискусства в странах, освободившихся от колониализма и испытывающих большие экономические тяготы. Созданный на небольшие деньги (35 000 франков), снятый целиком на натуре при участии лишь трех профессиональных актеров, фильм поднял множество болезненных проблем, с которыми столкнулся народ, особенно крестьяне после освобождения. Герой картины угольщик — бывший солдат, участвовавший в борьбе за независимость, в новой жизни остается невостребованным. Его профессия становится архаизмом: добытый вручную уголь больше не нужен. Кроме того, он оказывается в унизительном положении отца семейства, не способного прокормить жену и детей. В центре ленты — мучительный поиск выхода из тупика нищеты двух любящих, но конфликтующих друг с другом людей. Жена хочет работать, а муж не может с этим смириться. Несмотря на то что семья уехала из родных мест, он все еще находится во власти страха перед "джамаа" — общим собранием деревни, которое может обвинить его в нарушении традиции, по которой только мужчина должен быть кормильцем семьи. Тягостные часы в молчании проводит эта пара в своей бедной хижине. Героиня, в исполнении актрисы Фаттумы (приз за лучшую женскую роль на IX МКФ в Москве), так и не переступает порога своего замкнутого семейного мира. Но всем строем и логикой картины режиссер подводит зрителя к мысли, что сделать этот шаг необходимо. Вторым, не менее значи- тельным для своего времени кинопроизведением стал фильм Буамари с символическим названием "Наследие", вдохновленный идеями построения нового общества. Но если в "Угольщике" зрителя покоряла психологическая камерность семейного конфликта, то здесь больше впечатлял обобщенный смысл картины, ее притчевое звучание. "Наследие" состоит из двух частей, двух страниц истории страны: это последние годы особенно жестокого, агонизирующего колониализма и начало строительства нового государства, выдвинувшего программу возведения в стране "1000 социалистических деревень". Герой фильма — учитель, проповедующий идеи свободолюбивого поэта Бэна Бадиса и мечтающий о независимом будущем Алжира. За это вольнолюбие колонизаторы подвергли его зверским пыткам и полубезумного оставили среди руин для устрашения остальных обитателей выжженного войной поселка. Место действия фильма — голое пространство площади, окруженное развалинами, в которых завывает ветер. Французы ушли, но людям осталась после них лишь бесплодная земля. Новую жизнь строят все – старики и дети, инвалиды и женщины, на первый план режиссер выдвигает образ жены несчастного учителя (актриса Фаттума). Красивая, сильная, она месит глину, кладет кирпич. Этот сюжетный мотив подчеркивает значимость женщины в жизни нового общества.
На рубеже 80-х годов стал заметен культурный рост алжирского населения, появилась обширная студенческая аудитория. Буамари, оставаясь приверженцем темы взаимоотношений прошлого с настоящим, создает для этой новой аудитории фильм "Первый шаг", посвященный памяти Чарли Чаплина. В картине, как и в предыдущих его лентах, в центре два героя: учительница и журналист. Прогуливаясь по современному городу, молодые интеллектуалы рассуждают о любви, о проблемах семьи, о том, как они решались в былые исторические эпохи. Режиссер переносит своих героев то в древний мир, то в средневековье, то в буржуазное общество начала XX века. И в каждой формации обнаруживает одно и то же: экономическую, политическую и нравственную несвободу женщины. И только теперь, с обретением Алжиром независимости, получив доступ к образованию, она может сделать наконец первый шаг в полноценную общественную жизнь.
Начиная с "Угольщика", Буамари старался сохранить на экране национальный колорит, включал в свои ленты этнографию, музыку и фольклор, уделяя большое внимание костюму и внешности персонажей. "Первый шаг" изобилует эпизодами, изображающими старинные народные зрелища — театр теней, театр кукол, клоунаду, народные обряды и празднества. Эта наиболее яркая в зрелищном отношении лента Буамари говорит о том, что в стране происходит процессе "восстановле- ния" в правах не только территории, общества, женщины, но и самобытного национального искусства.
В 90-е года Буамари не снимает полнометражных картин, в основном работая на телевидении. Он чужд амбициям, не отказывается, как и в молодости, от работы ассистентом режиссера, пишет сценарии. Его фильмы, вошедшие в золотой фонд алжирского кино, занимают почетное место на полках мировых синематек. Женат на актрисе Фаттуме Буамари.
Т. Царапкина

Фильмография: к/м "Конфликт" (Conflict), 1963; к/м "Препятствие" (L’obstacle), 1966; к/м "Клетка" (La cellule); к/м "Небо и дела" (Le ciel et les affaires ), 1967; "Угольщик" (La charbonnier), 1972; "Наследие" (L’heritage), 1974; к/м "А.П.С., школа демократии" (APC, ecole dе la democratie), 1977; к/м "Национальная хартия" (Charte nationale), 1978; "Первый шаг" (Premier pas), 1980 "Отказ" (Le refus), 1981.
Библиография: Черток С. Синема джадид // Фестиваль трех континентов. Ташкент. 1977; Царапкина Т. Кино Алжира. М. l986; Brossard J.-P. Quel cinema pour L'Algerie? // L'Аlgerе vue раr son cinema. Locarno 1981.

Вернуться на главную