Бугедир Ферид

 

Бугедир Ферид

 

Тунисский режиссер кино и телевидения, сценарист, киновед. Родился 11 марта 1944 г. в Тунисе в курортном городке Хаммам Лиф. В юности Ферид Бугедир увлекался искусством и литературой. В 1962 г., сдав экзамен на степень бакалавра философии, он продолжил образование во Франции. С 1962 по 1966 г. учился в университетах Руана и Па- рижа. Защитил диплом по современной литературе. В эти годы активно выступал в печати, сотрудничал в газете "Л'Аксьон", в 1967 — 1968 гг. работал главным редактором еженедельника "Уик-энд в Тунисе" ..Среди франкоязычной критики Бугедир приобрел репутацию одного из самых известных в стране киножурналистов. Решив получить практический кинематографический опыт, работал в качестве монтажера и сценариста на телевидении. Затем, совместно с режиссером Мустафой Мурали снял сатирический фильм по мольеровским мотивам — "Богач на день" (1965), получивший бронзовую медаль на Втором фестивале любительских фильмов в Келибии. А через год уже самостоятельно создал картину "Париж — Тунис", отмеченную премиями на различных фестивалях, в том числе серебряный приз на фестивале в г. Лувьере в Бельгии (1967). В фильме с психологической тонкостью и глубиной рассказывалось о трудном процессе возврата к прежней жизни молодого человека, уезжавшего учиться в Европу, а затем вернувшегося на родину.
Интерес к национальной жизни и реалиям тунисской действительности в режиссерской практике Бугедира в конце 60-х гг. совмещался с увлечением традициями французского "интеллектуального" кино и европейского авангардизма. Этому во многом способствовала совместная работа с несколькими французскими режиссерами, работавшими в Тунисе. В соавторстве с Клодом Д'Анна Бугедир выпустил картину "Смерть беспокоит". Работал ассистентом режиссера у Алена Роба- Грийе на картине "Рай и после" (1969) и у Арабаля на ленте "Да здравствует смерть" (1971).
В манере этих художников Бугедир снял собственный гротескный и абсурдистский фильм "Пикник" (1970). Лента не имела успеха у зрителя, но понравилась критике и получила Гран-при среди короткометражных фильмов на Международном франкофонном фестивале в г. Динаре (1972).
В 70-х годах Бугедир жил в Париже. Работая на радио и телевидении. Активно сотрудничал с журналами "Экран", "Синема", газетой "Монд", еженедельником "Жен Африк". В Сорбонне защитил докторскую диссертацию на тему "Африканское кино и деколонизация" (1976). В этом же году, вернувшись в Тунис, стал профессором Института печати и научной информации Туниса. Интенсивно работал над сбором материала к двум получившим широкую известность и признание на многих фестивалях, в том числе и Каннском, документальным фильмам, открывшим европейскому зрителю уникальный мир африканского и арабского киноискусства "Африканская камера" (1983) и "Арабская камера" (1987).
Свой первый полнометражный художественный фильм Бугедир снял, когда ему было уже 46 лет. Выход картины "Хальфауин. Асфур Стах" в 1990 г. на экран Карфагенского фестиваля стал своего рода сенсацией. Известный у себя в стране и за рубежом как историк и документалист, Бугедир на этом фестивале оказался признанным лидером именно художественного кинематографа Туниса. Фильм не только получил высшую награду "Золотая Танит", но был буквально "осыпан" всеми возможными призами: за лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу, лучший детский фильм...
В центре ленты, которая по жанру ближе всего к трагикомедии, что вообще характерно для многих фильмов стран Магриба, созданных в 90-е годы, — двенадцатилетний подросток. Картина касается светлых, а чаще печальных сторон жизни этого обаятельного мальчугана, находящегося на полпути между детством и юношеством. Пока что мир для него предстает из двух противоположных начал — мужского и женского. И он начинает мучительно размышлять, стоит ли взрослеть, пройти жестокую школу улицы, стать закаленным и вступить в пугающий мир мужчин, когда так хорошо оставаться маленьким, в окружении ласковых женщин. Не находя немедленного ответа, ребенок взрослеет и познает жизнь, общаясь с многочисленными простыми людьми— жителями Хальфауина, старого тунисского квартала. Искренность и непосредственность детского восприятия мира режиссер использовал как повод рассказать о том, что для него самого являлось тревожащим и главным в начале 90-х годов— усилении исламизации страны: "Все события моей ленты происходят на исламской земле. И в тот момент, когда мусульманские запреты, как это происходит сегодня, возвращаются в наиболее непреклонной форме, суровее, чем когда-либо в прошлом". Это в первую очередь сказывается на воспитании детей. По мысли режиссера, исламские догматы и устоявшиеся традиции не должны ограничивать ощущения радости и полноты жизни человека. Талант режиссера сказался в умении сочетать философичность, обобщенность кинообраза с реальностью бытия. Бугедир признавался в своих интервью, что "Хальфауин" был целью, к которой он неуклонно шел все годы своей сознательной жизни и наконец достиг ее.
Проблеме преодоления барьеров, стоящих между людьми из-за их принадлежности к разным религиозным убеждениям, Бугедир посвятил свой следующий фильм "Лето в ля Галетте" (1998), в котором приняла участие Клаудиа Кардинале, уроженка этих мест. С большой теплотой и ностальгией по прошлым временам режиссер рисует мирное сосуществование трех общин — христианской, мусульманской и иудейской. С живым интересом к нюансам человеческих взаимоотношений в картине рассказывается история трех подруг — представительниц каждой из общин, чьи дружеские взаимоотношения подвергаются испытаниям после арабо-израильской войны 1967 года. В своих киноведческих работах Бугедир в тунисском кинематографе выделял два основных направления: "ангажированное", политическое, и "культурное", национальное кино. Сам же он в своем творчестве удачно сочетал эти две тенденции. Именно эта особенность присуща его единственным в своем роде оригинальным документальным лентам "Африканская камера" и "Арабская камера", сплав этих двух линий ощущается и в его художественных картинах.
Т. Царапкина


Фильмография: к/м "Богач на один день" (Riche pour un jour) совм. с реж. Мустафой Мурали, 1964; к/м "Париж — Тунис" (Paris— Tunis), 1966; "Смерть беспокоит" (La mort trouble) совм. с фр. реж. Клодом Д'Анна, 1968; к/м "Пикник" (Le Pique-nique), 1970; к/м "Образ Африки" (African Image); к/м "Кино Африки" (Le cinema Africain), 1976; д/ф "Африканская камера" (Camera Africain), 1983; д/ф "Арабская камера" (Camera Arabe), 1987; "Хальфауин. Асфур Стах" (Halfaovine. Asfour Stah), 1990; "Лето в ля Галетте" (Un ete а la Goulette), 1998.

Библиография: Bovghedir F. Halfaovine, Fenfant des "terrasse" // Premiere. 1990. № 163. Boughedir F. Une ete а la Goulette. // Premiere. Mars. 1995.

Вернуться на главную