Шахин Юсеф
Египетский
режиссер, сценарист, актер и педагог. Родился 25 января 1926 г. в Александрии.
Юсеф Шахин родился в самом интернациональном городе Египта Александрии
в арабской семье христианского вероисповедания. В школьные годы много
читал, увлекался Шекспиром, участвовал в любительских театральных спектаклях.
Заинтересовавшись кино, с помощью родных и друзей он собрал необходимые
деньги на поездку в США, где получил кинематографическое образование.
Вернувшись на родину, Ю. Шахин начал снимать художественные фильмы. Его
дебютная лента "Папа Амин" (1950) об одержимом жаждой власти
и денег честолюбце, разорившем своими рискованными торговыми сделками
семью, перекликалась по стилистике со знаменитым Гражданином Кейном"
(1941) Орсона Уэллса. В следующей картине "Сын Нила" (1951)
Ю. Шахин выступил как новатор, впервые в египетском кино выведя на экран
в качестве героя простого крестьянина. В рассказе о человеке, ушедшем
в поисках счастья в город, вынужденном заняться, чтобы не умереть с голоду,
наркобизнесом и в финале вернувшемся в лоно семьи, режиссер правдиво отразил
спокойный и размеренный быт деревни, контрастирующий с сияющей неоновыми
огнями шумной, полной страстей и преступлений городской жизнью. Поставленные
затем "Хозяйка поезда" (1952) и "Женщины без мужчин"
(1953) не отличались художественной оригинальностью, будучи сделанными
по канонам развлекательной продукции "арабского Голливуда".
Широкий резонанс в стране и за рубежом вызвала имевшая большой успех и
у советского зрителя лента "Борьба в долине" (1954), где главную
роль исполнила замечательная киноактриса Фатен Хамама, а ее партнером
был дебютант, в будущем звезда мирового кино Омар Шариф. В острый динамичный
сюжет о перипетиях борьбы молодого агронома с феодалом и его племянником,
затопившими крестьянский урожай, вплеталась история любви героя к дочери
преступника-латифундиста. После "Борьбы в долине" косяком пошли
рассчитанные на невзыскательного зрителя детективы и сентиментально-романтические
мелодрамы "Дьявол пустыни" (1954), "Борьба в порту"
и "Я распрощался с твоей любовью" (обе 1956), "Ты — мой
любимый" (1957), "Любовь навсегда" (1959), "Призыв
влюбленных" (1960), "Мужчина в моей жизни" (1961) и другие.
Своеобразными оазисами в творчестве режиссера во второй половине 50-х
гг. стали острый социально-политический памфлет "Каирский вокзал"
(1958) об изгоях общества, занятых обслуживанием железно- дорожных пассажиров,
и направленная против французского колониализма лента "Джамиля —
алжирка" (1958) о героине алжирского сопротивления Джамиле Бухиред.
К началу 60-х гг. Юсеф Шахин обладал репутацией опытного и высоко профессионального
мастера экрана, автора фильмов разного тематического и жанрового диапазона.
В 1963 г. режиссер поставил масштабную трехчасовую историческую киноэпопею
"Победитель Салах ад-Дин". Выпустив в 1965 г. реалистическую
семейно-бытовую драму "Заря нового дня", поднявшую проблемы
эмансипации египетской женщины, он уехал в Бейрут и снял там фильм-оперетту
"Продавец колец" с участием знаменитой ливанской певицы Фейруз.
Домой Ю. Шахин возвратился уже после поражения Египта в июньской 1967
года арабо-израильской войне и приступил к съемкам совместной советско-египетской
картины "Люди на Ниле", посвященной строительству Асуанской
плотины (из-за бесконечных придирок бюрократической цензуры она вышла
на экраны только в 1972 г.) В 1970 г. режиссер поставил по роману Абдеррахмана
аш-Шаркави один из лучших реалистических фильмов Египта "Земля".
Представив на экране яркие картины крестьянского антифеодального восстания
и его беспощадного подавления, Ю. Шахин дал глубокий анализ антагонистических
противоречий в египетской деревне начала 30-х годов. Все центральные персонажи
— феодал, решивший по наделам феллахов проложить дорогу к своему дворцу,
перешедшие в число сторонних наблюдателей конфликта лавочник и учитель,
а также лидер восставших крестьян Абу Сувейлим – получились поразительно
достоверными и цельными характерами. На МКФ в Карфагене в 1970 г. Юсеф
Шахин был награжден престижным призом "Золотая Танит" за все
творчество. В 1974 г. при участии алжирских кинематографистов он снял
картину "Воробей", затронув проблему коррупции в правительственном
аппарате, ставшей одной из причин поражения страны в войне 1967 г. И хотя
критический настрой этой работы был не так уж велик, тем не менее в Египте
она смогла выйти на экраны только с купюрами, исказившими, по мнению постановщика,
его первоначальный замысел. Раздражение цензуры вызвал и фильм "Возвращение
блудного сына" (1976). Его герой, интеллигент, вернувшийся после
длительного отсутствия к родным, в прошлом сотрудничавший с режимом президента
Насера, отказывается от прежних идеалов, не поддержав рабочих, возмущенных
условиями труда на фабрике, принадлежавшей его родственнику.
На рубеже 70 — 80-х гг. Ю. Шахин начал ориентироваться в основном на интернациональную
киноаудиторию. Одной из сенсаций МКФ в Западном Берлине 1979 г. стала
"Александрия, почему?", завоевавшая "Серебряного медведя"
и Большой приз жюри. Лишенная четкого сюжета, эта картина состояла из
мозаики воспоминаний автора об Александрии 40-х гг. Центральный персонаж
Яхья — это образ самого Шахина, юноши из семьи небогатого адвоката, мечтающего
об учебе на кинофакультете в Пасадене (США). Герой пытается снять любительский
фильм, усердно разучивает роль Гамлета, заводит любовные интрижки, устраивает
"капустники"... Сочные зарисовки александрийского быта той поры,
когда корпус Роммеля стоял под Эль-Аламейном, перемежаются в ленте с кадрами
хроники — английской, немецкой, арабской, придавая ей масштабность и достоверность.
Аналогичные приемы использованы и в следующей части экранной автобиографии
Ю. Шахина "Египетский рассказ" (1982), где события личной жизни
переплетены с размышлениями о судьбах египетской революции 1952 г. и ситуацией,
сложившейся в стране после смерти Г.А. Насера и сменившего его А Садата.
В 1985 — 86 гг. на средства, выделенные французской стороной, Ю. Шахин
снял довольно путаные эклектичные фильмы "Прошай, Бонапарт!"
с Мишелем Пикколи в роли одного из генералов наполеоновской армии, оккупировавшей
в конце XVIII века мамлюкский Египет, и "Шестой день" с участием
Далиды, сыгравшей египтянку, которая пытается спасти умирающего от холеры
единственного внука. В 1990 г. Ю. Шахин поставил заключительную часть
автобиографической трилогии Александрия, еще и еще", где сыграл самого
себя уже в пожилом возрасте. В ней он фигурирует то как зритель отснятого
материала, обсуждая отдельные сцены с членами съемочной группы, то превращается
в великого полководца античности Александра Македонского, то выступает
в амплуа Антония, побежденного Октавианом Августом. Перебрасывая действие
из настоящего в далекое прошлое, режиссер показал зрителям свой метод
создания фильмов, дав возможность проследить за полетом его творческой
мысли. В кинопритче "Эмигрант" (1995), используя перекрестный
и параллельный монтаж и комбинируя сцены в непрерывно нарастающем темпе,
Шахин рассказал о юноше из Нового царства, вовлеченного в межрелигиозный
конфликт противников и сторонников бога Солнца — Атона. Аналогичные приемы
он применил и в картине "Судьба" (1997), посвященной выдающемуся
арабскому мыслителю и врачу XII века Ибн Рушду (Аверроэсу), оказавшему
большое влияние на развитие философской науки средневековой Европы.
Удостоенный за свое творчество Юбилейного приза 50-го Каннского фестиваля
1997 г., Юсеф Шахин добился международного престижа не только благодаря
особому личностному видению в искусстве, но и той легкости и свободе,
с какой он экспериментировал и экспериментирует с художественными проблемами
киноязыка. Сколь бы непохожими ни были его фильмы, их характеризует, как
правило, богатая драматургическая визуальная палитра, а также виртуозность
технического исполнения.
А. Шахов
Фильмография: "Папа Амин" (Баба
амин), 1950; "Сын Нила" (Ибн ан-нил), 1951; "Хозяйка поезда"
(Сейидат аль-кытар), 1952; "Женщины без мужчин" (Ниса била риджал),
1953; "Борьба в долине" (Сыраа фи-л-уади), "Дьявол пустыни”
(Шайтан ас-сахро), 1954;
"Борьба в порту" (Сыраа фи-л-мина), "Я распрощался с твоей
любовью" (Уаддаат хуббак), 1956; "Ты — мой любимый" (Ант
хабиби), 1957;"Каирский вокзал"(Баб аль-хадид), "Джамиля
— алжирка" (Джамиля аль-джазаирийя), 1958; "Любовь навсегда"
(Хубб ила-д-обад), 1959; "В твоих руках" (Байн ядайак), "Призыв
влюбленных" (Нида аль- ушшак), 1960; "Мужчина в моей жизни"
(Раджул фи хаяти), 1961; "Победитель Салах ад-Дин" (Ан-Насыр
Садах ад-Дин), 1963; "Заря нового дня" (Фаджр яум джадид), "Продавец
колец" (Баи аль-хауатим), 1965; "Золотые пески" (Римал
мин захаб), 1967; "Земля" (Аль-Ард), 1970; "Выбор"
(Аль-Ихтиар), 1971; "Люди на Ниле" (Ан-Нас уа-н-нил), 1972;
"Воробей" (Апь-уофур), 1974; "Возвращение блудного сына"
(Аудат ибн ад-долл), 1976; "Александрия, почемуг," (Аль-Искандарийя,
лейх), 1979; "Египетский рассказ" (Хаддута мисрийя), 1982; "Прощай,
Бонапарт!" (Уидаан, я бунапарт!), 1985; "Шестой день" (Апь-Яум
ас-садис), 1986; "Александрия, еще и еще" (Аль-Искандарийя,
каман уа каман), 1990; "Эмигрант" (Аль-Мухаджир), 1995; "Судьба"
(Аль-Масыр), 1997,
Библиография: Липков. А. Ташкент: экран,
обращенный к жизни // Искусство кино. 1980. № 10; Шахов. А. Юсеф Шахин
и его фильмы // Азия и Африка сегодня. 1998. № 2; Хассан Абу Гунайма.
Мин комус ас-синима аль-арабийя аль-джадда. Дамаск. 1976; Самир Фарид.
Ас-Синима аль-мисрийя фи нысф аль-кари. Тунис. 1974; Апь-Махраджан аль-каумий
аль-аууад. Каир. 1995; Банурама ас-синима аль-мисрийя 27- 80. Каир. 1981.
|