Шуих Мухаммед
(Chouih, Mohamed)
Алжирский режиссер, сценарист, актер театра, кино и телевидения.
Родился 3 сентября 1943 г. в г. Мостаганеме (Алжир).
Свою творческую деятельность М. Шуих успешно начал на театральных подмостках.
С 19 лет работал в широко известной в стране и за рубежом труппе талантливого
драматурга-новатора, актера и режиссера Уальда Абдеррахмана Каки. В 1963
г. перешел в Алжирский национальный театр. Находясь в среде молодой творческой
интеллигенции, восторженно встретившей провозглашение независимости Алжира
(1962), Шуих принимал активное участие в дискуссиях и диспутах по актуальным
проблемам, касающимся оценки исторического прошлого страны, выбора пути
ее социального и духовного развития. В театре, а затем и в кино он играл
роли молодых мужественных и красивых людей, живущих идеями создания нового
общества. В 60 — 70-х гг. снимался у ведущих режиссеров национального
кино М. Буамари ("Препятствие"), Т. Фареса ("Вне закона"),
А. Рашеди ("Рассвет проклятых"), Л. Хамины ("Ветер с Ауреса").
Международную известность Шуиху- актеру принес французский фильм М. Драша
"Элиза, или Настоящая жизнь" — приз 1971 г. Луи Делюка. Выступив
в дуэте с актрисой Мари Жозе Нат, он создал обаятельный образ рабочего-иммигранта,
любовь которого к француженке натолкнулась на злобный расизм, присущий
определенной части французского общества после отделения Алжира от Франции.
Свою первую режиссерскую работу — социапьную мелодраму "Устье"
(1972), Шуих поставил на телевидении. Действие фильма развивалось во времена
колониализма в среде крестьян-рыбаков, притесняемых богатыми собственниками
обширных прибрежных земель, препятствующих их промыслу. Терпению и покорности
бедняков пришел конец после того, как во внезапно возникшей перестрелке
во время свадебной церемонии погибла ни в чем не повинная молоденькая
невеста. В русле идей борьбы народа за национальную независимость режиссер
снимает следующий фильм "Разрыв" (1980), где герои — представители
разных общественных слоев — осознают неизбежность исторических перемен
в Алжире и принимают участие в освободительной борьбе. Лента демонстрировалась
в странах Африки, Европы, а в нашей стране в рамках "Недели алжирского
кино" 1984 г.
Главным режиссерским успехом Шуиха стала социально-психологическая драма
"Цитадель" (1988)— профессионально зрелое и эмоционально захватывающее
произведение, отмеченное Золотым призом на кинофестивале стран Средиземноморья
в г. Аннабе (1988), прошедшее по экранам многих стран, показанное на "Неделе
алжирского кино" в Советском Союзе. Сценарий фильма был написан 44-летним
режиссером под влиянием сложной социально-политической обстановки в Алжире
второй половины 80-х гг. Потеряла былой авторитет партия Фронт национального
освобождения (ФНО). Обозначилось стремление определенной части населения
"вернуться" в арабо-исламский мир. Усилилось влияние религиозной
партии Исламский фронт спасения (ИФС). Во многих семьях, особенно в провинции,
открыто "процветал" марабутизм. В "Цитадели" режиссер
с дотошностью исследователя подробно рисует сцены из жизни обитателей
маленького, обособленного от внешнего мира поселка, каких множество в
стране. Уже само его расположение на склоне горы, окруженной глубокими
оврагами, напоминает поселок-крепость. Стиль жизни в этом местечке остался
таким, каким был и в средневековье. Сюда не про- никли достижения цивилизации—
больных лечат не врачи, а колдуны и знахари, в семьях царит произвол старшего,
культивируется жестокость и эгоизм.
Режиссер обращает внимание на то, о чем обычно не любят говорить защитники
исламских догматов,— на уродливые стороны многоженства, когда юные девушки
существуют, словно заживо похороненные, в домах богатых дряхлых стариков,
часто заболевают психическими расстройствами, а порой и сходят с ума.
О молодых мужчинах, не обладающих финансовой независимостью и потому лишенных
жизненных перспектив, живущих в семье родителей с подавленными желаниями
и атрофированной волей.
Главные женские роли с большой психологической глубиной и реалистической
достоверностью исполнили популярные в стране актрисы театра и кино Фатума
Услиха (создавшая драматический образ первой жены в богатом семействе)
и темпераментная красавица, исполнительница характерных ролей Нуваль Заатар,
нарисовавшая яркий портрет жены сапожника.
Еще одна "сквозная" линия фильма — судьба "маленького человека",
запуганного и презираемого всеми паренька Каддура, из милости усыновленного
богатым торговцем. Эту роль исполнил специально приглашенный Шуихом эстрадный
исполнитель лирических песен Халед Барка. В его интерпретации доверчивый
и простодушный Каддур особенно выразителен в финале картины, когда над
парнем разыгрывают злую шутку. Ему устраивают мнимую свадьбу, а затем,
вдоволь посмеявшись, вместо невесты, о которой он так искренне мечтал,
вручают ему надувную куклу-манекен.
"Цитадель", с воодушевлением принятая публикой, уже более 10
лет не сходит с экрана. Картина значительна и своей эстетической стороной.
В ней интересны цветовое и световое решение, музыкальное и шумовое оформление.
В своих интервью Шуих говорил, что его фильм— крик сердца отца, который
испытывает ужас перед будущем своих двух дочерей. В финале ленты раздается
плач маленькой девочки, он символичен и обращен к сердцу каждой матери
и каждого отца. Эту роль исполняет юная актриса — дочь Шуиха. В создании
"Цитадели" принимала участие и его жена, также работающая в
области кино. Свой следующий фильм "Мост через пустыню" из-за
финансовых трудностей он выпустил лишь в 1997 г. (приз жюри ФЕСПАКО-99).
Шуих играет в театре, пишет сценарии, работает на телевидении.
Т. Царапкина
Фильмография: т/ф "Устье" (L’embouchure)
1972; т/ф "Ладони" (Les paumes) 1974; т/ф "Разрыв"
(Rupture) 1980; "Цитадель" (La Citadelle, El Kalaa) 1988; "Мост
через пустыню" (L'Arche du desert) 1997.
Библиография: Kharrat.L. El Kalaa а cour ouvert // Echo
de Annaba. 1988. Septembre.
|