Сиссе Сулейман

 

Сиссе Сулейман

(Cisse, Souleymane)

 

Малийский кинорежиссер, сценарист, оператор. Родился в 1940 г. в Бамако.
Началом кинематографической карьеры Сулеймана Сиссе, получившего среднее образование в Дакаре, стал 1960 год, когда на стипендию малайского правительства он был направлен в Советский Союз, где прошел трехмесячные курсы киномехаников. Загоревшись мыслью приобрести творческую специальность, в 1963 г. он снова приехал в Москву и поступил на операторский факультет ВГИКа. Свой дипломный фильм "Аспирант" Сиссе посвятил молодому врачу-африканцу, решившему написать диссертацию на тему взаимодействия традиционной и современной медицины.
Вернувшись на родину, Сиссе на протяжении нескольких лет работал оператором и режиссером-документалистом в киноотделе министерства информации. Его дебютом в игровом кино стала в 1972 г. короткометражная лента "Пять дней одной жизни" (бронзовая медаль Карфагенского МКФ). В ней автор проникновенно рассказал о судьбе отчисленного из школы малийского подростка, который, утратив под влиянием уголовной городской среды всякие нравственные ориентиры, попал в тюрьму и едва не стал затем вором-рецидивистом. В 1974 г. Сиссе снял первый национальный полнометражный художественный фильм "Дочь", трагическую историю девушки, ожидающей внебрачного ребенка, изгнанной отцом из дома и в отчаянии кончающей жизнь самоубийством. Этой картиной режиссер вынес суровый приговор сохраняющимся в Мали косным родовым обычаям, которые исключают возможность заключения брака между молодыми людьми, принадлежащими к разным кланам и сословиям.
Социальная направленность творчества Сиссе получила в дальнейшем воплощение в масштабной и многоплановой по содержанию картине "Труд", удостоенной в Уагадугу главного приза Всеафриканского кинофестиваля ФЕСПАК0-79. Показав в контексте малайской действительности эволюцию еще вчера наивного крестьянина, который по мере развития сюжета превращается в сознательного рабочего, начинающего ясно понимать свое значение в окружающем мире, Сиссе впервые в кино Черного континента проследил специфические процессы формирования национального пролетариата в регионе Тропической Африки. Включив в действие большое число персонажей, неоднозначно раскрывающих себя перед лицом сложных ситуаций, режиссер объективно отразил на экране многие актуальные проблемы: взаимоотношения города и деревни, капиталистов и рабочих, масс и руководителя, а также вопросы общественного и семейного статуса мужчины и женщины.
Важным шагом к международному признанию стал аналитический социальный фильм С. Сиссе "Ветер" (1982), во второй раз принесший его автору Гран-при киносмотра в Уагадугу и "Золотую Танит" Карфагенского МКФ. Положив в основу ленты реальные события антиправительственных выступлений малийской молодежи 1980 г., режиссер правдиво воссоздал ее духовные искания, с особым уважением и сочувствием нарисовав образ главного героя. За отказ отречься от свободолюбивых убеждений ему грозит каторга, но он тем не менее сохраняет верность принципам борьбы за демократию. Несмотря на драматизм повествования, картина оказалась исполнена большого оптимизма. Особенно четко это проявилось в ее финале, когда в студенческой демонстрации протеста против политического произвола властей рядом с невестой героя на переднем плане возникает фигура старого малийца-крестьянина, требующего амнистировать арестованного внука и присоединяющего свой голос в защиту демократических требований молодежи.
В 1987 г. С. Сиссе первым среди африканских кинематографистов был награжден престижным специальным призом жюри Каннского МКФ за фильм "Свет" ("Йелен"). Заглянув в далекое прошлое на тысячу лет назад, режиссер попытался обобщить многовековую мудрость земли своих предков, хранящей множество самобытных и поучительных поверий, легенд и народных традиций. Окрашенная экзотической африканской символикой и решенная в жанре эпической сказки, картина подняла извечные вопросы неумолимой ротации поколений, неспособности старших, чье время безвозвратно ушло, добровольно уступить пальму первенства идущему на смену поколению молодых. В финальных кадрах показан бредущий по песчаным барханам мальчик, внук и сын уничтоживших друг друга соперников. Озаряющий ребенку дорогу "Йелен" (на языке бамбара-"свет, дающий жизнь") символичен: знания и власть переданы чистому в помыслах молодому поколению, и они должны служить идеалам добра и справедливости.
Обращением из прошлого к настоящему и одновременно воззванием к будущему прозвучал фильм "Время" (1995), логически выстроенный и сделанный в духе притчи. Направленный против любых проявлений расизма, как "белого", так и "черного", этот фильм подтвердил масштабность социально-политического кругозора режиссера, его высокий профессионализм, а также умение говорить о вещах близких и понятных зрителям разных стран и народов. Эти качества определили международный успех картин одного из самых известных и одаренных мастеров кино Тропической Африки, снимающего на языке бамбара (распространенном в основном в Мали и Гамбии, а также среди части населения Буркина Фасо, обеих Гвиней, Берега Слоновой Кости, Мавритании, Сенегала и Сьерра- Леоне).
А. Шахов

Основные фильмы: "Пять дней одной жизни" (Cinq Jours d'une vie), 1972; "Дочь" (La Fill — den Mousso ), 1974; "Труд" ( Baara ), 1978; "Ветер" (Finye),1982; "Свет" (Jeleen), 1987; "Время" (Le Temps), 1995.
Библиография: Кулик Е. Мали // Искусство кино. 1982. № 11; Будяк Л. Кино стран Азии и Африки. М. 1983; Кондаков С. Свет жизни, или Двойной смертный приговор // Азия и Африка сегодня. 1990. № 8; Magny G. Souleymane Cisse // Cahiers du Сinema. 1991. Mai. № 443/444.

Вернуться на главную