Диоп Джибрил
(Diop-Mambety, Djibril)
Сенегальский кинорежиссер, сценарист, актер театра и кино.
Родился в январе 1945 г. в Дакаре, умер 27 июля 1998 г. во Франции.
Детство одного из самых известных кинематографистов Африки прошло в бедняцком
"народном квартале" Дакара. В школьные годы Джибрил страстно
мечтал стать киноактером, постепенно детское увлечение переросло во внутреннюю
потребность. Джибрил Диоп поступил на актерское отделение Дакарской консерватории,
а затем был принят в труппу Национального театра Даниэля Сорано. Однако
независимый и неуступчивый нрав молодого артиста являлся причиной бесконечных
конфликтов, и вскоре он был уволен "за нарушение производственной
дисциплины". Тогда же, в 1968 г., при помощи друзей ему удалось сделать
свою короткометражную ленту “Город контрастов". Снятый с движущейся
уличной повозки фильм показывал различные районы сенегальской столицы.
Молящиеся прямо на проезжей части правоверные мусульмане, собирающие милостыню
на паперти христиане-африканцы, приютившиеся на подступах к базару неказистые
мастерские мелких ремесленников и одновременно помпезные здания официальных
учреждений в стиле рококо, предназначенные для купающейся в роскоши дакарской
чиновничьей элиты. Многоликий быт большого портового города был показан
с невиданной для национального кино язвительной иронией.
В 1970 г. Джибрил Диоп поставил гротескную комедию "Мальчик Баду"
("Баду Бой"). За сбежавшим из исправительной колонии мелким
воришкой охотится толстый, неуклюжий полицейский. В серии юмористических
зарисовок, воссоздавших забавные похождения своенравного мальчишки-сорванца,
чей характер был навеян воспоминаниями режиссера о собственном детстве,
Мамбети представил скрытый от глаз иностранных туристов ужасающий быт
многочисленных городских трущоб Дакара. Официальная правительственная
цензура была возмущена тем, что в одном из эпизодов под звучание национального
гимна демонстрировались отвратительные панорамы дакарских бидонвилей.
Она запретила показ фильма в национальном прокате, и кинематографисту
в течение двух лет пришлось бороться за то, чтобы его картина вышла на
экраны без купюр и изменений.
Мировую известность кинорежиссеру-самородку принесла сатирическая, не
лишенная философского подтекста лента "Туки Буки" (1973), завоевавшая
приз критики Каннского фестиваля, а затем "Серебряную Танит"
международного киносмотра в Карфагене. Имевшая подзаголовок "Путешествие
гиен", картина содержала намек на ловкого, хитрого хищника, с которым
сенегальский фольклор связывает множество разных историй. Центральный
персонаж фильма — молодой пастух Мори. В начальных кадрах, сидя верхом
на зебу и держась за его рога, он сопровождает стадо животных на скотобойню.
Спустя какое-то время он носится по городским улицам на мотоцикле, прикрепив
к нему рога того же зебу. Мечтая с подружкой Антой уехать во Францию,
Мори начинает готовить это путешествие: обворовывает чересчур доверчивого
богача-гомосексуалиста, крадет выручку цирковых артистов,жульничает в
азартных денежных играх. Между тем в эпилоге фильма, находясь у трапа
отплывающего во Францию морского лайнера, герой все-таки решает остаться
дома, внезапно осознав, что никакой Париж счастья ему не принесет — для
этого ему пришлось бы взять о собой и свою родину с ее хижинами и стадами.
В течение следующих шестнадцати лет Джибрил Диоп появлялся на съемочной
площадке только в качестве киноактера и ассистента других африканских
кинематографистов. К постановочной деятельности он вернулся в 1989 г.,
сняв в Буркина-Фасо получасовую документальную картину "Поговорим
о бабушке", включившую в себя искрен- ние рассказы маленьких детей
об их мудрых, нежных и заботливых бабушках. В 1993 г. в официальном конкурсе
XXXVI Каннского международного фестиваля бьша показана полнометражная
игровая лента Дж. Диопа Мамбети “Гиены”. Рассказав о многолетней, отягощенной
серьезным преступлением истории любви двух уже немолодых людей, режиссер
сделал упор на ее нравственных аспектах. Притчеобразная форма, аллегоричность
повествования способствовали успеху этой ленты, поднимающей извечные вопросы
человеческого бытия — честности и вероломства, преступления и наказания,
твердости духа и малодушия.
Спустя два года в Уагадуту на ФЕСПАКО-95 приз за лучший короткометражный
фильм завоевала трагикомедия "Франк", посвященная судьбам современной
сенегальской молодежи. Ее герой — нищий юноша музыкант, у которого квартирная
хозяйка отобрала за долги музыкальный инструмент. Все надежды по- гибающего
от нищеты юноши связаны с лотерейным билетом, который он спрятал за плакатом
на входной двери, истратив для этого немалое количество клея. Билет, действительно,
оказывается счастливым. Но – о ужас! — плакат так крепко приклеился к
билету, что нет никакой возможности достать его. В отчаянии юноша срывает
дверь с петель и убегает вместе с ней из своей опостылевшей убогой норы.
Последней работой кинематографиста стала выпущенная уже посмертно 35-минутная
игровая кинокартина "Маленькая продавщица солнца", продолжившая
запланированный режиссером в 1990-е гг. цикл фильмов о судьбе отвергаемого
государством и обществом юного поколения сенегальцев. Отмеченная высокой
изобразительной культурой притча о девочке-инвалиде, решившей, несмотря
на противодействие и озлобленность уличных мальчишек, заняться, как и
они, вместо попрошайничества продажей газет, вылилась в проникновенную
оду детской храбрости, предприимчивости и стойкости.
Все свои фильмы, отличающиеся пластической выразительностью, причудливо
сочетающие поэзию и реальность, любовь и ненависть, гротеск и серьезность,
Джибрил Диоп Мамбети снял по собственным сценариям. Они систематически
включаются в организуемые в рамках крупнейших международных фестивалей
ретроспективы произведений африканского кино и получают высокую оценку
как искушенных специалистов, так и рядовых зрителей.
А. Шахов
Фильмография: "Город контрастов"
(Contrast City), 1968; "Мальчик Баду" (Badou Boy), 1970; «Туки
Буки» (Touki Bouki), 1973; «Поговорим о бабушке» (Parlons Grand-mere),
1989; «Гиены» (Hyenes), 1992; «Франк» (Le Franc), 1995; «Маленькая продавщица
солнца» (La petite vendeuse de soleil), 1998.
Библиография: Кулик Е. Многоликий мир
африканского кино. М., 1993; Hommage a Djibril Diop Mambety // Le Film
africain. 1999, № 30.
|