Дюпарк Анри

 

Дюпарк Анри

(Dupark, Henri)


Кинорежиссер, сценарист, актер Берега Слоновой Кости. Родился в 1941 г. в Абиджане (Берег Слоновой Кости — Кот д'Ивуар).
Мечтая с юного возраста о карьере кинематографиста, Анри Дюпарк, окончив школу, поехал сначала изучать теорию и практику кино в Югославию, а затем продолжил кинообразование во Франции. Будучи студентом Парижского института кинематографии, снялся в качестве актера в нескольких фильмах африканских режиссеров. Исполнил, в частности, роль героя в картине "Концерт для изгнанника" (1969), сделанной его соотечественником Дезире Экаре. После завершения учебы А. Дюпарк некоторое время работал на французском телевидении. Вернувшись на родину, он снял на студии Абиджана короткометражные ленты "Покупайте национальные продукты", "Там-там Берега Слоновой Кости",'"Мне десять лет" и "Записки путешественника" на темы национальной действительности.
Дебютную полнометражную игровую картину "Муна, или Мечта художника" А. Дюпарк поставил в 1969 г. В ней в реалистической манере воссоздана трагическая судьба талантливого скульптора и резчика масок, попавшего в кабалу к торговцу-спекулянту. Последний, сбывая его оригинальные изделия увлекающимся "искусством черных" богатым американским туристам, забирает у мастера жену, после чего оставшийся в одиночестве художник теряет рассудок. Умение Дюпарка через частные людские судьбы подняться до широких социальных обобщений особенно ярко проявилось в фильме "Семья" (1972). Здесь затронуты проблемы родоплеменной солидарности, перерастающей в откровенный семейный паразитизм, несовместимый с тенденциями современной действительности Тропической Африки. С едкой иронией в фильме показано, как в дом вернувшегося из Европы молодого инженера косяком потянулись близкие и дальние деревенские родственники и вовсе не знакомые ему люди, убежденные в том, что, поскольку их сородич стал хорошо зарабатывать, они имеют полное право жить за его счет. Не осмеливаясь протестовать против подобного бесцеремонного нашествия, герой шаг за шагом превращается в каторжника косных патриархальных обычаев. По-хозяйски расположившиеся в чужом доме, наглые родичи с их бесчисленными детьми лишают инженера возможности работать, при этом им кажется, будто именно он всем мешает со своими непонятными чертежами и книгами...
Заслужив после постановки "Семьи" репутацию одного из наиболее одаренных и интересных ки- нематографистов Черного континента, Анри Дюпарк и в дальнейшем снимал картины, прямо обращенные к различным общественным и этическим проблемам современности. Таковы его фильмы 70-х — 80-х гг.: "Дикая трава", "Я выбрал жизнь" и "Бал в облаке пыли". В 90-е годы кинорежиссер выпускал окрашенные в комедийные и лирические тона произведения семейной тематики, пользовавшиеся успехом как в местном, так и зарубежном прокате. В "Улице принцесс" (1994) Дюпарк рассказал историю молодого абиджанца, который отвергает сосватанных матерью богатых невест, полюбив девицу из публичного дома, все-таки составившую ему в итоге личное счастье, к ужасу его чванливых родителей. В ленте "Кофейный цвет" (1998), поведав о передрягах франко-африканца, отправившегося отдохнуть на родину, вступившего там в новый брак и вынужденного устраивать переезд второй жены в закрытую для многоженцев Фран цию, режиссер затронул вопросы несоответствия принятых в Европе и Африке норм морали и общественных установок.
Многие важные жизненные проблемы получили отражение в творчестве Анри Дюпарка, склонного к сатирической комедии и отличающегося пристальным взглядом на сегодняшние реалии Тропической Африки. Профессионализм, широта кругозора и умение в частном сюжете увидеть общее по праву вывели этого режиссера в число ведущих африканских кинематографистов современности.
А. Шахов

Основные фильмы: "Муна, или Мечта художника" (Mouna ou le reve d’un artiste), 1969; "Семья" (La Famille), 1972; "Дикая трава" (Herbe sauvage), 1977; "Я выбрал жизнь" (Sai choisi de vivre), 1987; "Бал в облаке пыли" (Bal poussiere), l988; "Шестой палец" (Sixieme doigt), 1990; "Улица принцесс" (Rue princesse), 1994; "Кофейный цвет" (Line Couleur Cafe), 1998.

Библиография: Черток С. Там-там ХХ века. М. 1977; Кулик Е. Многоликий мир африканского кино. М. 1993; Rue Princesse // Premiere, septembre. 1994.

Вернуться на главную