Экаре Дезире

 

Экаре Дезире

(Ecare, Desire)

 

Кинорежиссер, сценарист и актер Берега Слоновой Кости. Родился в 1940 г. в Абиджане (Берег Слоновой Кости).
В юношеские годы Дезире Экаре хотел стать филологом и в 1960 г. приехал учиться в Париж. Однако денег на учебу не было, и он перебивался случайными заработками, а в свободное время ходил по театрам и в кино. Постепенно Экаре пришел к мысли попробовать себя в качестве актера и после двухгодичного курса обучения в Парижской консерватории попал в сформированную из африканцев театральную труппу Жана-Мари Серро, часто гастролировавшую по странам Европы и Америки. Приобретя опыт сценической работы, поступил в ИДЕК, по окончании которого с помощью друзей сумел сделать фильм "Концерт для изгнанника" (1968). В нем Д. Экаре с сочувствием и одновременно с иронией отразил драму получающих западное образование соотечественников, мечтающих участвовать в культурном возрождении Африки, но, опасаясь столкнуться дома с непониманием и равнодушием, они остаются, тем не менее, в Европе.
На счастье Экаре, как раз тогда Клод Лелуш на заработанные за "Мужчину и женщину" деньги организовал фестиваль молодых кинематографистов в Иере, и на нем дебютная лента режиссера завоевала почетный приз. Затем она была отмечена на неделе кинокритики в Каннах и на кинофестивале в Карфагене.
В 1970 г. Д. Экаре поставил вторую игровую картину "Франция для нас двоих", где в комедийном ключе рассказал о приключениях молодой африканки, приехавшей в Париж с целью уберечь будущего мужа от чар белых женщин. Героиня пытается весьма усердно повторять стиль жизни и манеру поведения француженок, думая таким образом получить "истинное представление" о европейской цивилизации. В сатирическом и гротесковом повествовании Экаре создает колоритные характеры соотечественников, отвергающих во Франции духовные и нравственные ценности Африканского континента, тем самым поставив серьезные вопросы взаимодействия и диалога двух разных национальных культур с их неповторимыми специфическими особенностями и отличиями.
Съемки третьей картины Экаре "Лица женщин", состоявшей из двух новелл, из-за постоянно возникавших финансовых и организационных трудностей растянулись более чем на десятилетие. Начатая в 1973 г., она была завершена в 1985 г. и стала кинематографической сенсацией Африки, завоевав премию критики на Каннском МКФ и приз Международного Совета по кино и телевидению при ЮНЕСКО. Удачно использовав в композиции фильма африканские мелодии и ритмы, режиссер создал сатирическую притчу о том, к чему способно привести современных африканок увлечение идеалами женской свободы и эмансипации. Первая новелла, заключавшая в себе неожиданную для кино Черного континента откровенную пятнадцатиминутную эротическую сцену, рассказала о мечтавшей "возвыситься" крестьянке, которая задумав обольстить заехавшего из города франтоватого деверя, сама сделалась жертвой вульгарного родственника своего мужа. Во второй новелле автор нарисовал образ чересчур эмансипированной горожанки, взвалившей на себя руководство не только домашними делами, но и всем семейным бизнесом, что позволило "униженному" супругу, не ведая забот и хлопот, с удовольствием предаваться сладкой лени. Намеренно подчеркнув необычность в условиях африканского общества воссозданных на экране событий, режиссер предостерег соотечественниц от совершенных героинями его фильма ошибок. Эксцентрические по завязкам и неожиданным поворотам сюжета фильмы Д. Экаре отличаются вместе с тем психологически точной разработкой характеров героев, богатством наблюдений, умелым использованием музыки, выступающей в качестве своеобразного комментария киноповествования. В своих ироничных и шутливых по стилю картинах Экаре затрагивал важные и актуальные проблемы современности, заслужив репутацию одного из самых значительных деятелей кино Тропической Африки.
А. Шахов

Основные фильмы: "Концерт для изгнанника" (Concert pour un exil), 1968; "Франция для нас двоих" (Pour nous deux France), 1970; "Лица женщин" (Visages de femmes), 1985.
Библиография: Черненко М. Быть африканцем, быть поэтом // Экран. 1968-1969. М. 1969; Осипов А. Женщины Африки: коллективный портрет // Советский экран. 1987. № 2; Кулик Е. Многоликий мир африканского кино. М. 1993.

Вернуться на главную