Хондо Абид Мед

 

Хондо Абид Мед

(Hondо, Abid Med)

 

Мавританский режиссер кино, театра и телевидения, актер, оператор, сценарист. Родился в 1936 году в оазисе М'Раа южномавританской пустыни (Мавритания).
Хондо родился в бедной мусульманской семье, у матери мавританки и отца сенегальца было десять детей. Начальное образование он получил в Марокко, в Рабате, где окончил четырехгодичную профессиональную школу. Затем уехал на заработки во Францию. Днем работал грузчиком, официантом, продавцом, поваром, а по вечерам учился. Окончил театральные курсы Ф. Розе в Париже. Познавший на себе горечь иммигрантской жизни, вдохновленный политическими идеями Че Гевары, Бена Барки, Патриса Лумумбы, Мед Хондо воспринимал искусство театра и кино в первую очередь как средство связи между людьми, как действенный способ, с помощью которого он сможет с эмоциональной убедительностью передать людям свои революционные взгляды. Взяв на вооружение художественные принципы своих кумиров в искусстве— Бертольда Брехта, Жана Люка Годара, Глаубера Рощи, — режиссер создает в 1966 году труппу единомышленников, по преимуществу иммигрантов, и начинает работать в театре. Выступает и в качестве актера, сыграв около десятка ролей в постановках режиссеров Бурселье, Моклера, Родригеса, Серро, посвященных бедственной ситуации африканцев в Европе. В частности, Хондо исполнил роль революционера в "Трагедии короля Кристофа" Сезара, пьесе о завоевании независамости Алжира. Одновременно он увлекается кинематографом, играет в кино эпизодические роли, изучает технику съемок и основы монтажа, с особенным интересом относится к творчеству Годара.
В 1965 году Хондо выпускает две короткометражные картины, пронизанные автобиографическими мотивами: "Баллада об источниках" и "Везде или, может быть, нигде".
Свой первый, принесший ему мировую известность полнометражный фильм "Солнце О" (1970) — название антильской песни, — режиссер снял на собственные небольшие средства при поддержке африканских актеров-энтуазиастов. Эта двухчасовая черно-белая лента о злоключениях мавританского иммигранта (в исполнении антильского актера Роберта Льенсоля) вызвала шквал восторженных отзывов во французской и африканской прессе. Публику потрясли эмоциональный накал картины, ее пронзительная откровенность и актуальность. Сам Мед Хондо утверждал, что создал ленту об истинах, о которых нельзя говорить спокойно, о них можно только кричать. В произведении шла речь и о бедственном положении африканцев в Европе, в нем была и язвительная критика в адрес марионеточных правительств в бывших колониях, и разоблачение лицемерия социальных институтов Франции, унижающих достоинство иммигрантов. На фоне часто бесцветных и примитивных по форме лент на ту же тематику, появившихся в 70-е годы, "Солнце О" выделялось своей эмоциональной окрашенностью, политической глубиной, горечью и яростью чувств. Художественная форма ленты, включавшая в себя мультипликацию, карикатуру, социальную сатиру, африканскую символику, была глубоко продумана. Стиль и ритм, сочетание изобрази- тельного и звукового ряда, выразительность метафор, высокое трагедийное звучание финала — все в картине составляло впечатляющее целое. Сразу же, в 1970 году, фильм прошел по экранам мира, демонстрировался на кинофестивалях в Каннах, Нью-йорке, Локарно (приз "Золотой леопард"), Карфагене. А в 1971 г. — в Берлине, Ташкенте, Уагадугу (приз международной критики).
С неменьшим темпераментом, но в более реалистической манере Мед Хондо снимает свой следующий фильм "Чернокожие ваши соседи" (1974, главный приз в Тулоне в 1974 г. и первый приз "Золотая Танит" на Карфагенском фестивале в
1975 г.). Если в "Солнце О" в центре была трагедия отвергнутого обществом одного персонажа, то здесь на экран был выведен коллективный герой — африканцы разных стран. Мед Хондо рассматривал современное угнетенное положение иммигрантов как продолжение многовекового рабства, царившего в африканских колониях на протяжении веков.
Тема истории не "отпускала" режиссера и после выхода этой, изобилующей документальными фактами и примерами ленты. И он вновь варьирует эту проблему в новой для себя творческой манере — в жанре мюзикла. Фильм "Вест-Индия" (1979) был снят по произведению антильского драматурга Даниэля Букмана "Негры". Сначала Мед Хондо поставил пьесу в театре, где она шла на протяжении пяти лет. Затем перенес свой спектакль на экран. Действие картины, как и на сценической площадке, развертывается на построен- ной среди огромного заводского цеха рабовладельческой галере, где четко разделен "верх" и "низ". На протяжении истории колониализма "верх" занимали привилегированные белые, "низ" — черные. Условность театра Брехта, политическая сатира, яркая зрелищность балаганных представлений, африканские песни и танцы, сказания и легенды, восстания, битвы и маскарадные шествия составляют ткань фильма. Трагичность темы векового порабощения народов Африки преодолевается ощущением праздника, поскольку в ленте Меда Хондо люди расправляют плечи и берут собственную судьбу в свои руки. Мотивы исторического прошлого возникают и в эпической картине "Саррауния", (1986), снятой по роману Абдулы Мамани, написанному по мотивам нигерийских народных сказаний. Это история одного из эпизодов антиколониальной борьбы, в центре которого полумифическая королева племени азнасов Саррауния, гeроическая женщина, вставшая на защиту своего народа. Фильм, изобилующий массовыми и батальными сценами, снимался в Буркина-Фасо. Он интересен своей этнографической стороной, но размеренный эпический стиль и перенасыщенность подробностями национального быта явно снизили эмоциональный накал его звучания.
На протяжении четверти века Мед Хондо остается режиссером-экспериментатором в области формы. При этом он неизменно верен главной теме своего творчества— анализу положения африканцев как в колониальный, так и в постколониальный периоды.
Глубинные связи с народной культурой, самобытность яркого африканского характера выражаются и в самой личности режиссера. На многочисленных международных кинофестивалях он предпочитает появляться в красочной национальной одежде. Принимая участие в дискуссиях о современном состоянии африканского кино, Мед Хондо, будучи страстным оратором, призывает африканских режиссеров при помощи кинокамеры "писать историю своих народов".
Т. Царапкина

Фильмография: к/м "Баллада об источниках" (Ballade aux sources); к/м "Везде или, может быть, нигде" (Partout ou peut etre nulle part), 1965; "Солнце О" (Soleil О), 1970; "Чер- нокожие ваши соседи" (Les bicots — negres vos voisins), 1974; "У нас будет смерть, чтобы выспаться" (Nous aurons toute la mort pour dormir), 1977; "Вест-Индия" (West Indies), 1979; "Ф. Полисарио. Вооруженный народ" (F. Polisario. Un peuple aux armes), 1978; "Саррауния" (Sarraounia), 1986; "Черный свет" (Lumiere noire), 1994.
Библиография: Черток С. Истины, которые надо кричать // Ташкентский кинофестиваль. Ташкент. 1975; Chevollier J. Sarraounia // La revue du cinema. N 422, 1986; Bernard С. Entretien avec Med Hondo // Positif, № 147. 1970.

 

Вернуться на главную