Хондо Абид Мед
(Hondо, Abid Med)
Мавританский режиссер кино, театра и телевидения, актер,
оператор, сценарист. Родился в 1936 году в оазисе М'Раа южномавританской
пустыни (Мавритания).
Хондо родился в бедной мусульманской семье, у матери мавританки и отца
сенегальца было десять детей. Начальное образование он получил в Марокко,
в Рабате, где окончил четырехгодичную профессиональную школу. Затем уехал
на заработки во Францию. Днем работал грузчиком, официантом, продавцом,
поваром, а по вечерам учился. Окончил театральные курсы Ф. Розе в Париже.
Познавший на себе горечь иммигрантской жизни, вдохновленный политическими
идеями Че Гевары, Бена Барки, Патриса Лумумбы, Мед Хондо воспринимал искусство
театра и кино в первую очередь как средство связи между людьми, как действенный
способ, с помощью которого он сможет с эмоциональной убедительностью передать
людям свои революционные взгляды. Взяв на вооружение художественные принципы
своих кумиров в искусстве— Бертольда Брехта, Жана Люка Годара, Глаубера
Рощи, — режиссер создает в 1966 году труппу единомышленников, по преимуществу
иммигрантов, и начинает работать в театре. Выступает и в качестве актера,
сыграв около десятка ролей в постановках режиссеров Бурселье, Моклера,
Родригеса, Серро, посвященных бедственной ситуации африканцев в Европе.
В частности, Хондо исполнил роль революционера в "Трагедии короля
Кристофа" Сезара, пьесе о завоевании независамости Алжира. Одновременно
он увлекается кинематографом, играет в кино эпизодические роли, изучает
технику съемок и основы монтажа, с особенным интересом относится к творчеству
Годара.
В 1965 году Хондо выпускает две короткометражные картины, пронизанные
автобиографическими мотивами: "Баллада об источниках" и "Везде
или, может быть, нигде".
Свой первый, принесший ему мировую известность полнометражный фильм "Солнце
О" (1970) — название антильской песни, — режиссер снял на собственные
небольшие средства при поддержке африканских актеров-энтуазиастов. Эта
двухчасовая черно-белая лента о злоключениях мавританского иммигранта
(в исполнении антильского актера Роберта Льенсоля) вызвала шквал восторженных
отзывов во французской и африканской прессе. Публику потрясли эмоциональный
накал картины, ее пронзительная откровенность и актуальность. Сам Мед
Хондо утверждал, что создал ленту об истинах, о которых нельзя говорить
спокойно, о них можно только кричать. В произведении шла речь и о бедственном
положении африканцев в Европе, в нем была и язвительная критика в адрес
марионеточных правительств в бывших колониях, и разоблачение лицемерия
социальных институтов Франции, унижающих достоинство иммигрантов. На фоне
часто бесцветных и примитивных по форме лент на ту же тематику, появившихся
в 70-е годы, "Солнце О" выделялось своей эмоциональной окрашенностью,
политической глубиной, горечью и яростью чувств. Художественная форма
ленты, включавшая в себя мультипликацию, карикатуру, социальную сатиру,
африканскую символику, была глубоко продумана. Стиль и ритм, сочетание
изобрази- тельного и звукового ряда, выразительность метафор, высокое
трагедийное звучание финала — все в картине составляло впечатляющее целое.
Сразу же, в 1970 году, фильм прошел по экранам мира, демонстрировался
на кинофестивалях в Каннах, Нью-йорке, Локарно (приз "Золотой леопард"),
Карфагене. А в 1971 г. — в Берлине, Ташкенте, Уагадугу (приз международной
критики).
С неменьшим темпераментом, но в более реалистической манере Мед Хондо
снимает свой следующий фильм "Чернокожие ваши соседи" (1974,
главный приз в Тулоне в 1974 г. и первый приз "Золотая Танит"
на Карфагенском фестивале в
1975 г.). Если в "Солнце О" в центре была трагедия отвергнутого
обществом одного персонажа, то здесь на экран был выведен коллективный
герой — африканцы разных стран. Мед Хондо рассматривал современное угнетенное
положение иммигрантов как продолжение многовекового рабства, царившего
в африканских колониях на протяжении веков.
Тема истории не "отпускала" режиссера и после выхода этой, изобилующей
документальными фактами и примерами ленты. И он вновь варьирует эту проблему
в новой для себя творческой манере — в жанре мюзикла. Фильм "Вест-Индия"
(1979) был снят по произведению антильского драматурга Даниэля Букмана
"Негры". Сначала Мед Хондо поставил пьесу в театре, где она
шла на протяжении пяти лет. Затем перенес свой спектакль на экран. Действие
картины, как и на сценической площадке, развертывается на построен- ной
среди огромного заводского цеха рабовладельческой галере, где четко разделен
"верх" и "низ". На протяжении истории колониализма
"верх" занимали привилегированные белые, "низ" — черные.
Условность театра Брехта, политическая сатира, яркая зрелищность балаганных
представлений, африканские песни и танцы, сказания и легенды, восстания,
битвы и маскарадные шествия составляют ткань фильма. Трагичность темы
векового порабощения народов Африки преодолевается ощущением праздника,
поскольку в ленте Меда Хондо люди расправляют плечи и берут собственную
судьбу в свои руки. Мотивы исторического прошлого возникают и в эпической
картине "Саррауния", (1986), снятой по роману Абдулы Мамани,
написанному по мотивам нигерийских народных сказаний. Это история одного
из эпизодов антиколониальной борьбы, в центре которого полумифическая
королева племени азнасов Саррауния, гeроическая женщина, вставшая на защиту
своего народа. Фильм, изобилующий массовыми и батальными сценами, снимался
в Буркина-Фасо. Он интересен своей этнографической стороной, но размеренный
эпический стиль и перенасыщенность подробностями национального быта явно
снизили эмоциональный накал его звучания.
На протяжении четверти века Мед Хондо остается режиссером-экспериментатором
в области формы. При этом он неизменно верен главной теме своего творчества—
анализу положения африканцев как в колониальный, так и в постколониальный
периоды.
Глубинные связи с народной культурой, самобытность яркого африканского
характера выражаются и в самой личности режиссера. На многочисленных международных
кинофестивалях он предпочитает появляться в красочной национальной одежде.
Принимая участие в дискуссиях о современном состоянии африканского кино,
Мед Хондо, будучи страстным оратором, призывает африканских режиссеров
при помощи кинокамеры "писать историю своих народов".
Т. Царапкина
Фильмография: к/м "Баллада об источниках"
(Ballade aux sources); к/м "Везде или, может быть, нигде" (Partout
ou peut etre nulle part), 1965; "Солнце О" (Soleil О), 1970;
"Чер- нокожие ваши соседи" (Les bicots — negres vos voisins),
1974; "У нас будет смерть, чтобы выспаться" (Nous aurons toute
la mort pour dormir), 1977; "Вест-Индия" (West Indies), 1979;
"Ф. Полисарио. Вооруженный народ" (F. Polisario. Un peuple aux
armes), 1978; "Саррауния" (Sarraounia), 1986; "Черный свет"
(Lumiere noire), 1994.
Библиография: Черток С. Истины, которые надо кричать
// Ташкентский кинофестиваль. Ташкент. 1975; Chevollier J. Sarraounia
// La revue du cinema. N 422, 1986; Bernard С. Entretien avec Med Hondo
// Positif, № 147. 1970.
|