Каборе Гастон

 

Каборе Гастон

(Каbоrе, Gaston)

 

Буркинийский кинорежиссер, сценарист, педагог, организатор производства. Родился в 1951 г. в Буркина-Фасо.
Путь в кинематограф Гастон Каборе нашел не сразу. Получив аттестат о среднем образовании, он в течение нескольких лет с увлечением изучал всеобщую историю во Франции, в Сорбоннском университете, специализируясь на проблематике возникновения и развития мировой системы колониализма. Однако молодого ученого-буркинийца, подававшего большие надежды на историческом поприще, постепенно увлекли вопросы широкого распространения в обывательской среде государств-метрополий превратных и тенденциозных представлений о действительности Африканского континента. Движимый стремлением объективно и правдиво передать образы африканцев, их национальные обычаи и склад мышления, Г. Каборе после успешного окончания Сорбонны поступил в Париже в Высшую школу кинематографических исследований (ESEC), где получил разностороннее кинообразование.
С 1977 г., возвратившись на родину, Каборе занимал целый ряд ответственных и высоких административных должностей: технический советник и руководитель департамента кино при министерстве информации и культуры, директор Национального киноцентра, один из организаторов Межафриканского консорциума по кинопрокату, а также Межафриканского центра по производству фильмов. Каборе неоднократно избирался генеральным секретарем Панафриканской федерации кинематографистов, во главе которой находился в общей слож- ности около десяти лет. Параллельно с большой организаторской работой он занимался и преподавательской деятельностью, снимал короткометражные и среднеметражные ленты, посвященные различным темам национальной действительности: "Дерево по названию "Карете" ("Масличное дерево"), "Африканская ночь", "Тур Фасо" и "Мадам Хадо".
В качестве режиссера полнометражного игрового фильма Каборе дебютировал в 1982 г., поставив по собственному сценарию "Дар божий", историю случайно обнаруженного в саванне полуживого мальчика, который не говорит ни слова. В лирическом, развивающемся в далекую доколониальную эпоху сюжете важное место отведено картинам повседневного быта народности моси с его устойчивыми традициями, не подверженными европейскому влиянию. В то же время режиссер показал удивительную душевную теплоту патриархальной деревенской семьи, с равной любовью воспитывающей и родную дочь Погнере, и сироту Уенд Кууни, к которому в финале ленты возвращается утраченный дар речи, и он рассказывает о своем прошлом.
Следующей картине, завоевавшей "Серебряную Танит" на Карфагенском МКФ 1988 г., Гастон Каборе дал название "Зан Боко", означающее древний ритуал моси — захоронение плаценты новорожденного ребенка, что символизирует связь появившегося на свет младенца и становящейся отныне его кормилицей земли. В центре фильма — драма рядового крестьянина, его деревня стала частью разросшегося современного города-спрута, и постепенно герой вынужден отказываться от близких его сердцу коллективистских норм сельской морали и приспосабливаться к чуждым законам городской жизни с их культом агрессивности и индивидуализма. Отразив выпавшие на долю героя мучительные нравственные и житейские испытания, режиссер передал противоречивость процесса урбанизации, поднял актуальные вопросы поиска альтернативных и более безболезненных для национальной культуры путей развития крупных городов Африканского континента.
Злободневные проблемы сохранения и передачи лучших образцов народного культурного наследия грядущим поколениям буркинийцев вышли на передний план в исполненном человечности и тонкого психологизма фильме "Раби" (1992). В нем Г. Каборе рассказал о пятилетнем мальчике, сыне деревенского кузнеца и горшечницы, которые вкладывая в свои изделия не только мастерство, но и душу, создают замечательные предметы самобытного прикладного искусства, щедро делясь художественным опытом и профессиональными навыками, унаследованными от далеких предков. Основной идейный и творческий замысел ленты воплощен прежде всего в образе маленького Раби. Играя с подаренной отцом черепахой, символизирующей упорство, мудрость и долголетие, мальчик, подружившийся с одиноким стариком-соседом, все больше начинает сознавать себя частью своеобразной африканской природы и уважать местные традиции и обычаи.
Пиком кинематографической карьеры Гастона Каборе стал 1997 год, когда его фильм "Бууд Яам" стал победителем на XV МКФ в Уагадугу и с большим успехом прошел затем по экранам африканских и европей- ских кинотеатров. Решенный в стиле народной легенды, он продолжил историю уже повзрослевшего Уенд Кууни (героя одноименного фильма), который отправился на поиски чудодейственного средства, способного вылечить его сводную сестру Погнере, заболевшую какой-то неведомой болезнью. Пройдя почти всю страну и пережив множество опасностей и лишений, встретив на своем пути колоритных бродячих торговцев, принцесс пустынь, караванщиков, герой в конце концов находит то, что искал, и постепенно, возмужав и окрепнув духом, обретает себя в сложном и противоречивом окружающем мире.
Фильмы одного из наиболее одаренных и известных африканских кинематографистов, отличающиеся добротой, лиризмом и уважением к обычаям и устоям сформировавшего его общества, в значительной мере основаны на традициях устного народного творчества. Следуя справедливому жизнеутверждающему принципу "не все старое — плохо", Каборе в своих игровых и документальных кинолентах стремится уловить и высветить взаимосвязь различных исторических времен и эпох. По его мнению, снимать фильм- это прежде всего уметь схватывать мгновение и отдавать его вечности.
А. Шахов

Основные фильмы: "Дар божий" (Wend Kuuni), 1982; "Зан Боко" (Zan Boko), 1988; Роби (Rabi), 1992,.Бууд Яам (Buud Yam), 1997.

Библиография: Memory, Nature and Chance // Ecran d’Afrique. 1997, № 19; Hommage et carte blanche а Gaston Kabore. 19 Festival des 3 continents. Nantes, 1997; Entretien avec Gaston Каbоrе // Le Film africain. 1999. № 29.

Вернуться на главную