Карим Мухаммед

 

Карим Мухаммед

(Полное имя: Мухаммед Абд аль-Карим).

 

Египетский кинорежиссер, сценарист; актер, педагог и продюсер. Родился 8 декабря 1896 г. в Каире, умер 27 мая 1972 г. там же.
Интерес к кинематографу Мухаммед Карим проявил уже в юном возрасте. Увидев впервые в 1904 г. "живые фотографии", он сразу сделался завсегдатаем тогда еще весьма немногочисленных кинозалов Каира. Вместе с друзьями, среди которых был знаменитый впоследствии деятель национального театра Юсуф Вахби, после сеансов разыгрывал отдельные сценки из просмотренных европейских и американских фильмов. Мечтая о карьере киноактера, в 1915 г. М. Карим поступил в театральную труппу Хасана Шарифа "Воскрешение актерского искусства" ("Ихья фаин ат-тамсиль"). Выучив итальянский язык, в 1918 г. он первым из египтян добился права сняться в немых короткометражных игровых лентах "Честь бедуина" ("Шараф аль-бадвий") и "Убийственные цветы" ("Аз-Зухур аль-катила"), выпущенных на средства итало-египетской кинокомпании, основанной в Александрии римским банком.
В 1920 г., заручившись согласием матери и старшего брата, Карим уехал в Италию. Однако в Риме владельцы киностудий отнеслись к выходцу из восточной страны крайне настороженно. В лучшем случае ему поручались роли второго плана, да и то в проходных и ничем не
примечательных коммерческих кинофильмах. Разочаровавшись в сотрудничестве с итальянскими кинопредпринимателями, в 1921 г. М. Карим перебрался в Германию. Здесь он снимался намного активней и был вскоре принят в профсоюз немецких актеров. Важным в его творческой биографии оказалось знакомство с мастерами киноэкспрессионизма, прежде всего с Фрицем Лангом. По ходатайству последнего М. Кариму удалось получить разрешение свободно посещать съемочные павильоны киноконцерна УФА и подробно знакомиться с процессом создания фильмов — от написания сценария до выпуска готовой к демонстрации фильмокопии. Напряженная и увлекательная работа в качестве ассистента на масштабной картине Ланга "Метрополис" подвигла его перейти в область кинорежиссуры, где он уже достаточно хорошо ориентировался и все больше стремился реализовать приобретенные профессиональные знания и опыт у себя на родине.
На родину Мухаммед Карим вернулся в 1926 г. и в течение двух лет сотрудничал в компании театра и кино "Миср", образованной крупнейшим финансистом Египта Талаатом Харбом. Выпустив сначала по собственному сценарию полнометражную документальную ленту о каирском зоопарке, в дальнейшем он зарабатывал на жизнь сюжетами официальной светской хроники и заказными кинороликами, рекламировавшими текстильные товары местного производства. Дебютный полнометражный игровой фильм М. Карим сумел поставить в 1930 г. при содействии руководителя театра "Рамсис" Ю. Вахби, согласившегося дать деньги на экранизацию первого национального романа на современную тему М.Х. Хейкала "Зейнаб". История деревенской девушки, насильно выданной замуж за богача и погибшей, не пережив разлуки с любимым, была направлена, по сути, против патриархальных пережитков феодализма. Впервые в истории египетского кино главные роли в картине исполнили египетские актеры, пояснительные титры на арабском языке шли непосредственно на основном, а не вспомогательном, как прежде, экране, значительная часть эпизодов "Зейнаб" была снята не в павильонах, а в сельской местности и при участии простых крестьян. Фильм вызвал восторженные отклики в периодической печати Египта, личные поздравления кинематографисту выразил и сам автор романа Хейкал.
В 1932 г. Карим поставил первую национальную звуковую картину "Дети знатных родителей" по одно- именной пьесе из репертуара театра "Рамсис". В ней он рассказывал о богатом египтянине, бросившем ради француженки семью, уехавшем в Париж и вернувшемся в конце концов домой обманутым, никому не нужным дряхлым стариком. Говорящие актеры", простая и доступная форма подачи конфликтных ситуаций, ясно отобразившая добродетели и пороки персонажей, обеспечили ленте большой коммерческий успех как в Египте, так и других арабоязычных странах. Через год М. Карим выпустил добившуюся рекордных кассовых сборов музыкальную мелодраму "Белая роза", где в роли героя выступил популярный египетский певец и музыкант Мухаммед Абд аль-Ваххаб. В процессе многолетнего активного сотрудничества с выдающимся аранжировщиком и исполнителем народных песен режиссер выработал приемы, к которым и сейчас прибегают арабские кинематографисты при создании музыкальных фильмов (во время пения крупным планом дается лицо артиста, когда же наступает инструментальный фрагмент, кинокамера фиксирует природные ландшафты, памятники архитектуры, сады, парки, парусники на Ниле и т.д.). Благодаря художественной интуиции Карима в 30 — 40-е гг. на съемочной площадке рядом с М.А. Ваххабом дебютировали ставшие впоследствии звездами национального экрана талантливые актрисы Нагат Али, Лейла Мурад, Нага Абдо, Фатен Хамама и другие.
В 1952 г. кинематографист повторно экранизировал в звуковом варианте давнюю немую киноленту "Зейнаб", с успехом показанную в программе Каннского фестиваля. От режиссерской деятельности М. Карим отошел в 1959 г. в связи с назначением на должность ректора от- крывшегося Каирского высшего киноинститута, быстро превратившегося под его руководством в крупный центр подготовки кинематографических кадров стран арабского мира. За большой вклад в становление и развитие отечественного кино в 1963 г. он был награжден орденом Искусств 1 степени. В АРЕ в области кинематографии с 1972 г. существует почетная государственная премия имени Мухаммеда Карима.

 

Фильмография: "Зейнаб" (Зейнаб), 1930; "Дети знатных родителей" (Ауляд аз- зауат), 1932; "Белая роза" (Апь-Уарда аль-байда), 1933; "Слезы любви" Думу аль-хубб), 1936; "Да здравствует любовь" (Яхья аль-хубб), 1938; "Счастливый день" (Яум саид), 1940; "Любить запрещается" (Мамну аль-хубб), 1942;"Пуля в сердце" (Расаса фи-л-калб), 1944; "Мирская жизнь" (Дунья), "Их превосходительства" (Асхаб ас-саада), "Я не помещик" (Ласт маллакан), 1946; "Любовь не умирает" (Аль-Хубб ла ямут), 1948; "Нахид" (Нахид), "Зейнаб" (Зейнаб), 1952; "Безумие любви" (Джунун аль-хубб), 1954; "Джамиля" (Джамиля), 1956; "Золотое сердце" (Калб мин захаб), 1959.
Библиография: Джан аль-Кясан. Ас-Синима фи-л-уатан апь-арабий. Кувейт. 1982; Ахмед аль-Хадари. Тарих ас-синима фи миср. Каир. 1989; Махраджан аль-кахира ас-синимаий ад-даулий алъ-ишрин. Каир. 1996.

Вернуться на главную