Хлифи Омар
(Khlifi, Omar)
Тунисский режиссер, сценарист, оператор, продюсер, историк
кино. Родился в 1934 году в Тунисе.
Талантливый, деятельный, разносторонне одаренный человек, Омар Хлифи считается
основоположником и пионером тунисского постколониального художественного
кинематографа. Дата демонстрации его полнометражного фильма "Рассвет"
— 20 марта 1967 года — отмечается как день рождения национального кино,
динамичное развитие которого началось после обретения страной независимости.
Хлифи не имеет кинематографического образования. Он учился в техническом
колледже, но страстное увлечение искусством затмило интерес к точным наукам
и он полностью посвятил себя кино. Участник революционных событий, режиссер-самоучка,
свои первые короткометражки он начал снимать на полях сражений. В разгар
одной из военных операций в Бизерте был арестован французскими парашютистами,
заметившими арабского юношу с кинокамерой в руках, стремящегося запечатлеть
на пленке отважных повстанцев. После обретения страной независимости (20
марта 1956 г.) Хлифи с энтузиазмом взялся за организацию кинодела. В 1959
г. вместе с единомышленниками, среди которых был алжирский режиссер Ахмед
Рашеди, он создал ассоциацию кинематографистов-любителей, ее главной целью
было содействие развитию самобытного национального кино, свободного от
западноевропейского влияния.
В 1960 г. Хлифи основал собственную кинофирму, занимающуюся не только
производством, но и прокатом и популяризацией фильмов национальной ориентации.
С 1960 по 1966 г. он снимал короткометражные игровые и документальные
картины на самые разные сюжеты. Среди них — 45-минутная историческая лента
"Страница нашей истории", 30-минутная — "Добровольцы Бизерты",
картина "Дядюшка Мосбах едет в город" и др. Некоторые из этих
короткометражек легли впоследствии в основу его полнометражных фильмов.
Картина "Рассвет" (1966) была снята по собственному сценарию,
написанному в героико-патриотическом ключе. Ее центральные персонажи —
молодые тунисцы, ведущие партизанскую борьбу. Отважные и полные драматизма
приключения тунисских "неуловимых мстителей" перемежались в
фильме музыкальными эпизодами в стиле египетских мелодрам, а также хроникально-документальными
сюжетами из жизни страны. Особенно важное значение режиссер придавал политическому
финалу картины. В нем демонстрировалось триумфальное возвращение в страну
любимого народами президента Бургибы. "Рассвет" был показан
на V МКФ в Москве (приз Комитета защиты мира), а в 1969 г. вышел на экраны
нашей страны.
Уже в этом фильме обнаружились стилистические черты, свойственные "кинематографу
Хлифи". С одной стороны, современное революционное содержание, ярко
выраженное желание ставить и решать новые жизненные проблемы. Но в области
формы режиссер остался верным эстетическим принципам старого кино, идущим
от фильмов знаменитых деятелей колониального периода— оператора Ш. Шикли
и режиссера М. Крези, снимавших в жанре ливанских и египетских мелодрам.
Будучи увлеченным киноманом, Хлифи даже собственноручно воссоздал деревянную
ручную кинокамеру Шикли и демонстрировал ее на одном из Карфагенских фестивалей.
Ни одна картина Хлифи не обходилась без душещипательного музыкального
и зажигательного танцевального номера, которые часто в общей канве фильма
воспринимались как вставные номера, не имеющие прямого отношения к действию.
Соглашаясь с упреками критики, он, однако, отстаивал свои эстетические
позиции, утверждая, что единственное кино, возможное в Тунисе и других
странах Магриба,— это киноспектакль, уходяший корнями в народный театр,
использующий фольклор, музыку, танец. "Я снимаю для зрителей, из
среды которых происхожу сам. Я убежден, что нам нужно яркое зрелище, эмоциональное
кино, способное удержать зрителя в зале."
Следующий фильм "Повстанец" (1967), отмеченный призом Ташкентского
фестиваля 1968 г., стал первой попыткой в тунисском кинематографе создания
картины на историческую тему. Действие происходит во времена оттоманского
гocподства. Проблема восстания бедуинов против турецкого гнета решена
в манере фильма-действия, с введением мелодраматических эпизодов. Завершает
трилогию Хлифи на тему о тунисских повстанцах наиболее профессионально
снятая лента "Феллага" (1970) — в нашем прокате шла в 1972 г.
под названием "Пламя гop". Сценарий был написан режиссером по
роману тунисского писателя Абдеррахмана Аммара "Любовь и революция".
Прообразом героя-крестьянина Мосбаха стал известный участник Сопротивления
Мосбах эль Горбу, героически погибший на поле боя. Исторические события,
происходящие в стране, и личная драма действующих лиц фильма тесно переплетены.
Герой, вступивший в конфликт с властями из-за любимой девушки, становится
"феллагом"— человеком вне закона. Он примыкает к повстанцам,
делается лидером партизанского отряда, который из небольшой группы превращается
в крупное военное объединение. Успеху фильма во многом способствовало
участие в нем популярнейшей актрисы театра и кино Сальвы Мухаммед. Ее
героиня олицетворяет тех женщин, которые, оставив дом и хозяйство, шли
в горы, чтобы с оружием в руках бороться за независимость. Эта роль была
актрисе особенно дорога, так как в экранной судьбе тунисской женщины она
видела сходство с собственной биографией. Актриса успешно выступила и
в главной роли следующего, самого известного и популярного фильма Хлифи
"Вопли" (1973).
В этой ленте режиссеру удалось выразительно и эмоционально представить
на экране своеобразную психологию, нравственные принципы и сложности взаимоотношений
в крестьянской семье южных районов Туниса. Обратившись к фольклорным формам,
используя экзотическую красоту природы страны, Хлифи воссоздал консервативное
и замкнутое общество, существующее по собственным, идущим из глубин средневековья
законам. В центре драмы трагическая судьба двух сестер. Одна из них —
Сельма — из-за несчастной любви сходит с ума и кончает жизнь самоубийством.
Другая — Саади — подвергается насилию. Не в силах вынести позор, она убивает
обидчика. Но семья во главе с отцом не желает иметь дочь-убийцу, и Саади
приговаривают к смерти. Как и в предыдущих фильмах, главное идейное звучание
ленты "Вопли" акцентируется режиссером в финале. Движется траурная
процессия. Толпа скорбящих состоит исключительно из женщин. Их участие
в похоронах – акт молчаливого протеста против жестокого беспредела, творимого
мужчинами в семейных отношениях. Картина не потеряла своей актуальности
и по сей день не только в Тунисе, но и в других странах Магриба. Ее часто
включают в кинопрограммы различных международных мероприятий, посвященных
проблемам положения женщины в обществе и семье.
В последующие годы Хлифи отошел от режиссуры и основное внимание уделял
продюсерской, прокатной, организационной деятельности. Им написана прекрасно
документированная и увлекательная книга "История тунисского кино".
Он по праву считается отцом национального кино, и его четыре главных фильма
"Рассвет", "Повстанец", "Феллага" и "Вопли"
занимают почетное место на полках мировых синематек.
Т. Царапкина
Фильмографии: к/м "Дядюшка Мостах
едет в город" (Oncle Mosbah va а la ville); к/м "Страница нашей
истории" (Une раgе de notre histoire), 1960; к/м "Бедуинская
драма" (Drame beduin), "Рассвет" (L'aube), 1966; "Повстанец"
(Le rebelle), 1967; "Феллага" (Les Fellagas), 1970; "Волли"
(Hurlements), 1973; "Вызов" (Le defi),1986.
Библиография: Черток С. Кинематограф Омара Хлифи // Ташкентский
кинофестиваль. Ташкент. 1975; Hennebelle G. Hurlements // Ecran 76. avril;
Bachy V. Le сinema de Tunisie (1956-1977). Tunis. 1978; Boughedir F. Le
cinema africain de А а Z. Bruxelles. 1987.
|