Хлифи Омар

 

Хлифи Омар

(Khlifi, Omar)

 

Тунисский режиссер, сценарист, оператор, продюсер, историк кино. Родился в 1934 году в Тунисе.
Талантливый, деятельный, разносторонне одаренный человек, Омар Хлифи считается основоположником и пионером тунисского постколониального художественного кинематографа. Дата демонстрации его полнометражного фильма "Рассвет" — 20 марта 1967 года — отмечается как день рождения национального кино, динамичное развитие которого началось после обретения страной независимости.
Хлифи не имеет кинематографического образования. Он учился в техническом колледже, но страстное увлечение искусством затмило интерес к точным наукам и он полностью посвятил себя кино. Участник революционных событий, режиссер-самоучка, свои первые короткометражки он начал снимать на полях сражений. В разгар одной из военных операций в Бизерте был арестован французскими парашютистами, заметившими арабского юношу с кинокамерой в руках, стремящегося запечатлеть на пленке отважных повстанцев. После обретения страной независимости (20 марта 1956 г.) Хлифи с энтузиазмом взялся за организацию кинодела. В 1959 г. вместе с единомышленниками, среди которых был алжирский режиссер Ахмед Рашеди, он создал ассоциацию кинематографистов-любителей, ее главной целью было содействие развитию самобытного национального кино, свободного от западноевропейского влияния.
В 1960 г. Хлифи основал собственную кинофирму, занимающуюся не только производством, но и прокатом и популяризацией фильмов национальной ориентации. С 1960 по 1966 г. он снимал короткометражные игровые и документальные картины на самые разные сюжеты. Среди них — 45-минутная историческая лента "Страница нашей истории", 30-минутная — "Добровольцы Бизерты", картина "Дядюшка Мосбах едет в город" и др. Некоторые из этих короткометражек легли впоследствии в основу его полнометражных фильмов. Картина "Рассвет" (1966) была снята по собственному сценарию, написанному в героико-патриотическом ключе. Ее центральные персонажи — молодые тунисцы, ведущие партизанскую борьбу. Отважные и полные драматизма приключения тунисских "неуловимых мстителей" перемежались в фильме музыкальными эпизодами в стиле египетских мелодрам, а также хроникально-документальными сюжетами из жизни страны. Особенно важное значение режиссер придавал политическому финалу картины. В нем демонстрировалось триумфальное возвращение в страну любимого народами президента Бургибы. "Рассвет" был показан на V МКФ в Москве (приз Комитета защиты мира), а в 1969 г. вышел на экраны нашей страны.
Уже в этом фильме обнаружились стилистические черты, свойственные "кинематографу Хлифи". С одной стороны, современное революционное содержание, ярко выраженное желание ставить и решать новые жизненные проблемы. Но в области формы режиссер остался верным эстетическим принципам старого кино, идущим от фильмов знаменитых деятелей колониального периода— оператора Ш. Шикли и режиссера М. Крези, снимавших в жанре ливанских и египетских мелодрам. Будучи увлеченным киноманом, Хлифи даже собственноручно воссоздал деревянную ручную кинокамеру Шикли и демонстрировал ее на одном из Карфагенских фестивалей. Ни одна картина Хлифи не обходилась без душещипательного музыкального и зажигательного танцевального номера, которые часто в общей канве фильма воспринимались как вставные номера, не имеющие прямого отношения к действию. Соглашаясь с упреками критики, он, однако, отстаивал свои эстетические позиции, утверждая, что единственное кино, возможное в Тунисе и других странах Магриба,— это киноспектакль, уходяший корнями в народный театр, использующий фольклор, музыку, танец. "Я снимаю для зрителей, из среды которых происхожу сам. Я убежден, что нам нужно яркое зрелище, эмоциональное кино, способное удержать зрителя в зале."
Следующий фильм "Повстанец" (1967), отмеченный призом Ташкентского фестиваля 1968 г., стал первой попыткой в тунисском кинематографе создания картины на историческую тему. Действие происходит во времена оттоманского гocподства. Проблема восстания бедуинов против турецкого гнета решена в манере фильма-действия, с введением мелодраматических эпизодов. Завершает трилогию Хлифи на тему о тунисских повстанцах наиболее профессионально снятая лента "Феллага" (1970) — в нашем прокате шла в 1972 г. под названием "Пламя гop". Сценарий был написан режиссером по роману тунисского писателя Абдеррахмана Аммара "Любовь и революция". Прообразом героя-крестьянина Мосбаха стал известный участник Сопротивления Мосбах эль Горбу, героически погибший на поле боя. Исторические события, происходящие в стране, и личная драма действующих лиц фильма тесно переплетены. Герой, вступивший в конфликт с властями из-за любимой девушки, становится "феллагом"— человеком вне закона. Он примыкает к повстанцам, делается лидером партизанского отряда, который из небольшой группы превращается в крупное военное объединение. Успеху фильма во многом способствовало участие в нем популярнейшей актрисы театра и кино Сальвы Мухаммед. Ее героиня олицетворяет тех женщин, которые, оставив дом и хозяйство, шли в горы, чтобы с оружием в руках бороться за независимость. Эта роль была актрисе особенно дорога, так как в экранной судьбе тунисской женщины она видела сходство с собственной биографией. Актриса успешно выступила и в главной роли следующего, самого известного и популярного фильма Хлифи "Вопли" (1973).
В этой ленте режиссеру удалось выразительно и эмоционально представить на экране своеобразную психологию, нравственные принципы и сложности взаимоотношений в крестьянской семье южных районов Туниса. Обратившись к фольклорным формам, используя экзотическую красоту природы страны, Хлифи воссоздал консервативное и замкнутое общество, существующее по собственным, идущим из глубин средневековья законам. В центре драмы трагическая судьба двух сестер. Одна из них — Сельма — из-за несчастной любви сходит с ума и кончает жизнь самоубийством. Другая — Саади — подвергается насилию. Не в силах вынести позор, она убивает обидчика. Но семья во главе с отцом не желает иметь дочь-убийцу, и Саади приговаривают к смерти. Как и в предыдущих фильмах, главное идейное звучание ленты "Вопли" акцентируется режиссером в финале. Движется траурная процессия. Толпа скорбящих состоит исключительно из женщин. Их участие в похоронах – акт молчаливого протеста против жестокого беспредела, творимого мужчинами в семейных отношениях. Картина не потеряла своей актуальности и по сей день не только в Тунисе, но и в других странах Магриба. Ее часто включают в кинопрограммы различных международных мероприятий, посвященных проблемам положения женщины в обществе и семье.
В последующие годы Хлифи отошел от режиссуры и основное внимание уделял продюсерской, прокатной, организационной деятельности. Им написана прекрасно документированная и увлекательная книга "История тунисского кино". Он по праву считается отцом национального кино, и его четыре главных фильма "Рассвет", "Повстанец", "Феллага" и "Вопли" занимают почетное место на полках мировых синематек.
Т. Царапкина

Фильмографии: к/м "Дядюшка Мостах едет в город" (Oncle Mosbah va а la ville); к/м "Страница нашей истории" (Une раgе de notre histoire), 1960; к/м "Бедуинская драма" (Drame beduin), "Рассвет" (L'aube), 1966; "Повстанец" (Le rebelle), 1967; "Феллага" (Les Fellagas), 1970; "Волли" (Hurlements), 1973; "Вызов" (Le defi),1986.
Библиография: Черток С. Кинематограф Омара Хлифи // Ташкентский кинофестиваль. Ташкент. 1975; Hennebelle G. Hurlements // Ecran 76. avril; Bachy V. Le сinema de Tunisie (1956-1977). Tunis. 1978; Boughedir F. Le cinema africain de А а Z. Bruxelles. 1987.

 

Вернуться на главную