Нури Хаким

 

Нури Хаким

(Noury, Hakim)

Настоящее имя Нури Абдалла (Noury, Abdel-Llah).

 

Марокканский режиссер кино и телевидения. Родился 14 апреля 1952 г. в Касабланке в Марокко.
Специального кинообразования не имеет, но в юности помимо кино увлекался искусством, литературой. Режиссерской профессии обучался на практике — на съемочной площадке под руководством ведущего в Марокко режиссера Сухейля Бена Барки, энтузиаста национального кино, руководителя Марокканского кинематографического центра (главной киноорганизации страны по производству фильмов).
Начиная с 1971 г. Нури постоянно работал на картинах Бена Барки. После стажировки на его фильме "Тысяча и одна рука" (1971) был ассистентом режиссера на лентах "Нефтяной войны не будет" (1974), "Кровавая свадьба" (1977), "Амок" (1981), принимал участие в создании его документальных лент. Сотрудничал и с другим корифеем марокканского кино Ридой Бехи на его получившей широкую известность остросоциальной картине "Солнце гиен" (1976).
Творческий контакт с этими мастерами помог Нури, как он отмечал в своих интервью, оценить при со- здании фильма важность крепкой режиссуры, необходимость подвижной и изобретательной камеры и профессионального монтажа, а главное — умение подчинить все компоненты картины общему художествен- ному стилю.
Первый короткометражный фильм "Без слов" (1977) доказал, что Нури оказался талантливым и способным учеником. Лента была отмечена призом "За лучшую образность" на фестивале в Рабате. После успеха этой картины Марокканский кинематографический центр выделил Нури средства для съемки полнометражного фильма "Почтальон" (1979) по его собственному сценарию. (Лента шла на экранах нашей страны.)
В конце 70-х гг. в национальной кинематографии страны ясно обо- значились два направления — одно, представленное творчеством Сухейля Бена Барки, тяготело к широкому метафорическому осмыслению социально-политических событий, происходящих не только в Марокко, но и других африканских государствах. Режиссеры второго течения, среди них можно назвать М. Реггиба, А. Декауна, А. Яшфина, к которому примыкал Нури, проявляли гораздо больший интерес к местным национальным проблемам, к камерным событиям жизни простого человека. Хаким Нури, выросший в большом портовом городе Касабланке, досконально знал тех, кто ежедневно трудился в мелких и крупных конторах, офисах, магазинах, кто служил в богатых домах, с трудом зарабатывая на жизнь, и испытывал постоянный страх потерять работу.
В фильме "Почтальон" речь идет об одном из таких людей, почтовом служащем Али, которого по воле случая приглашают на место шофера к богатому боссу. Из крохотной комнатенки огромного перенаселенного бедняками дома он переезжает на роскошную виллу. Здесь добрый паренек горячо привязывается к маленькой хозяйской дочке Надин, не встречающей у равнодушных родителей ни внимания, ни ласки. Али охотно принимает участие в ее играх, прогулках, и она со всей непосредственностью ребенка тянется к этому человеку, сумевшему стать ей ближе матери и отца. Но счастье Али длится недолго. Он оказывается в руках банды преступников, решивших похитить девочку, и, спасая ее, погибает под колесами наехавшей на него машины. В этой и других лентах режиссер многие эпизоды строит на контрастах: юмор соседствует с горьким сарказмом, улыбка часто переходит в слезы. Медленное течение существования героев внезапно прерывается резкой переменой в их жизни. Так происходит с 55-летним инженером Тахаром в фильме "Молот и наковальня" (1989), пунктуальным исполнительным человеком, отцом семейства, неожиданно уволенным с работы самодуром начальником. Это событие становится крахом всех его надежд. Отставка влечет безденежье, потерю квартиры, распродажу вещей, постепенную деградацию не только в материальном, но и в психологическом плане.
Картины Нури, в том числе и телефильмы "Такси", "Электрик", "Служанка" — это серия рассказов о простых марокканцах, среди которых есть и честные трудяги, и ловкачи, и подхалимы, и бескорыстные добряки. Но все они зависят от произвола тех, у кого власть и деньги. И если Нури чаще всего не видит счастливого конца в судьбах своих героев, он тем не менее призывает зрителя задуматься о тех людях, которые волею судьбы оказались "между молотом и наковальней".
Т. Царапкина

Фильмография: к/м "Без слов" (Sans paroles), 1977; "Почтальон" (Le facteur), 1979; т/ф "Такси" (Taxi); т/ф Электрик" (Electricien), 1984; т/ф "Служанка" (La servante), 1985; "Молот и наковальня" (Le marteau et I'enclume), 1989; "Украденное детство" (Enfance volee), 1998.

Вернуться на главную