Уэдраого Идрисса

 

Уэдраого Идрисса

(Ouedraogo, Idrissa)

 

Буркинийский кинорежиссер и сценарист. Родился в 1954 г. в Банфаре (Верхняя Вольта — Буркина-Фасо).
Теорию и практику кино Идрисса Уэдраого начинал изучать у себя на родине в Африканском институте кинематографии Уагадугу. Затем непродолжительное время стажировался в Советском Союзе, после чего уехал во Францию, где закончил парижский ИДЕК и отделение кино при Сорбоннском университете. Как режиссер известность снискал уже дебютной своей картиной "Поко", затронувшей наболевшие вопросы медицинского контроля и охраны материнства в Буркина-Фасо и завоевавшей приз лучшего короткометражного фильма на Всеафриканском кинофестивале ФЕСПАКО-81. В начале 1980-х гг. по собственным сценариям Уэдраого выпустил еще несколько разноплановых по содержанию короткометражных кинолент. Наибольший интерес среди них вызвали "Миски" (1983) и "Ткач Исса" (1985), посвященные самобытному прикладному искусству буркинийских ремесленников. В этих фильмах сквозил призыв сберечь и защитить уникальные кустарные промыслы от конкуренции фабричной продукции развитых государств Запада.
Значительным успехом молодого кинематографиста и одновременно откровением ФЕСПАКО-87 явился первый его полнометражный игровой фильм "Выбор" ("Яам Даабо"). Поэтичная и вместе с тем исполненная гражданского пафоса картина о нравственных исканиях семьи сахельских крестьян, уставших от унизительного ожидания международной гуманитарной помощи и решивших переехать в другой, более благоприятный для земледелия регион страны, была удостоена на самом авторитетном смотре фильмов Тропической Африки в Уагадугу сразу восьми почетных призов. Два года спустя Уэдраого выпустил многослойную по содержанию и окрашенную в мистические тона кинопритчу "Яаба". Это история того, как постепенно между двумя юными двоюродными братьями налаживаются взаимоотношения благодаря их дружбе с деревенской старухой-отшельницей, которую суеверные члены крестьянской общины считают ведьмой и решают приговорить к "очистительной" ритуальной казни через сожжение. Яркие зарисовки жизненного уклада соотечественников, красот и своеобразия национальной природы, напряженность экранного действия, присущие первым работам режиссера, отличают и его третий полнометражный фильм "Тилай". Показанная с большим сочувствием история любви молодых героев, дерзко восставших против патриархальных и бесчеловечных обычаев заключения брака, отчаянно борющихся и глубоко страдающих, поднимается до уровня трагедии. Став заметной вехой в этой супертеме африканского кино, на протяжении многих лет уделяющего первостепенное внимание острейшим проблемам сложного взаимодействия традиций и современности, "Тилай" принес Уэдраого специальный приз жюри Каннского МКФ 1990 г.
Знаменательным шагом к мировому признанию режиссера явилась заслужившая на Берлинском МКФ 1993 г. "Серебряного медведя" совсем не типичная для кинематографа Тропической Африки (тяготеющего больше к созерцательности и неторопливому ритму повествования) темпераментная и остросюжетная картина "Самба Траоре". Использовав на сей раз приемы американского вестерна и западноевропейского гангстерского фильма, Уэдраого жестко и с суровой достоверностью воссоздал печальную судьбу потерявшего в городе нравственные ориентиры молодого африканца, который после разбойного нападения на станцию техобслуживания скрылся в родной деревне и, обретя на короткое время дружбу, любовь и человеческое к себе отношение, все-таки не смог избежать роковой расплаты за свое криминальное прошлое.
Снискав к сорока годам репутацию одного из самых высокопрофессиональных и талантливых кинематографистов Черного континента, в 1994 г. при финансово-техническом содействии Франции Уэдраого поставил получивший хороший прием и лестные отзывы в Европе и Африке фильм-размышление "Крик сердца". В нем автор трогательно и проникновенно рассказал о мыслях и чувствах маленького африканца, привезенного матерью к отцу в Париж, где ребенок никак не может адаптироваться к чужой для него новой жизни и только и мечтает поскорей вернуться в привычный и манящий мир далекой родины. Дар И. Уэдраого, тонкого психолога и виртуозного стилиста, умение создать на экране эмоционально насыщенную атмосферу повествования ярко раскрылись в ленте "Кини и Адамс", снятой в Зимбабве в 1996 г. Притча о двух чудаковатых фермерах, грезящих о путешествии и выбрасывающих весьма скудный заработок на ремонт никому, кроме них, не нужного автомобиля, вобрала в себя элементы трагедии и гротеска, убедительно проведя мысль о неисповедимости человеческого счастья и нежданных поворотов судьбы.
Черпая вдохновение из сюжетов сегодняшней жизни Тропической Африки, уделяя особо пристальное внимание изобразительному ряду, а также удачно выбирая темы, ранее в поле зрения кинокамеры не попадавшие, Идрисса Уэдраого, по признанию критики, создает фильмы, по идейному и нравственному содержанию близкие и понятные зрителям разных стран и народов. В немалой степени этому способствуют широкая образованность и высокая кинематографическая культура их автора, в последние годы ставшего постоянным гостем и участником самых авторитетных международных киносмотров.
А.С. Шахов

Основные фильмы: "Поко" (Poko), 1981; "Миски" (Les ecuelles), 1983; "Ткач Исса" (Issa le tisserand), 1985; "Выбор" (Le choix, Yam Daabo), 1986,. Яаба (Yaaba), 1988, .Тилай. (Tilai), "Карим и Сала" (Karim et Sala), 1990; "Самбо Траоре" (Samba Traore), 1992; "Крик сердца (Le cri du coeur), 1994; "Кини и Адамс" (Kini and Adams), 1996.
Библиография: Кулик Е. Многоликий миф африканского кино. М. 1993; Nader Takmil-Homayoun. Idrissa Ouedraogo; african outlook, personal style // Film-international. Spring 93. Vol. 1. № 2; Annamaria Gallon. Ouedraogo: Tu connais la demiere? // Есran d’Afrique-1997. № 19.

 

Вернуться на главную