Салям Шади
Египетский режиссер, сценарист, художник, педагог. Родился
15 августа 1930 г. в Александрии, умер 8 октября 1986 г. в Каире.
Шади Абдель Салям родился в "северной столице" Египта Александрии,
одном из самых красивых городов античности. В привилегированном колледже
"Виктория" он приобрел солидный багаж знаний о древней и богатой
культуре стран Средиземноморья. В 1955 г. Ш.А Салям окончил факультет
изящных искусств Каирского университета, получив диплом инженера-архитектора,
а затем в 1956 г. изучал драматургию в Лондоне. Карьеру в кино он начинал
ассистентом у выдающегося египетского режиссера Салаха Абу Сейфа, проектировал
костюмы и декорации к фильмам Изз ад-Дина Зульфакара, Хасана аль-Имана,
Юсефа Шахина, Хенри Баракята и других видных кинематографистов того времени.
Международная известность при- шла к Ш.А. Саляму в 60-е гг., когда он
выступил в качестве одного из художников-декораторов знамени- того американского
фильма "Клеопатра" (1963) реж. Манкиевича, а также работал художником
по костюмам на картине польского режиссера Ежи Кавалеровича "Фараон"
(1966) по одноименному роману Б. Пруса. Средства на постановку игровой
полнометражной картины "Мумия" (в советском прокате демонстрировалась
с купюрами под названием "Тайна племени Харабат"), Ш.А. Саляму
удалось получить от государственной киноорганизации Египта с помощью мастера
итальянского неореализма Роберто Росселлини. Хотя фильм был готов в 1969
г., тем не менее на экраны цензура его выпустила только через шесть лет.
В основу сюжета легли реальные факты, имевшие место в конце XIX века в
районе Луксора. Став после смерти отца вождем племени, Ванис узнает о
тайном источнике материального благополучия сородичей: они разоряют гробницы
фараонов и продают исторические реликвии контрабандистам. Мучительные
размышления о том, что важнее для людей— удовлетворение сиюминутных насущных
потребностей или сохранение великих памятников старины,— приводят Ваниса
к работающей поблизости экспедиции египтологов, которые спасают уникальные
сокровища от разграбления и тайного вывоза за границу.
Стремясь выявить историческую и духовную связь времен, Шади Абдель Салям
впервые в национальном кинематографе удачно использовал художественно-изобразительный
стиль настенного древнеегипетского рисунка. В визуальном ряде фильма заметное
место заняли величественные храмы и их интерьеры, виды Нила, общие планы
пустыни, составившие важный смысловой фон сюжетной интриги. В цветовой
гамме картины, оттеняя ее драматизм, преобладали темно-коричневые и черные
тона, яркие краски были приглушены. Чтобы передать атмосферу давних времен,
в фильме в основном использовалось рассеянное, без резких теней, освещение.
"Мумия", отмеченная рядом престижных международных премий, где
Ш.А. Салям выступил соавтором сценария, режиссером и художником-постановщиком,
так и осталась первым и последним, уникальным в своем роде образцом "фараонского
фильма" не только в Египте, но и во всем мире. Все попытки найти
продюсера для следующей картины "Эхнатон" успеха не имели, и
режиссер работал в основном в коротко- метражном кино, снимая ленты, посвященные
культуре и искусству Древнего Египта.
Последние годы жизни Ш.А. Салям посвятил преподавательской деятельности,
будучи профессором Каирского высшего киноинститута, а также руководил
созданным в 1968 г. при министерстве культуры АРЕ Центром экспериментального
фильма. На ежегодном Асуанском фестивале молодых египетских кинематографистов
присуждается три официальных приза имени Шади Абдель Саляма: за лучший
дебют в художественном, документальном и мультипликационном кино.
А. Шахов
Основные фильмы: "Мумия" (Аль-Мумия),
1969; "Красноречивый крестьянин" (Аль Феллях аль-фасых), 1970.
Библиография: Хассан Абу Гунайма. Мин комус ас-синима
аль-арабийя оль- джадда. Дамаск. 1976; Махраджан асуан. Каир. аль-адад
аль-аууал. 1987; Самир Фарид. Сафахат маджхула мин тарих ассинима аль-мисрийя.
Каир. 1994
|