Салих Тауфик
Египетский кинорежиссер, сценарист и педагог. Родился 27
октября 1926 г. в Александрии.
Выходец из богатой семьи известного александрийского врача, Тауфик Салих
закончил привилегированный колледж "Виктория", затем увлекся
литературой и поступил на филологический факультет Каирского университета.
Студентом всерьез заинтересовался сценическим искусством и был одним из
энтузиастов и руководителей любительского молодежного театра. Получив
диплом о высшем образовании, уехал во Францию, где в течение года изучал
кинематограф. По возвращении на родину несколько лет сотрудничал с различными
киностудиями Каира в качестве редактора, сценариста и помощника режиссера.
Первый полнометражный художественный фильм "Улица дураков" поставил
в 1955 г. при личной поддержке вы- дающегося египетского писателя Нагиба
Махфуза. Трагикомедия о бедняке-каирце, который, нарушив запрет шариата,
сыграл в лотерею и выиграл крупную сумму денег, после чего соседи устроили
за его счастливым билетом настоящую охоту, никак не укладывалась в традиционные
рамки "арабского Голливуда". Необычайная для национального экрана
того времени углубленная обрисовка повседневности столичного "народного
квартала", а также дерзость, с какой автор затронул вопросы эфемерности
религиозных убеждений, обличив ханжество и показное благочестие соотечественников,
сделали Салиха в продюсерской среде персоной нон грата, и следующие семь
лет ему пришлось работать исключительно в области документального кино.
И вторая игровая картина "Борьба героев", выпущенная на государственные
средства в 1962 г., тоже расходилась со штампами местного коммерческого
развлекательного кинематографа, утвердив за ее создателем репутацию кинорежиссера,
стремящегося к открытой политико-философской дискуссии со зрителем. Предметом
своих размышлений Т. Салих избрал на сей раз реальный эпизод из истории
Египта, когда по вине феодала, расплатившегося с крестьянами испорченными
продуктами питания, в 1948 г. в отдаленной деревне страны разразилась
эпидемия холеры. Суровая достоверность в показе самоотверженной борьбы
сельского врача и его жены как с помещиком, так и с вопиющим невежеством
феллахов, испокон веку привыкших верить всякого рода проходимцам и колдунам,
с невиданной для национального кино откровенностью и прямотой раскрыла
социально-классовые причины происшедшей трагедии. Вопреки неприязненному
отношению реакционной элиты общества и продюсеров Тауфик Салих и в дальнейшем
при первой возможности создавал остропроблемные фильмы, смело осваивая
новые пласты окружающей действительности. В "Бунтовщиках" (1968)
режиссер показал невыносимое положение больных в одной из туберкулезных
лечебниц, где вспыхивает стихийное восстание пациентов, изгнавших весь
административно-медицинский персонал во главе с директором. В экранизации
романа классика египетской литературы Тауфика аль-Хакима "Записки
провинциального следователя" режиссер проводит мысль о неприменимости
действующих в мусульманской стране норм европейской юриспруденции. После
фильма “Господин Болти" (1969), посвященного перипетиям организации
рыболовецкого кооператива и борьбы бедняков с перекупщиками, Салих был
вынужден уехать в Сирию. Здесь по повести палестинского писателя Гассана
Канафани снял ленту "Обманутые", награжденную в 1972 г. главным
призом Карфагенского международного кинофестиваля и ставшую лауреатом
фестиваля фильмов о правах человека в Страсбурге. Ее герои — трое палестинцев,
пробирающихся в поисках работы в Кувейт и погибающих от жары в автоцистерне.
Чередуя хроникальные и игровые эпизоды, режиссер в этой истории выразил
трагическую судьбу целого народа, который из-за политики геноцида оказался
изгнан со своей исторической родины. Сняв в 1980 г. в Ираке историко-революционный
фильм "Долгие дни", воссоздавший события политического противостояния
в этой стране Арабского Востока накануне антимонархической баасистской
революции 1958 года, Салих возвратился в Египет. Однако у продюсеров и
цензуры его творческие замыслы, диссонировавшие с установками официозного
коммерческого кинематографа, энтузиазма не вызывали.
На протяжении многих лет Салих, самый последовательный представитель реалистического
направления в национальном киноискусстве, занят преподавательской деятельностью
на режиссерском отделении в Каирском высшем киноинституте.
А. Шахов
Фильмография: "Улица дураков"
(Дарб аль-махабил), 1955; "Борьба героев" (Сыраа аль-абтал),
1962; "Бунтовщики" (Апь-Мутаморридун), 1968; "Дневник провинци-
ального следователя" (Яумийят наиб фи-л-ариаф), "Господин Болти"
(Ас-Сейид Булти), 1969; "Обманутые" (Аль-Махдуун), Сирия, 1972;
"Долгие дни" (Аль-Айям от-тауила), Ирак, 1980.
Библиография: Хассан Абу Гунайма. Мин камус ас-синима
аль-арабийя аль-джадда. Дамаск. 1976; Сомир Фарид. Ас- Синима аль-мисрийя
фи нысф оль-кари. Тунис.1974; тарих ас-синима аль-мисрийя ан-натыка. Каир.1993;
Банурама ас-синима аль-мисрийя. Каир. 1981.
|