Сиссоко Шейх Умар

 

Сиссоко Шейх Умар

(Sissoko, Cheick Оumar)

 

Малийский кинорежиссер, сценарист, организатор кинопроизводства. Родился в Мали 21 декабря 1945 г. Прежде чем прийти в кинематограф, Шейк Умар Сиссоко, окончив школу, в течение нескольких лет изучал всеобщую историю и социологию в Высшей школе исследований социальных наук в Париже. Успешно пройдя полный курс обучения, он поступил затем в Национальную школу Луи Люмьера, где в дополнение к специальности историка и социолога получил диплом кинорежиссера, монтажера и художника. По возвращении на родину Ш. У. Сиссоко поступил на работу в Национальный кинопроизводственный центр в Бамако, в рамках которого вскоре создал свое объединение "Корафильм". Творческую карьеру он начинал с короткометражных документальных кино- и видеофильмов, сделанных по собственным сценариям и посвященным различным сторонам национальной действительности: "Малийская школа" (1982), "Сельские аудиотеки" (1983), "Засуха и сельская миграция" (1984). В качестве режиссера полнометражной художественной картины Ш.У. Сиссоко дебютировал в 1986 г. лентой "Нийамантон", правдиво отразившей повседневный быт юного поколения малийцев. Во втором своем фильме "Финзан" (1989) он затронул актуальные аспекты общественного и семейного статуса малийских женщин. Заняв в 1991 г. пост руководителя Национального кинопроизводственного центра, параллельно с административной деятельностью продолжал создавать хроникально-документальные ленты ("Быть молодым в Бамако", "Проблемы недоедания"), отличавшиеся конкретным историко-социологическим анализом современной жизни Мали. Международное признание Ш.У. Сиссоко принес третий его художественный фильм "Джимба", завоевавший в 1995 г. "Йенненгу", главный приз Панафриканского фестиваля в Уагадугу, и отмеченный Специальной премией жюри на МКФ в Локарно. Исполненная едкой сатиры, эта картина в духе притчи наводила зрителей на размышления о сегодняшней, весьма противоречивой действительности Африканского континента. В условном сюжете речь шла о некоем вымышленном тиране Джимбе, царствующем в обширном регионе западно-африканского сахеля (переходной полосы от пустынь к саваннам). Не считаясь с чаяниями подданных и вековыми обычаями предков, он стремится жестокостью поддерживать законы своего деспотического правления, потворствуя одновременно сумасбродным выходкам похотливого сына-карлика. Избалованный отцовским "воспитанием" престолонаследник, решив завладеть местной красавицей, требует, чтобы родитель изгнал из страны не дающего ей развода "непокорного" мужа. Однако тот поднимает широкое восстание против диктатора и его бесчеловечного режима. Снятый на натуре в районах традиционного проживания бамбара, волоф, сонинке и других народов Западной Африки, фильм колоритно передал их своеобразный быт, верования, самобытную архитектуру, а также костюмы и прически, что содействовало его успеху не только в национальном, но и зарубежном, в том числе европейском прокате.
Шейк Умар Сиссоко стал автором первого созданного по библейским мотивам африканского художественного фильма "Книга Бытия" (1999), экранизировав близнечный миф об Иакове и Исаве и перенеся его действие на территорию Мали. В ветхозаветной истории братских родственных взаимоотношений, строящихся на противопоставлениях (младший брат — старший брат, любимец матери — любимец отца, пастух — охотник, удачливый — не- удачливый), режиссер изобразил семью скотовода Иакова, оседлых землевладельцев Еммора и искусного в звероловстве Исава. Через их судьбы он попытался выявить первопричины межплеменных, межгосударственных и прочих войн нашего времени. Стремясь к достоверно точной передаче фактуры и атмосферы прошлого, Ш.У. Сиссоко местом съемок избрал находящийся в трехстах километрах от Бамако регион страны, где сохранились аналогичные библейским каменные крестьянские жилища и до сих пор сосуществуют патриархальные земледельческие и скотоводческие общины, похожие на те, о которых упоминают предания Книги Бытия. Фильм подтвердил умение режиссера работать с актерами, выразительно сыгравшими сложные в исполнительском плане образы Иакова (Сетиги Куйяте), Еммора (Балла Муса Кейта) и Исава (Сапиф Кейта).
Разностороннее творчество Ш. У. Сиссоко, уверенно чувствующего себя как в художественном, так и документальном кино, находит своего зрителя не только в Африке, но и за ее пределами. Социальная направленность, тонкий психологизм и выверенная драматургия его фильмов, отличающихся красочностью, богатой символикой и высокой изобразительной культурой, заслуженно вывели малийского кинематографиста в число наиболее ярких и значительных фигур современного африканского киноискусства.
А. Шахов

Фильмография: "Малийская школа" (Eco 1е malienne), 1982; "Сельские аудиотеки" (Les Audiotheques rurales), 1983; "Засуха и сельская миграция" (Secheresse et exode rural), 1984; "Нийамантон" (Nyamanton), 1986; "Финзан" (Finzan), 1989; "Быть молодым в Бамако" (Etre jeune а Bamako), 1992; "Проблемы недоедания" (Problematique de la malnutrition ), 1993; "Джимба" (Guimba), 1995; "Женщина в борьбе против апартеида" (La Femme dans la lutte contre l’Apartheid), 1997; "Книга Бытия" (La Genese), 1999.
Библиография: La Genese // Ecran d’Afrique. 1997. № 19.


Вернуться на главную