Сиссоко Шейх Умар |
Сиссоко Шейх Умар (Sissoko, Cheick Оumar)
Малийский кинорежиссер, сценарист, организатор кинопроизводства.
Родился в Мали 21 декабря 1945 г. Прежде чем прийти в кинематограф, Шейк
Умар Сиссоко, окончив школу, в течение нескольких лет изучал всеобщую
историю и социологию в Высшей школе исследований социальных наук в Париже.
Успешно пройдя полный курс обучения, он поступил затем в Национальную
школу Луи Люмьера, где в дополнение к специальности историка и социолога
получил диплом кинорежиссера, монтажера и художника. По возвращении на
родину Ш. У. Сиссоко поступил на работу в Национальный кинопроизводственный
центр в Бамако, в рамках которого вскоре создал свое объединение "Корафильм".
Творческую карьеру он начинал с короткометражных документальных кино-
и видеофильмов, сделанных по собственным сценариям и посвященным различным
сторонам национальной действительности: "Малийская школа" (1982),
"Сельские аудиотеки" (1983), "Засуха и сельская миграция"
(1984). В качестве режиссера полнометражной художественной картины Ш.У.
Сиссоко дебютировал в 1986 г. лентой "Нийамантон", правдиво
отразившей повседневный быт юного поколения малийцев. Во втором своем
фильме "Финзан" (1989) он затронул актуальные аспекты общественного
и семейного статуса малийских женщин. Заняв в 1991 г. пост руководителя
Национального кинопроизводственного центра, параллельно с административной
деятельностью продолжал создавать хроникально-документальные ленты ("Быть
молодым в Бамако", "Проблемы недоедания"), отличавшиеся
конкретным историко-социологическим анализом современной жизни Мали. Международное
признание Ш.У. Сиссоко принес третий его художественный фильм "Джимба",
завоевавший в 1995 г. "Йенненгу", главный приз Панафриканского
фестиваля в Уагадугу, и отмеченный Специальной премией жюри на МКФ в Локарно.
Исполненная едкой сатиры, эта картина в духе притчи наводила зрителей
на размышления о сегодняшней, весьма противоречивой действительности Африканского
континента. В условном сюжете речь шла о некоем вымышленном тиране Джимбе,
царствующем в обширном регионе западно-африканского сахеля (переходной
полосы от пустынь к саваннам). Не считаясь с чаяниями подданных и вековыми
обычаями предков, он стремится жестокостью поддерживать законы своего
деспотического правления, потворствуя одновременно сумасбродным выходкам
похотливого сына-карлика. Избалованный отцовским "воспитанием"
престолонаследник, решив завладеть местной красавицей, требует, чтобы
родитель изгнал из страны не дающего ей развода "непокорного"
мужа. Однако тот поднимает широкое восстание против диктатора и его бесчеловечного
режима. Снятый на натуре в районах традиционного проживания бамбара, волоф,
сонинке и других народов Западной Африки, фильм колоритно передал их своеобразный
быт, верования, самобытную архитектуру, а также костюмы и прически, что
содействовало его успеху не только в национальном, но и зарубежном, в
том числе европейском прокате. Фильмография: "Малийская школа"
(Eco 1е malienne), 1982; "Сельские аудиотеки" (Les Audiotheques
rurales), 1983; "Засуха и сельская миграция" (Secheresse et
exode rural), 1984; "Нийамантон" (Nyamanton), 1986; "Финзан"
(Finzan), 1989; "Быть молодым в Бамако" (Etre jeune а Bamako),
1992; "Проблемы недоедания" (Problematique de la malnutrition
), 1993; "Джимба" (Guimba), 1995; "Женщина в борьбе против
апартеида" (La Femme dans la lutte contre l’Apartheid), 1997; "Книга
Бытия" (La Genese), 1999.
|