Тайиб Атыф ат
Египетский режиссер. Родился 26 декабря 1947 г. в Каире,
умер 23 июня 1995 г. там же.
Кинематографическое образование Атыф ат-Тайиб получил в Каирском высшем
киноинституте, где его наставниками были выдающиеся мастера национального
экрана Шади Абдель Салям, Садах Абу Сейф и Юсеф Шахин. Гражданское сознание
и творческие пристрастия режиссера складывались во многом под влиянием
бурных общественно-политических метаморфоз, пережитых Египтом в 1960 —
1970-е гг. в период правления в стране Г.А. Насера и пришедшего ему на
смену А. Садата. Существенную роль сыграли здесь также трудная пятилетняя
служба в армии и участие в арабо-израильской "двадцатидневной"
войне 1973 г.
Успех и международное признание пришли к Тайибу после выхода его полнометражного
художественного фильма "Водитель автобуса", завоевавшего серебряный
приз на Ш Дамасском фестивале 1983 г. В нем впервые в египетском кино
прозвучала откровенная и жесткая критика политики "открытых дверей"
("инфитаха"), разрушающей в человеке чувство любви к ближнему
и заставляющей его ради меркантильной выгоды отступаться от освященных
многовековой традицией добрых родственных взаимоотношений. Обличительный
пафос картины выражен через образ главного персонажа, шофера каирского
автобуса, которому так и не удается собрать у старших сестер и их богатых
мужей денег для разоренного умирающего отца. Наполненная напряженным драматизмом
лента о вчерашнем герое-фронтовике поднялась до широких обобщений, высветив
трагедию "потерянного поколения" ровесников режиссера, воевавших
за возвращение утраченных в 1967 г. родных земель, но обманутых и униженных
провозглашенным правительством Садата "спасительным потребительским
инфитахом".
Сложные динамичные сюжеты и актуальность жизненного материала стали отличительной
особенностью последующих работ А Тайиба. Герой фильма "Флейтист"
(1985), бывший студент Каирского университета, из за своих свободолюбивых
убеждений оказывается в захолустном селении. Почувствовав в пришельце
угрозу своей безраздельной власти над малограмотными бедняками, провинциальные
воротилы устраивают против него заговор, завершившийся холодным убийством
юноши. Большой резонанс в арабском мире вызвал фильм А. Тайиба "Любовь
на плато пирамиды" (1986) по рассказу египетского писателя лауреата
Нобелевской премии Нагиба Махфуза. В нем показана трагическая безысходность
положения выпускников высших учебных заведений, которые, получая мизерную
зарплату, лишены возможности вступить в брак и начать строить семейную
жизнь. Тема социального бесправия человека остро прозвучала и в картине
"Досье на нравственность" (1986). Здесь раскрывались преступные
методы полицейского офицера, использовавшего лжесвидетельства подставных
лиц, чтобы обвинить трех ни в чем не повинных женщин в занятиях проституцией.
Резкое недовольство властей, особенно министерства внутренних дел, вызвала
лента А Тайиба "Невиновный" (1986) о прозрении крестьянина,
мобилизованного охранять лагерь политзаключенных, который постепенно осознает,
что арестанты — вовсе не "предатели родины", а борцы с коррумпированным
правящим режимом. Усмотрев в содержании фильма "крамолу" и попытку
"нанести ущерб престижу государства", цензура запретила его
демонстрацию, и лишь благодаря усилиям прогрессивно настроенных деятелей
египетской культуры "Невиновный" смог пробиться на экраны страны.
Став одним из лидеров "нового реализма", А. Тайиб поднимал в
своем творчестве сложные, зачастую болезненные вопросы жизни египетского
общества, в первую очередь проблемы молодежи. Редким отступлением от присущей
искусству режиссера общественной конкретики выглядела экранизация романа
Н. Махфуза "Сердце ночи" (1990). В ней режиссер сохранил основную
идею литературного первоисточника, главный герой которого Гаафар ар- Рави
с детства до самой старости ведет борьбу с самим собой, пытаясь обуздать
обуревающие его страсти и сделать верный жизненный выбор.
В целом творчество А. Тайиба отличает стремление к социальной трактовке
противоречий современности на примерах судеб конкретных, самых обычных
людей. Достоверность его фильмов, склонность к глубоким обобщениям ставят
их в один ряд с лучшими картинами, снятыми классиками египетского киноискусства
Салахом Абу Сейфом и Юсефом Шахином.
А. Шахов
Фильмография: "Убийственная перемена"
(Аль-Гайра аль-катила), 1982; "Водитель автобуса" (Саууак аль-утубис),
1983; "Барак" (Ат-Тахшиба), 1984; "Флейтист" (Аз-Заммар),
1985; "Любовь на плато пирамиды" (Аль-Хубб фаук хадбат аль-хорам),
"Досье на нравственность" {Милафф ала-л-аадаб), "Невиновный"
{Апь-Бари), 1986; "Сыновья и способ убийства" (Абна уа катила),
"Подвал" (Аль-Бадрун), "Удар учителя" (Дарбат муаллим),
1987; "Мир на крыле горлицы" (Ад-Дунья ала джанах юмама), "Батальон
казни" (Кятибат аль-иодам), 1988; "Сердце ночи" (Колб ал-лейл),
"Бегство" (Аль-Хуруб), 1990; "Наджи аль-али" {Наджи
аль-али), 1991; "Против правительства" (Дыдд аль-хукума), "Кровь
на асфальте" (Дима ала-л-асфалт), 1992; "Мольба о покорности"
(Инзар би-т-тaa), 1993; "Раскрывая тайну" (Кешф аль-мастур),
1994; "Теплая ночь" (Лейла сахина), 1996.
Библиография: Шахов А Кинематограф APE: аттестат зрелости
// На планете кино. М. 1989; Камус ас-синимаийин аль-мисриййин. Каир.
1996.
|