Реклама:

ЗАКРЫТЬ

Сделать ставку на бокс стало еще проще! На сайте фавбет действуют упрощенные правила!

 

На главную

 

А.Балезин - Королева дождя

 



В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ ДОЖДЯ

 А.С.БАЛЕЗИН, доктор исторических наук.

 "Вы хотите познакомиться с Королевой дождя ? - спросили меня мои гостеприимные хозяева в долине Мукетси. - Ее собственные подданные не имеют права лицезреть Королеву, но белых она иногда к себе допускает. А у нас есть знакомые, которые вхожи к ней". Так "по блату" я получил едва ли не самое сильное впечатление за мою десятинедельную поездку по Южной Африке. И то сказать - Ее Величество Муджаджи V - первая Королева Дождя, которая отказывается вызывать дождь!

Но расскажу все по порядку.

 

Путь в долину Мукетси

 

 Мне выпала удача читать лекции в Южной Африке, причем практически по всей стране. Получилось так потому, что я был официальным гостем университета Виста. Университет этот несколько необычен. Хотя по числу студентов он чуть ли не самый крупный в стране, на самом деле это не совсем так: он состоит из нескольких небольших частей, разбросанных по всей стране и пользующихся значительной автономией. Дело в том, что университет Виста создавался в начале 80-х годов по всем канонам апартхейда, предусматривавших, в частности, раздельное обучение и разные стандарты образования для белых и черных южноафриканцев.

Тогда в семи тауншипах - черных пригородах главных промышленных зон страны - были постепенно созданы кампусы - мини-университеты, объединенные достаточно формально штаб-квартирой в Претории. В каждом кампусе свой директор, свои сотрудники. Каждую кафедру возглавляет заместитель заведующего, заведующий сидит в каком-либо одном кампусе и общается со своими подчиненными в других частях страны в основном по телефону. В каждом кампусе есть и свой Совет студенческих представителей, оказывающий заметное влияние на учебный процесс. Мне довелось, в частности, быть свидетелем бойкота занятий, прошедшего под его руководством.

Мне как "гостевому профессору" предстояло объехать все семь кампусов, то есть проехать по всей стране. Организаторы моей поездки решили, однако, что заодно я прочту лекции и в других лежащих на моем пути или чуть в стороне университетах. Причем моя программа была составлена таким образом, что я посетил с лекциями не только самые престижные университеты ЮАР (Витватерсрандский, Стелленбошский, Кейптаунский, Университет Южной Африки - ЮНИСА), но и более мелкие - Потчефструмский, Преторийский и Университет Оранжевого Свободного Государства в г. Блюмфонтейн.

Одним из немногих университетов, посещение которого не входило в мою программу, был Северный университет в городе Питерсбурге в Северном Трансваале. Но - помните? - "Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне" - это слово завораживало меня, и я никак не мог не побывать в Трансваале.

Тем более приглашение туда у меня было - частное.

 

 Энгельбрехты

 

 Незадолго до моей поездки в ЮАР я познакомился с гостившими в Москве (уже второй раз и с удовольствием!) профессором Фредриком Энгельбрехтом и его очаровательной женой Идой, которые пригласили меня посетить их, если я попаду в ЮАР. Они рассказали, что Фредрик оставил свою кафедру философии и занялся фермерством. Услышал я и о том, что с их фермы открывается какой-то необыкновенный вид. Но действительность превзошла все мои ожидания.

В столицу Северного Трансвааля с таким почти российским названием Питерсбург меня довез за четыре часа прекрасный комфортабельный автобус-экспресс, кстати сказать, принадлежащий трансваальской компании с темнокожим персоналом. Энгельбрехты встречали меня, и мы отправились к ним домой. Когда их огромный белый БМВ вдруг резко свернул с дороги вдруг куда-то влево, я не сразу и понял, что мы приехали. Дом Энгельбрехтов так причудливо расположен в зелени на склоне горы, что его не видно ни сверху - с горного шоссе, ни снизу - из долины.

Зато долина Мукетси великолепно просматривается с балконов, тянущихся по всему фасаду дома. Пожалуй, это один из самых красивых пейзажей, виденных мною в жизни. Энгельбрехты гордятся им и не упускают случая посидеть со своими гостями на сандеке" за приятной беседой и встретить там закат рюмкой чего-нибудь вкусненького.

Вообще, вкусненькое в доме Энгельбрехтов любят. Готовит его чернокожая повариха Мелита. Хозяева даже посылали ее учиться на курсы поваров и построили ей дом неподалеку от своего собственного: день в ЮАР начинается очень рано, около пяти утра Мелита уже колдует в кухне. Повариха - живописная женщина, уже немолодая, ей в помощь взяли горничную для более простых работ в доме. А в свое время ее присутствие, видимо, немало помогло Иде Энгельбрехт, вырастившей семерых детей -часть из них от первого брака ее мужа.

Именно Мелита живо напомнила мне, что я нахожусь в стране африканеров (известных прежде как буры), с первой встречи называя меня "баас" - "господин" на языке африкаанс - словом, от которого сразу повеяло колониальным южноафриканским романом.

Дети Энгельбрехтов давно выросли и разъехались в разные стороны, и Мелита передает по сложившемуся ритуалу завтрак через окошко в стене между кухней и столовой только для Иды и Фредрика, но по-прежнему происходит это очень рано утром: Фредрик спешит спуститься в долину Мукетси.

Долина Мукетси является гордостью Энгельбрехтов не только за ее неописуемую красоту. Она, к тому же, их кормилица. Выяснилось, что климат и почвы долины идеально подходят для разведения помидоров, и несколько фермеров, объединив свои земли, создали там огромную фирму по производству помидоров -"Зед Зед Ту" (ZZ2). Продукция "Зед Зед Ту" известна не только по всей ЮАР, но и во многих соседних странах. Считается, что эта фирма - самый крупный производитель помидоров во всем Южном полушарии. А отставной профессор философии Фредрик Энгельбрехт - один из директоров фирмы и ежедневно активно работает в офисе.

Каждый день предстояло проделывать получасовой спуск в долину и мне. При этом температура воздуха постепенно возрастала минимум на 10°С, но что такое сорокаградусная жара по сравнению с чудесами долины! Я видел помидорные поля на разных стадиях развития, видел, как осваиваются новые земли, летал над долиной на маленькой "Сессне" (помните летчика Маттиаса Руста?). Но, пусть простят меня мои гостеприимные хозяева и их друзья из "Зед Зед Ту", самое интересное, самое незабываемое из увиденного мной - безусловно, правительница маленького народа лобеду - Королева Дождя.

 

Лобеду и их королева

 

Лобеду - народ из группы северных сото, относящихся к банту Южной Африки. Живут лобеду на севере Трансвааля, в живописных долинах и предгорьях Драконовых гор. Это - жаркая, богатая растительностью часть Южной Африки. С 1979 г. здесь создан Национальный заповедник Муджаджи, главным образом, для охраны уникальных реликтовых пальм. Посетители заповедника могут любоваться круглыми хижинами лобеду с островерхой соломенной крышей разных оттенков - от светло-кремового до темнокоричневого, раскинувшимися живописными группами на фоне буйной зелени. В особой постройке в заповеднике - в "доме информации" - рассказывается и о лобеду и их королевах, показывается копия парадного одеяния нынешней королевы, но не ее портрет: лицезреть королеву строжайше запрещено даже ее собственным подданным.

Свое происхождение правящая династия лобеду ведет (правда, опосредованно) от правителей легендарной Мономотапы - известного государства в междуречье Замбези и Лимпопо, расцвет которого приходится на ХУ-ХУП вв. Согласно устной исторической традиции лобеду, правители народа розви, потомки властителей Мономотапы, пришли к ним с севера и, установив свою власть, насадили новые обычаи, в частности, обычай обрезания. Около 1800 г., когда умер последний в правящем роду мужчина, лобеду стала править женщина, получившая титул "Королевы дождя". С тех пор титул правителя передается по женской линии. В социальном смысле, однако, как отмечают этнографы, Королева выступала как лицо мужского пола и даже "женилась" на женщинах, которые жили потом с ее родственниками-мужчинами. Наследовала престол старшая дочь "главной жены" Королевы. Специалисты подчеркивают, что такая форма правления является для южных банту редким исключением.

Есть сведения, что у лобеду существовал обычай ритуальных убийств правительницы, когда она становилась слабой и немощной. После смерти правительницы все огни в ее стране должны были погаснуть, их тушили с помощью специального снадобья - м у ф у г о, которое раздавалось из королевского крааля. Для нового разжигания огня нужно было уплатить налог новой королеве - специалисты считают, что это означает , что правительница лобеду была и обладательницей огня.

Со смертью правительниц была связана их важнейшая ритуальная функция - вызывание дождя. В качестве снадобий для этой церемонии использовались части останков умершей Королевы. Вот как описывалось приготовление такого снадобья в 1931 г.: “После смерти королевы, сведения о чем хранились в секрете в течение года, ее тело каждый день обмывалось, и смывающаяся грязь сбрасывалась в специально устроенную в земле емкость. Так делалось до тех пор, пока не сходила вся кожа, и лишь после этого тело сжигалось". Затем снадобье помещалось в специальные сосуды и использовалось в церемонии вызывания дождя.

Cам процесс вызывания дождя был жизненно важным для многих народов региона. Нам, часто наделяющим бесконечные осенние ливни самыми нелестными эпитетами, трудно себе и представить, каким желанным и долгожданным может быть дождь в засушливых областях нашей планеты. Сколько раз, услышав на Юге Африки очередной плач по дождю, я говорил своим тамошним друзьям, что охотно поделился бы с ними ливнями - они ведь зачастую даже не представляют себе, сколько их выпадает у нас. (Я от души посмеялся как-то, получив в Москве открытку от знакомой фермерши из Намибии: “У нас опять жестокая засуха, не выпало ни капли дождя почти целый год. А как Вы справляетесь в Вашей Москве с этими проблемами?")

Учитывая такую важность дождей для жизни всего народа, становится понятным, что вызывателем дождя выступал на Юге Африки практически повсеместно именно "вождь". Считалось, что вызыватель дождя обращается к духам предков, которые и ниспосылают осадки. Особенностью лобеду было то, что таким "вождем" у них была женщина. Видимо, поэтому ряд соседних народов обращался к Королеве дождя, чтобы она наслала дожди и на их земли, считая, что она обладает большим могуществом, чем их собственные вызыватели дождя мужского пола.(Интересно, что самым универсальным средством платежа, будь то дань, оплата услуг или что-нибудь другое, у лобеду издавна было местное пиво.)

Земли лобеду вошли в прошлом веке в бурскую республику Трансвааль, а с созданием Южно-Африканского Союза (ЮАС) - в его состав. Однако власть Королев дождя над лобеду признавалась правительствами ЮАС, а затем ЮАР. В годы, когда земли лобеду были включены в бантустан - "самоуправляющееся государство", одно из создававшихся в годы апартхейда для черного населения ЮАР, бабушка нынешней правительницы, Муджаджи III, удачно воспользовалась моментом. Поскольку белым в бантустанах жить не рекомендовалось, Королева откупила большое количество земель у белых фермеров. Деньги на эту акцию она собрала, обложив каждого из своих подданных-мужчин дополнительным единовременным налогом в 12 рандов (6 английских фунтов по тогдашнему курсу) .В результате Муджаджи III еще богаче и могущественнее. Нынешняя Королева Дождя унаследовала богатства своей бабки.

 

Аудиенция у Королевы Муджаджи V

 

Мне выпала совершенно уникальная возможность не только видеть Королеву дождя, но и говорить с ней. Произошло это потому, что друзья Энгельбрехтов - пожилая супружеская пара местных фермеров английского происхождения - пользуется дружбой Королевы имеет разрешение несколько раз в год приводить к ней других чужеземцев.

И вот, в жаркий февральский день - разгар местного лета - я спускался в долину Мукетси с особым чувством: вот-вот произойдет чудо! Правда, к ожиданию чуда примешивалось чувство некоторой досады: у меня не оставалось московских сувениров для Королевы. Однако предусмотрительная Ида захватила с собой из собственных запасов тарелки в подарок Королеве. (Знал бы я, что назавтра, заехав зачем-то в крохотную придорожную гостиницу на третьестепенном шоссе, первым, на что я наткнусь буквально у входа, будет матрешка "маде ин Раша" в витрине сувенирного киоска!)

В знакомой уже штаб-квартире "Зед Зед Ту" нас ждали фермеры - друзья Королевы и четырехместный комфортабельный джип. Путь к Королеве лежал через живописные земли лобеду и через упоминавшийся уже здесь заповедник "Муждаджи". В нем экспонируются портреты четырех умерших Королев Дождя, но нее нынешней - и я еще раз оценил уникальность представившегося мне случая.

События развивались по нарастающей. Сначала в столице лобеду, средоточии политической жизни народа, нам показали Священную поляну, примыкающую к королевскому краалю - дворцовому комплексу. Это - место, где проходят вечевые собрания лобеду, на которых может присутствовать и Королева, но всегда незримо: за специальной плотной занавеской, откуда она и произносит в случае надобности свое веское слово - такова традиция.

С другой стороны улицы возвышается строение современного вида - здание администрации Королевы. Она управляет своими подданными, как рассказали нам наши спутники, с помощью правительства и даже имеет свою полицию. Ближайшими советниками Королевы являются 12 старейшин, считающиеся ее женами - именно так, ведь они должны внести свой вклад в престолонаследие - наследует престол старшая дочь Королевы.

У здания администрации мы ждем некоторое время, пока не появится тот, без кого нам не проникнуть внутрь королевского крааля. Это - племянник королевы Виктор, темнокожий человек средних лет с умным лицом, важный сановник в администрации лобеду. Он-то и является устроителем аудиенции, с ним была достигнута договоренность по телефону.

Наконец мы у ворот королевского крааля. Охрана узнает Виктора, и ворота раскрываются перед нашей машиной. Осматриваемся внутри крааля. Это - группа построек самого разнообразного характера и архитектуры, обнесенных высокой изгородью. Нам указывают на одну из них - внушительный круглый дом с островерхой крышей - приемный зал Королевы. Нынешняя его хозяйка, носящая титул Муджаджи Y, вступила на престол в 1982 г.

Одновременно с нами к двери дома приближается полная женщина неопределенного возраста, одетая в повседневные традиционные одежды -цветные поясную и плечевую накидки и тюрбан. Мне шепчут: это и есть сама Королева! Ей Богу, первое впечатление - разочарование: она выглядит абсолютно как большинство служанок в богатых южноафриканских домах. Однако сразу же становится ясно, что впечатление это обманчиво: Королеву окружает определенная царственная аура, сказывающаяся в ее манере говорить и держаться.

Величественным жестом она приглашает нас в хижину для приемов. Приняв подарки, Королева указывает нам на полукруглые диваны, повторяющие форму стен, а сама усаживается на пол напротив нас. Начинается наша короткая беседа. По протоколу беседа ведется через переводчика, в роли которого выступает племянник королевы, хотя Королева, судя по ее реакции, безусловно понимает английский. Кстати, интересная протокольная особенность: согласно английскому праву, титул "Ее Величество" принадлежит только английской королеве, признанным британской короной в ее африканских владениях местным монархам присваивался титул "высочество". Поэтому мои белые сопровождающие называют Королеву дождя "Ваше Высочество” ,а ее племянник-переводчик и я, пренебрегая по разным причинам этикетом английским в пользу местного - "Ваше Величество".

Знакомые Королевы представляют меня ей. Тут наступает моя очередь. Впервые в жизни я произношу короткий монолог перед королевской особой. Я продумал его заранее и довольно связно провещал о том, что приехал из далекой страны, где сейчас все покрыто снегом, что лететь на большом самолете оттуда более 12 часов и что я счастлив видеть Королеву.

На мой вопрос: "Ваше Величество, что передать от Вас моему народу?" ответ был таков: “Передайте, что нам нужна помощь. Всякая помощь. Много помощи." Мне пришлось ответить за себя - что я лично оказываю народам ее страны посильную помощь, делясь со студентами университетов своими знаниями. Не знаю, насколько мой ответ удовлетворил мою собеседницу, но она благосклонно кивнула в ответ и позволила мне сфотографироваться с ней и осмотреть крааль. Правда, Королева выдвинула условие: я должен прислать ей фотографию. Условие я выполнил, послав ей ту. где мы сфотографированы вместе.

В краале нашим чичероне был все тот же Виктор. Он показал нам символ королевской власти - барабаны, Священное дерево, а также спальную хижину Королевы.

 

Перемены повсюду

 

На самом высоком месте Крааля, ближе к въездным воротам, стоит символ перемен - новый дом. В нем еще ведутся отделочные работы, но видно, что это абсолютно европейское строение и по внешнему облику, и по внутренней планировке. Королева собирается переехать туда в ближайшее время.

Перемены коснулись и святая святых лобеду - хижины приемов. В ней стоят телевизор, радиоприемник, видеомагнитофон. В самый разгар нашей беседы вдруг звонит телефон, и Королева несколько минут оживленно беседует с кем-то на своем языке.

Однако это - не главное. Перемены затронули и более существенные традиционные ритуалы и функции королевы. Мне рассказали, что она нарушает запрет на показывание своего лика подданным: обожая супермаркеты, она время от времени садится в свою "тойоту-крессиду" и едет в один из них. В пути следования она, конечно, скрывается за занавеской, однако в самом супермаркете совсем не гарантирована от того, что ее увидит кто-то из подданных.

Но и это не главное. Муджаджи Y - христианка, первая из Королев дождя. И когда к ней обращаются за исполнением ее важнейшей традиционной функции - вызывания дождя - она отказывается. При этом говорит: дождь - дело Божье, он пойдет, если это будет угодно Богу.

В этой связи интересно отметить, что этнографы указывали на слабую распространенность христианства среди лобеду в отличие от их соседей еще совсем недавно - в 50-х годах нашего века. Ныне же христианская религия затронула самую сердцевину народа, воплощение его здоровья и процветания, связующее звено с духами предков - правительницу. Правда, этнографы упоминают, что, скорее всего, в понимании лобеду, как и соседних народов, дождь давало традиционное универсальное небесное божество, а не духи предков, которые являлись лишь посредниками в вызывании осадков. Таким образом, в сознании Королевы Дождя произошла замена традиционного небесного божества Кхутсоане - создателя всего сущего, неизвестно куда девшегося впоследствии, на Иисуса Христа. Духи предков, в этом случае, естественно, не могут выполнять функции посредников.

Интересно и другое. В путеводителях и книгах, рассказывающих о чудесах Южной Африки, по-прежнему подчеркивается, что Королева Дождя может вызывать дождь и делает это по-прежнему, как и много десятилетий назад.

Увиденное в долине Мукетси еще раз заставляет задуматься над некоторыми вопросами. Например - как успеть за переменами в мире, не отказываясь одновременно от собственного культурного наследия? Все ли в этом наследии одинаково важно? Можно ли чем-то пренебречь, чтобы не отставать от времени, и если да, то чем именно? Думается, что эти вопросы важны далеко не только для маленького народа в Южной Африке и его Королевы.