Комиссар по делам Африки Фола Адеола:
«Россия не слушает наших советов»
Алексей АНДРЕЕВ,
"Новые Известия",
30.05.2005
В
Москве побывал спецпредставитель (комиссар) международной Комиссии по
делам Африки Фола Адеола. Здесь он презентовал доклад, приуроченный к
июльскому саммиту «большой восьмерки», на котором африканские проблемы
будут приоритетными, и передал российскому МИД ряд критических замечаний.
В интервью «Новым Известиям» г-н Адеола рассказал об основном вопросе,
который может взбудоражить саммит, – широкомасштабных поставках российского
стрелкового оружия африканским странам.
– В чем суть разногласий с Россией?
– Речь идет скорее не о разногласиях, а о том, что российское правительство
не прислушивается к нашим рекомендациям. Комиссия в своем докладе учла
предыдущие планы действий «большой восьмерки» по Африке, а также соответствующие
инициативы Африканского союза. В краткосрочной перспективе Россия останется
одним из главных экспортеров вооружений, в том числе легкого стрелкового
оружия (ЛСО), в Африку. Даже если иметь в виду лишь официальные поставки,
ведь общеизвестно, что обширен и нелегальный оборот ЛСО в Африке. Между
тем, как показывает практика, именно стрелковое оружие в большинстве конфликтов
является главной причиной массовой гибели мирных жителей. Совет Безопасности
ООН неоднократно выражал озабоченность положением дел в этой сфере, разработана
программа Евросоюза «Совместные действия по нераспространению ЛСО». Мы
полагаем, что Россия может вести бизнес в Африке во многих сферах, не
приводящих к разжиганию конфликтов. Правда, сегодня налицо невнимание
российской стороны к такому важному для «большой восьмерки» вопросу, как
сотрудничество с африканским частным бизнесом.
– Но насколько обоснованы упреки насчет невнимания к частному
сектору в Африке? Существует масса примеров, в том числе знакомых корреспонденту
«НИ» по личному опыту, когда не российская сторона, а именно местная бюрократия
всячески препятствовала такому сотрудничеству.
– Африка – это не одна и не две страны. Тем более что за последние годы,
особенно когда набрал силу процесс формирования Афросоюза, континент сильно
изменился. Правительства африканских стран достигают первых успехов как
отдельно, так и в совместных проектах, в частности, в программе «Новое
партнерство для Африки». Взаимоотношения бизнеса и госструктур становятся
все более прозрачными.
– Предпримет ли Комиссия какие-то шаги, чтобы оказать давление на Россию?
Не будут ли введены санкции?
– Это не наш подход, к тому же у нас нет соответствующих полномочий, если
вообще говорить о санкциях. Наши рекомендации в докладе адресованы всем
членам «большой восьмерки» и России, как члену этого клуба, в частности.
К Москве же есть вопросы и по оказанию помощи африканским странам в целом.
– Не кажется ли вам, что для России, при ее нынешнем экономическом
состоянии, важнее направлять средства на внутренние нужды, а не на оказание
финансовой помощи африканским странам?
– Мы разделяем озабоченность российского руководства внутренними проблемами
и не делаем чрезмерный акцент на финансовой помощи Африканскому континенту.
Хотя оказание помощи в деле борьбы с бедностью или распространением СПИДа
– в интересах самой России. Как член СБ ООН и «большой восьмерки», ваша
страна является одной из основных мировых держав и вполне может оказывать
влияние на глобальные процессы. Африка не имеет постоянного представительства
в Совете Безопасности, поэтому защита африканских интересов в этом органе
ложится на мировые державы, включая Россию.
ВВЕРХ
|