Комиссия по Африке: материалы и публикации


Комиссар по делам Африки Фола Адеола:
«Россия не слушает наших советов»

 

Алексей АНДРЕЕВ,
"Новые Известия",
30.05.2005

Спецпредставитель (комиссар) международной Комиссии по делам Африки Фола Адеола. Фото Игоря Сида.В Москве побывал спецпредставитель (комиссар) международной Комиссии по делам Африки Фола Адеола. Здесь он презентовал доклад, приуроченный к июльскому саммиту «большой восьмерки», на котором африканские проблемы будут приоритетными, и передал российскому МИД ряд критических замечаний. В интервью «Новым Известиям» г-н Адеола рассказал об основном вопросе, который может взбудоражить саммит, – широкомасштабных поставках российского стрелкового оружия африканским странам.

– В чем суть разногласий с Россией?


– Речь идет скорее не о разногласиях, а о том, что российское правительство не прислушивается к нашим рекомендациям. Комиссия в своем докладе учла предыдущие планы действий «большой восьмерки» по Африке, а также соответствующие инициативы Африканского союза. В краткосрочной перспективе Россия останется одним из главных экспортеров вооружений, в том числе легкого стрелкового оружия (ЛСО), в Африку. Даже если иметь в виду лишь официальные поставки, ведь общеизвестно, что обширен и нелегальный оборот ЛСО в Африке. Между тем, как показывает практика, именно стрелковое оружие в большинстве конфликтов является главной причиной массовой гибели мирных жителей. Совет Безопасности ООН неоднократно выражал озабоченность положением дел в этой сфере, разработана программа Евросоюза «Совместные действия по нераспространению ЛСО». Мы полагаем, что Россия может вести бизнес в Африке во многих сферах, не приводящих к разжиганию конфликтов. Правда, сегодня налицо невнимание российской стороны к такому важному для «большой восьмерки» вопросу, как сотрудничество с африканским частным бизнесом.

– Но насколько обоснованы упреки насчет невнимания к частному сектору в Африке? Существует масса примеров, в том числе знакомых корреспонденту «НИ» по личному опыту, когда не российская сторона, а именно местная бюрократия всячески препятствовала такому сотрудничеству.

– Африка – это не одна и не две страны. Тем более что за последние годы, особенно когда набрал силу процесс формирования Афросоюза, континент сильно изменился. Правительства африканских стран достигают первых успехов как отдельно, так и в совместных проектах, в частности, в программе «Новое партнерство для Африки». Взаимоотношения бизнеса и госструктур становятся все более прозрачными.

– Предпримет ли Комиссия какие-то шаги, чтобы оказать давление на Россию? Не будут ли введены санкции?


– Это не наш подход, к тому же у нас нет соответствующих полномочий, если вообще говорить о санкциях. Наши рекомендации в докладе адресованы всем членам «большой восьмерки» и России, как члену этого клуба, в частности. К Москве же есть вопросы и по оказанию помощи африканским странам в целом.

– Не кажется ли вам, что для России, при ее нынешнем экономическом состоянии, важнее направлять средства на внутренние нужды, а не на оказание финансовой помощи африканским странам?

– Мы разделяем озабоченность российского руководства внутренними проблемами и не делаем чрезмерный акцент на финансовой помощи Африканскому континенту. Хотя оказание помощи в деле борьбы с бедностью или распространением СПИДа – в интересах самой России. Как член СБ ООН и «большой восьмерки», ваша страна является одной из основных мировых держав и вполне может оказывать влияние на глобальные процессы. Африка не имеет постоянного представительства в Совете Безопасности, поэтому защита африканских интересов в этом органе ложится на мировые державы, включая Россию.

 

ВВЕРХ

На главную страницу Africana.ru