Комиссия по Африке: материалы и публикации


НАШИ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ
Доклад Комиссии по Африке

 

 

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА

 

Нищета и застой в Африке это самая большая трагедия нашего времени. Бедность в таких масштабах требует решительных и действенных мер. Африка нуждается в помощи при решении своих проблем как на уровне стран и регионов, так и для всего континента в целом. В последние годы наметился экономический рост и улучшение в управлении. Но для серьёзных успехов в борьбе с нищетой этого недостаточно. Необходимо партнерство между развитыми странами и Африкой, которое бы полностью учитывало конкретные условия и особенности последней.

Со своей стороны Африка должна ускорить процесс реформ. А развитым странам в это время необходимо увеличить объем и качество их помощи, а так же прекратить мероприятия, препятствующие прогрессу Африки. Развитые страны имеют как моральный долг перед Африкой, так и могучий стимул личной выгоды, чтобы оказать ей помощь. Мы уверены, что сейчас пришло время, когда увеличение внешней помощи способно радикально улучшить ситуацию, и именно в настоящий момент для Африки крайне важно, чтобы весь мир поддержал её усилия.

Предложения Комиссии представляют собой пакет последовательных мероприятий для Африки. Проблемы, в них затронутые, переплетаются одна с другой в виде порочного круга и усиливают друг друга. Поэтому и решаться они должны в комплексе, «одновременным генеральным наступлением по всем фронтам». Для осуществления всех необходимых мер партнеры должны работать совместно, проявляя настойчивость, оперативность и приверженность заложенным в документ принципам, и каждый должен стремиться принести максимальную пользу.


РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ: СОЗДАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СИСТЕМ

За последние пятьдесят лет Африка проявила ряд слабостей, которые могут быть разделены на две группы. Первая связана с компетенцией – способностью выработать правильную политику и претворить её в жизнь, вторая относится к сфере ответственности – насколько государство отвечает чаяниям своего народа. И хотя решение этих проблем является внутренним делом государств и народов Африки, но и активные действия со стороны богатых мировых держав так же способны принести неоценимую помощь.

Устранение некомпетентности требует времени последовательности. Некомпетентность проистекает из слабости системы, недостаточного стимулирования, скудости информации, технической неграмотности, из недостатка профессиональных кадров и денег. Поэтому мы рекомендуем, чтобы страны и организации доноры основные свои ресурсы направили на решение именно этой проблемы, и начали бы с системы высшего образования, особенно науки и технологии. Они должны помочь в создании систем управления на национальном и местном уровнях, и в подготовке соответствующего персонала, это же относится к панафриканским и региональным организациям, особенно к Африканскому Союзу и его программе NEPAD. Доноры должны изменить свои подходы к этой проблеме и поддержать национальные приоритеты африканских правительств, а не внедрять собственные наработки в этой области, которые могут подорвать способность достижения компетентности самими африканскими странами.

Усиление ответственности это дело самих африканских лидеров. Достичь этого они могут через расширение участия простых людей в делах управления, частично путем усиления таких институтов, как парламент, местные органы власти, профсоюзы, судебные органы и средства массовой информации. И здесь доноры могут оказаться полезными. Они могут помочь сделать бюджетные процессы подотчетными народу, чтобы африканцы знали откуда приходят деньги и на что они тратятся. Такая прозрачность поможет в борьбе с коррупцией, которую африканским правительствам еще предстоит искоренить. И здесь развитые страны могут оказать содействие. Деньги и государственные активы, украденные у народа Африки продажными лидерами, должны быть возвращены на родину. Законы должны предписывать иностранным банкам предоставлять информацию о подозрительных счетах. Те, кто дают взятки, тоже не должны избежать ответственности; иностранные компании, связанные с добычей нефти, минералов, или имеющие отношение к другим добывающим отраслям, должны сделать движение своих средств гораздо более доступными контролю со стороны общественности. Фирмам, предлагающим взятки, должно быть отказано в экспортных кредитах.

Без прогресса в делах управления, все остальные реформы будут иметь лишь ограниченный успех.


НЕОБХОДИМОСТЬ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ

Наибольший урон системе управления наносится войной. За последние сорок лет Африка страдала от конфликтов более ожесточенных, чем в любой другой части света. В последние годы ситуация во многих странах Африки улучшилась, однако в других местах жестокие военные столкновения представляют собой наибольшее препятствие развитию. Поэтому инвестиции в развитие это прежде всего инвестиции в мир.

Наиболее эффективной политикой в разрешении конфликтов, т.е. спасении жизней и денег, является повышение компетентности африканских государств и организаций в предотвращении конфликтов и их управлении. Для этого помощь должна направляться на устранение причин этих конфликтов. Для этого необходимо улучшить ситуацию с управлением государственными доходами от природных ресурсов, а так же заключить международные договора, определяющие способы контроля над «спорными ресурсами», которые разжигают и питают враждебные действия. Необходимо так же установить контроль на продажу стрелкового оружия.

Африканские региональные организации и ООН могут помочь в предотвращении или разрешении конфликтов в случаях, когда напряженность не может быть снята путем усилий на уровне правительств, для чего, к примеру, могут использоваться такие меры, как эффективное раннее предупреждение конфликтов, посредническая деятельность, а так же привлечение средств по поддержанию мира. В этих целях доноры могут оказать гибкую финансовую поддержку Африканскому Союзу и африканским региональным организациям, а так же принять участие в создании Комиссии ООН по Поддержанию Мира. Должны быть улучшены координация и финансирование послевоенного обустройства и развития, вновь появившихся в результате конфликтов государств, чтобы помочь им снова не сползти в пучину войны.


НИКТО НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБОЙДЕН ВНИМАНИЕМ: ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Нищета это нечто большее, чем недостаток материальных благ. Бедные люди исключены из процесса принятия решений и отлучены от основных услуг государственной системы. Школы и здравоохранение должны быть доступны беднейшим слоям африканцев. Это наиболее острый вопрос из перечня фундаментальных прав человека и основ социальной справедливости. Но, помимо этого, здесь и вопрос здоровья экономики: здоровая и обученная рабочая сила гораздо более эффективна и с достоинством реализует свой потенциал. Инвестиции в экономический рост означают перестройку систем здравоохранения и образования в Африке, которые зачастую находятся на краю пропасти. И хотя это требует серьезных капиталовложений, вопрос не ограничивается одними затратами, он так же касается их разумного использования. Затраты окупятся только тогда, когда местные сообщества будут привлечены к принятию решений, непосредственно их касающихся.

При должной финансовой поддержке твердое намерение международного сообщества способно обеспечить всех юношей и девушек в африканских странах к югу от Сахары доступом к основам образования и сообщить им знания, необходимые современной Африке. Среднее, высшее, профессионально-техническое и вечернее формы образования так же должны найти поддержку в сбалансированной системе всеобщего образования. Для выполнения своих обещаний доноры должны направить свои средства и на такие нужды, как, например, отмена оплаты за обучение в начальных школах.

Полная победа над предотвратимыми заболеваниями в Африке прежде всего зависит от перестройки системы медицинских услуг населению, что необходимо для эффективной борьбы с такими заболеваниями как, например, туберкулез и малярия. Основные инвестиции здесь должны пойти на персонал и его обучение, разработку новых препаратов, повышение качества услуг, обеспечивающих половое и репродуктивное здоровье населения, а так же на отмену платных медицинских услуг до тех пор, пока африканские страны сами не будут в состоянии платить за них. Немедленно должны быть увеличены ассигнования на водоснабжение и очистку воды, чтобы повернуть вспять процесс вырождения.

Основной акцент должен быть сделан на увеличение объема услуг, направленных на улучшение катастрофического положения с ВИЧ и СПИД, которые убивают в Африке больше людей, чем где бы то ни было. Но это должно быть сделано скорее посредством существующих, чем новых параллельных систем. Государства так же должны найти поддержку в защите сирот, необустроенных детей и других групп, которые в противном случае не смогут воспользоваться преимуществами экономического роста. Около половины дополнительной помощи мы рекомендуем направлять на нужды здравоохранения и образования, на борьбу с ВИЧ и СПИД.


СТИМУЛИРОВАНИЕ РОСТА И СОКРАЩЕНИЕ НИЩЕТЫ

Африка бедна главным образом потому, что её экономика не растет. Общественность и частный сектор должны совместно работать над созданием благоприятного климата для предпринимательской инициативы африканцев, роста занятости и для поощрения инвестиций со стороны частных лиц и фирм, своих и иностранных. А для улучшения инвестиционного климата необходимы изменения в системе государственного управления. Экономически развитые страны должны поддержать программу NEPAD, разработанную Африканским Союзом для построения общественного/частного партнерства в целях создания условий, способствующих экономическому росту, инвестициям, занятости.

Этот рост потребует значительных инвестиций в инфраструктуру для слома внутренних барьеров, препятствующих развитию Африки. Доноры должны удвоить их затраты на инфраструктуру – от сельских дорог и небольших систем ирригации до региональных магистралей, железных дорог, крупных энергетических проектов, информационных и коммуникационных технологий. Эти инвестиции должны быть направлены как на сельское развитие, так и на борьбу с трущобами, без чего бедные африканцы не смогут поддержать экономический рост. А политика роста должна быть очень активной в привлечении беднейших слоев. Ставка должна быть сделана на развитие сельскохозяйственного сектора и малых предприятий, с особым упором на привлечение женщин и молодежи. Для поддержания стабильного роста природоохранные мероприятия и учет рисков, связанных с изменением климата, должны быть включены в донорские и правительственные программы. Описанная программа роста потребует более трети всех дополнительных ресурсов, которые мы предлагаем привлечь.


ТОРГОВАТЬ БОЛЬШЕ И ЧЕСТНЕЕ


Африка стоит перед лицом двух сдерживающих торговлю факторов. Она не производит достаточного количества товаров необходимого качества или конкурентной цены, чтобы прорваться на мировые рынки. Другой проблемой являются ничем не оправданные торговые барьеры, которые прямо или косвенно удерживают налоги с африканских товаров при их выходе на рынки развитых стран.

Для улучшения своих торговых позиций Африка нуждается во внутренних изменениях. Она должна улучшить свою транспортную инфраструктуру для сокращения расходов на передвижение товаров. Она должна сократить и упростить тарифы между отдельными странами в пределах Африки. Она должна реформировать свой чрезмерный бюрократический аппарат, упростить обременительные таможенные процедуры, бороться с коррупцией государственных чиновников в любых её проявлениях и на любом уровне. Она должна упростить процедуру регистрации предприятий. Она должна углубить экономическую интеграцию внутри региональных экономических сообществ. Доноры могут взять на себя финансовую поддержку этих изменений.

Кроме этого богатые государства должны разобрать барьеры, установленные ими на пути товаров из Африки, особенно продукции сельского хозяйства. Эти барьеры мешают людям как в богатых, так и в бедных странах. Богатые государства должны отменить деформирующие торговлю дотации своему сельскому хозяйству, дающие ему несправедливое преимущество перед бедными африканскими фермерами. Они должны снизить тарифы и устранить другие нетарифные барьеры на пути продуктов из Африки, включая прекращение бюрократического использования правила происхождения товара, которое лишает африканские товары тех преимуществ, на которые они по праву претендуют. Богатые государства должны продемонстрировать это своё намерение на текущем раунде переговоров по вопросам мировой торговли в г. Доха, отказавшись от своих требований взаимных уступок со стороны бедных африканских стран. Особое внимание должно быть уделено тому, чтобы беднейшие слои населения смогли воспользоваться выгодами новых возможностей, а так же рассчитывать на помощь в преодолении негативного воздействия от открытости мировой торговли. Африка должна получить средства, которые помогут ей приспособиться к этим новым возможностям изменившегося режима мировой торговли.


ОТКУДА ВОЗЬМУТСЯ ДЕНЬГИ: РЕСУРСЫ

Для поддержки начавшихся в Африке перемен, мы выступаем за ежегодное ассигнование дополнительных $25 млрд. помощи до 2010 года. Страны доноры должны взять на себя обязательства немедленного выделения своей пропорциональной доли этих средств. В зависимости от результатов позитивных изменений, возможен второй этап с ежегодным выделением дополнительных $25 млрд. до 2015 года. Два фактора способны гарантировать целевое использование средств. Во-первых, позитивное развитие государственного управления в Африке должно продолжаться. Во-вторых, доноры должны значительно улучшить качество помощи и способы её предоставления: это подразумевает больше грантов, больше предсказуемой и несвязанной дополнительными условиями помощи, при этом донорское участие должно стать менее обременительным для уже и без того разросшегося административного аппарата африканских стран. Донорская помощь различных стран должна согласовываться друг с другом, больше соответствовать намеченным приоритетам, процедурам и структурам африканских правительств. Но самым важным является то, что эта помощь должна предоставляться таким образом, чтобы ответственность за её использование правительства несли прежде всего перед собственными народами.

Новые подходы необходимы не только со стороны отдельных стран доноров, но так же со стороны обществ, в которых участвуют многие страны, находящихся как внутри Африки, так и за её пределами. Необходимо укрепить Африканский Банк Развития и расширить полномочия Экономической Комиссии по Африке. МВФ и Международный Банк должны уделять больше внимания развитию Африки. На них должна быть возложена большая ответственность, как перед своими акционерами, так и перед своими клиентами, а Африка должна получить больше влияния на принятие решений этими организациями.

Богатые государства должны согласиться с ежегодным выделением 0,7% их годового дохода на помощь Африке. Для обеспечения критической массы помощи, необходимой сегодня, средства, выделяемые на неё, должны получать высокий приоритет при прохождении по международным финансовым каналам. Необходимо разрабатывать и внедрять инновационные методы финансирования, такие как, например, международные авиационные налоги, которые могут обеспечить гарантии финансирования в средне- и долгосрочной перспективе.

Для беднейших африканских стран к югу от Сахары, при крайней на то необходимости, должно быть произведено скорейшее списание 100% их долга. Эта мера должна быть включена в пакет финансовой помощи этим странам, включая и те страны, которые не участвуют в действующих долговых схемах. Все это необходимо для достижения Целей Развития Нового Тысячелетия (the Millennium Development Goals), предполагающих двукратное сокращение бедности во всем мире к 2015 году, как было заявлено международным сообществом на встречах в Монтеррее и Кананаскисе (Kananaskis).


ВЫВОДЫ

Смелые комплексные, масштабные меры, способные переломить ситуацию, требуют новых видов партнерства. Подходы прошлого, базировавшиеся на подрядной, обусловленной основе, себя не оправдали. Наши предложения представляют собой новое видение процесса развития, основанного на взаимном уважении и солидарности и вытекающего из трезвого анализа практически действенных мер.

Все это поможет ускорению прогресса, берущего начало в недавних позитивных сдвигах, произошедших на африканском континенте, и направленного на справедливое устройство мира, неотъемлемой частью которого является Африка.

 

ВВЕРХ

На главную страницу Africana.ru