Комиссия по Африке: материалы и публикации


Комиссия по Африке:
«СТРЕМЛЕНИЕ К СИЛЬНОЙ
И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ АФРИКЕ»

 

Послания бизнесу

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

План действий, предложенных Комиссией, представляет собой пакет взаимосвязанных мероприятий по Африке. Они предназначены для решения сложных, запутанных проблем, препятствующих росту и развитию.

Действие плана распространяется на торговлю, управление, инфраструктуру, инвестиционный климат, предпринимательскую деятельность, занятость, мир и безопасность, здоровье, образование, списание долгов и непосредственно помощь.

Комиссия уверена, что выполнение её рекомендаций позволит странам Африки уже к концу нынешнего десятилетия достичь и поддерживать темпы экономического роста на уровне 7% в год. Особый упор сделан на вклад в экономический рост частного сектора, при ключевой роли правительств в создании благоприятствующей росту среды. Это не вопрос противопоставления частного сектора правительству, а вопрос их плодотворной совместной работы.

Доклад Комиссии определяет способы оказания действенной поддержки международным сообществом, включая выполнение существующих договоренностей об оказании помощи и по торговле, африканским правительствам и их инициативам, а так же Африканскому Союзу и его программе Новое Партнерство для Развития Африки (the New Partnership for Africa's Development (AU/NEPAD)).

При разработке плана Комиссия проводила широкие консультации, в том числе с бизнесменами из Африки и со всего мира.

Полная версия Доклада доступна по адресу: www.commissionforafrica.org



ПОСЛАНИЯ ОТ БИЗНЕСА

На протяжении наших консультаций послания были ясными и последовательными.


УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЗРАЧНОСТЬ

Мнение бизнеса:

Поддержка должна быть оказана африканским инициативам по совершенствованию управления и достижению большей прозрачности, особенно это касается инициативы AU/NEPAD – Механизма Обеспечения Равных Прав в Африке (African Peer Review Mechanism (APRM)). Страны Большой Восьмерки так же должны выступить с инициативой по организации всемирной борьбы с коррупцией. А бизнес должен включиться в компанию по борьбе со взяточничеством.



Мнение Комиссии:

Признавая первостепенную важность управления для экономического роста и снижения уровня нищеты, страны доноры должны решительно поддержать, как политически, так и финансово, усилия Африки в этом направлении, включая APRM.

Всем странам, богатым природными ресурсами, необходимо внедрять Инициативу Прозрачности Добывающих Отраслей (the Extractive Industries Transparency Initiative (EITI)). Принципы прозрачности должны быть так же распространены и на другие сектора, включая строительство и технику.

Параллельно с усилиями африканских правительств, международное сообщество так же должно сыграть свою роль в борьбе со взяточничеством и коррупцией: само поддерживая высокие стандарты управления и требуя этого от других международных компаний, присутствующих в Африке. Страны с развитыми финансовыми центрами должны принять все необходимые юридические и административные меры для возвращения незаконно приобретенных государственных фондов.



ИНФРАСТРУКТУРА

Мнение бизнеса:

Африканский инфраструктурный дефицит является фундаментальным фактором и наносит значительный ущерб конкурентоспособности. Необходимы масштабные вливания льготного, общественного и долгосрочного капиталов, помимо этого нужно организовать партнерство общественного и частного секторов.

Мнение Комиссии:

Необходимы дополнительные $20 млрд. в год. Развитые страны должны предоставить дополнительные $10 млрд. в год до 2010 года и увеличить их в дальнейшем до $20 млрд. в год в течение следующих пяти лет. Это должно поддержать региональные, национальные, городские и сельские инфраструктурные приоритеты.

Необходим прагматический подход к участию частного сектора - созданный на основе существующих инициатив он способен улучшить инвестиционный климат, осуществить жизнеспособные коммерческие проекты и обеспечить приток средств (например, путем долгосрочного долгового финансирования и гарантий в местных валютах).



ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Мнение бизнеса:

Необходимы активные действия для преодоления барьеров и сокращения затрат на бизнес операции. Африка нуждается в помощи для преодоления её негативного восприятия инвесторами. Отсюда вытекает необходимость расширения диалога между правительством и частным сектором. Поддержка должна быть оказана в том числе инициативе AU/NEPAD «Обеспечение Инвестиционного Климата» ("Investment Climate Facility" (ICF)), которая является инициативой частного сектора направленной на решение тех же проблем.

Мнение Комиссии:

Правительства и бизнесмены развитых стран должны поддерживать и координировать усилия ICF. Это так же поможет решать проблемы, определенные APRM, и не только их. Еще это поможет разбудить инициативу частного сектора и изменить негативные восприятия, включая участие средств массовой информации.

Дополнительно к этому развитые страны должны поддержать фонд MIGA для страхования рисков иностранных и африканских инвесторов, интересующихся африканскими странами, недавно прошедшими через военные конфликты. Поддержка должна распространяться на внутренних инвесторов по всей Африке южнее Сахары.



Послание бизнеса было вполне определенным: поддержка предпринимательского духа африканцев является основой экономического роста и сокращения бедности. Это означает необходимость создания благоприятного инвестиционного климата, особенно для малых предприятий – главного источника занятости и создания богатства.

Столь же определенным бизнес сообщество оказалось и в своем позитивном взгляде на Африку. Оно уверено, что Африка является главным кандидатом на получение инвестиций, одновременно осознающим важность того, чтобы инвесторы были добросовестными и законопослушными гражданами.

Виллиам Калема, Член Комиссии



ТОРГОВЛЯ

Мнение бизнеса:

Развитые страны должны уменьшить тарифы на продукцию сельского хозяйства и промышленности, а так же исключить деформирующие торговлю дотации.

Правительства и частный сектор должны совместно создать необходимые условия для полноценной торговли. Таможенные процедуры должны быть оптимизированы, должны регулироваться более открытыми и последовательными правилами. Необходимо развивать и региональные интеграционные процессы.

Мнение Комиссии:

Работать необходимо в трех направлениях: поддерживать создание в Африке конкурентной системы торговли (включая таможенную реформу и уменьшение других внутренних барьеров); устранять торговые барьеры, установленные богатыми странами, используя для этого переговоры в г. Доха по вопросам мировой торговли; обеспечивая Африке транзитную поддержку, чтобы помочь ей приспособиться к новому торговому режиму. Не забывать при этом о мерах, направленных на развитие региональной интеграции.



РАЗВИТИЕ МЕЛКОГО БИЗНЕСА

Мнение бизнеса:

Поощрение предпринимательского духа важно для экономического роста и создания новых рабочих мест. бизнес может проявить большую активность, помогая малым предприятиям получить доступ к капиталу и возможностям эффективной торговли, организовывая обучение и тренинги. Действовать нужно и в направлении обеспечения прав на землю.

Мнение Комиссии:

Развитые страны должны учредить Африканский Фонд Помощи Предпринимательству (Africa Enterprise Challenge Fund) для поддержки партнерства в частном секторе, в области финансов и в реальной экономике, способствующего развитию малого предпринимательства, облегчая ему доступ к рынкам. Фонд будет помогать созданию рабочих мест для молодежи и развитию женского предпринимательства. ICF должен заняться проблемой укрепления прав собственности.



ПОДГОТОВКА КОМПЕТЕНТНЫХ КАДРОВ

Мнение бизнеса:

Более скоординированными должны быть усилия по подготовке квалифицированных кадров для управления частным и государственным секторами. Частный сектор должен работать совместно с африканскими бизнес школами и университетами.

Мнение Комиссии:

Доноры должны инвестировать средства в развитие стратегий подготовки компетентных кадров. Они должны помочь возрождению африканских высших школ и созданию центров фундаментальной науки и технологии.



ВИЧ и СПИД

Мнение бизнеса:

Африканские правительства должны сделать главным приоритетом борьбу с ВИЧ и СПИД. Доноры должны оказать финансовую поддержку развитию медицинских услуг, разработке новых вакцин, удержанию ценных медицинских кадров, поощрению научных исследований (в том числе путем поддержки создания института прав интеллектуальной собственности). бизнес должен иметь собственную политику борьбы с ВИЧ и докладывать о результатах её проведения.

Мнение Комиссии:

Африканские правительства должны выполнить свои обязательства и направить 15% своих бюджетных средств на проблемы здравоохранения, а так же внедрить стратегии по наиболее эффективному обеспечению населения медицинскими услугами. Страны доноры должны увеличить финансовую поддержку этих мер дополнительным ежегодным выделением по меньшей мере $10 млрд. на борьбу с заболеваниями ВИЧ и СПИД. Они должны взять на себя полное финансирование Всемирного Фонда Борьбы со СПИДом, Туберкулезом и Малярией (the Global Fund to Fight AIDS, Tuberculosis and Malaria), подготовки и уджержания квалифицированных медицинских кадров. Донорам необходимо так же разработать систему поощрения научных исследований и развития, направленных на решение проблем здравоохранения в Африке. К этому же относится и заключение долгосрочных договоров на поставку медицинских препаратов, а так же увеличение финансирования исследований, проводимых в самой Африке. бизнес должен принять программу создания новых рабочих мест в области борьбы с заболеваниями ВИЧ и СПИД.



ПОЗИЦИЯ БИЗНЕСА

Мнение бизнеса:

Бизнес должен действовать с большей отдачей. Он должен руководствоваться равноправным подходом при развитии социальной ответственности и хорошего корпоративного управления.

Мнение Комиссии:

Комиссия подчеркивает важность перемен в том, как бизнес сообщество, африканское и мировое, участвует в процессе африканского развития. бизнес должен подписаться под основными правилами, регулирующими его поведение по отношению к социальному и природному окружению (не исключая страны, вовлеченные в военные конфликты), а так же сфокусироваться на взаимодействии друг с другом, со странами донорами, с национальными правительствами и гражданским обществом при решении проблем нищеты.

Для поддержки этих усилий страны доноры должны организовать финансирование региональной программы UNDP по Развитию Жизнеспособного бизнеса (the UNDP Growing Sustainable Business initiative) для поощрения инвестиций в пользу бедных.

Доноры и африканские правительства должны помимо этого развивать более эффективное партнерство с частным сектором.



ПЯТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА

Основной вклад бизнес сообщества в дело сокращения нищеты может быть сделано путем участия в экономическом росте, который приводит к созданию новых рабочих мест и других экономических перспектив для бедных, помогающих им вырваться из объятий нищеты, и который так же увеличивает налоговые поступления, необходимые для поддержания расходов населения на покупки.

Однако давно замечено, что то, каким образом национальный и иностранный бизнес ведет свои дела, может иметь огромное влияние на масштаб привлечения бедных людей к участию в экономическом росте и на размер их доходов от этого участия.

Комиссия призывает бизнес руководствоваться отраженными в докладе приоритетами при разработке собственных стратегий и планов.

Вот пять основных приоритетов

— Лобби в пользу перемен:
Необходимо лоббировать страны Большой Восьмерки в пользу торговли и помощи, а национальные правительства – в пользу эффективного государственного управления, развития инвестиционного климата, политики, помогающей бедным;

— Дайте всем узнать о своих успехах:
Помогите разрушить негативный образ Африки, рассказывая об удачных и прибыльных инвестициях;

— Проявляйте ответственность:
Подпишитесь под основными правилами, регулирующими поведение в отношении к социальному и природному окружению, и включающими отношение к финансовой прозрачности и коррупции;

— Не ограничивайтесь одной благотворительностью:
Не ограничивайтесь одной лишь благотворительностью, не пренебрегайте позитивными возможностями, заложенными в природу самого бизнеса – поддерживайте малые предприятия, введите в традицию честное ведение бизнеса, развивайте новые продукты и услуги, помогающие бедным;

— Соедините ваши усилия:
Совместная работа, направленная на поддержку национальных инициатив, позволит бизнесу значительно увеличить позитивное воздействие, как, например, в случае с заболеваниями ВИЧ и СПИД.



ИНФОРМАЦИЯ О КОМИССИИ

Комиссия была основана в феврале 2004 года британским премьер-министром Тони Блэром для разработки пакета согласованных мероприятий, направленных на ускорение прогресса в направлении сильной и процветающей Африки.

Настоящий Доклад был опубликован 11 марта 2005 года и теперь включен в повестку дня собраний Большой Восьмерки и ЕС, проходящих под председательством Великобритании.

Среди 17 членов Комиссии присутствуют и представители бизнеса: Виллиам Калема (William Kalema), Председатель Правления Инвестиционного Совета Уганды (Chairman, Board of the Uganda Investment Authority); Тидджэйн Тайам (Tidjane Thiam), Директор Группы Стратегии и Развития (Group Strategy and Development), Авива (Aviva), Кфт д'Ивоир (Cфte d'Ivoire); и Фола Адеола, Основатель и Директор Трастового Гарантийного Банка (Guaranty Trust Bank), Нигерия.



КОМИССИЯ И БИЗНЕС

Заседания круглого стола бизнеса проводились в Южной Африке, Алжире, Камеруне, Танзании и Гане, в которых принимали участие 120 представителей крупного бизнеса из 19 стран.

Британский Канцлер Гордон Браун и Ниолл Фицжеральд (Niall Fitzgerald), в то время занимавший пост Председателя Unilever, принимали встречу представителей крупного бизнеса в Лондоне. На ней было принято решение о создании бизнес Контакт Групп (Business Contact Group) для разработки рекомендаций по приоритетным направлениям, определенным на этой встрече.

В Лондоне была проведена представительная конференция с участием бизнеса, инвестирующего в Африку.



Комиссия по Африке

www.commissionforafrica.org

Africa_Secreta riat@dfid.gov.uk

 

ВВЕРХ

На главную страницу Africana.ru