Комиссия по Африке: материалы и публикации


НАШИ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ
Доклад Комиссии по Африке

 

Часть 1, раздел D


ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

Образование для всех это одно из самых волнующих обещаний, которое международное сообщество когда-либо давало. В 2000 году представители наций, собравшиеся на Международном Форуме по образованию в Дакаре, Сенегал, приняли на себя обязательство обеспечить к 2015 году бесплатное начальное образование каждому ребенку в мире. К 2005 году взрослая безграмотность должна была быть наполовину снижена, а девочкам предоставлены равные условия получения начального и среднего образования. В 2002 году была запущена программа «Инициатива быстрого пути», целью которой было обеспечить средства, необходимые для выполнения обещания.

Был достигнут определенный прогресс. В период с 1990 по 2001 годов общее количество детей в начальной школе в Африке возросло на 48 процентов. Но картина неоднородна. Сельские районы по-прежнему отстают. Вне процесса остаются девочки, инвалиды и сироты. Около 40 миллионов детей все еще не посещают школу. Это происходит так как, несмотря на высокую риторику о необходимости образования для всех, денег для выполнения обещаний международное сообщество выделяет недостаточно. Государствам – донорам теперь необходимо выделять дополнительно 7-8 миллиардов долларов в год для того, чтобы выполнить обещания и обеспечить необходимое финансирование всего сектора – от начального образования до среднего и высшего, включая образование взрослых и профессионального обучения. Это позволит отменить плату в начальной школе по всей Африке.


Эти дополнительные средства должны пойти на решение
трех первоочередных проблем:

Увеличение количества учителей:


Африка испытывает острую нужду в учителях. В Лесото работает только одна пятая часть от необходимого количества учителей, а если бы в начальную школу были зачислены все дети в Гане, то потребовалось бы в четыре раза больше учителей. Нехватка учителей приводит не только к увеличению количества учеников в классах, но и к снижению качества образования. Значительные средства необходимы для подготовки учителей, удержания кадров и повышения профессионального уровня. Страны доноры и международные финансовые организации должны изменить свою политику и направить средства – включая заработную плату учителей – из этих дополнительных средств.


Предоставление возможности учиться девочкам:

Как показывают исследования, обучение девочек является важнейшим фактором развития. Продуктивность экономики повышается, если девочкам дают возможность получить образование. Детская и материнская смертность снижается. Уровень питания и здоровья повышается. Распространение ВИЧ снижается. Предоставление дополнительного года обучения дает возможность девушкам получать заработную плату на 10-20 процентов больше. Кроме того, это хорошее вложение в образование следующего поколения. Отмена платы за обучение в особенности бы было полезно для девочек, так как сделало бы бесплатными школьные обеды и школьные гранты. Отмена платы за обучение в Уганде привело к увеличению почти в два раза количества очень бедных девочек школах. Этот процесс страны доноры должны поддерживать до тех пор, пока страны ресипиенты не смогут оплачивать его самостоятельно, а правительствам африканских стран необходимо более системно планировать мероприятия, которые бы обеспечивали более равные права для девочек.


Корректировка учебных программ:

Учебные планы в африканских странах необходимо скорректировать. Существующие учебные планы ограничиваются академическими предметами. Очень мало внимания уделяется приобретению навыков, необходимых для развития предпринимательских способностей или способностей найти работу. Обучение соблюдению правил личной гигиены в условиях ВИЧ и СПИД жизненно необходимо. Разработка учебных планов должна проводиться каждой африканской страной на основании работы образовательных организаций в африканском районе.


ОЖИВЛЕНИЕ РАБОТЫ АФРИКАНСКИХ СЛУЖБ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В Африке одни из шести детей умирает, не достигнув пятилетнего возраста. Это вызвано в основном тем, что в годы, последовавшие за снижением финансирования, система здравоохранения находится в состоянии коллапса. Средняя сумма, расходуемая на медицинское обслуживание одного человека в 2001 году в Африке была от 13 до 21 доллара США в год; в развитых странах эта сумма превышает 2000 долларов США в год. Однако есть проблески надежды. После принятия Декларации в Абуджа в 2000 году около 45 процентов африканских стран увеличили бюджеты на здравоохранение, а некоторые страны увеличили долю государственного финансирования до более чем 10 процентов. Странам донорам необходимо выделять на эти нужды дополнительно 10 миллиардов долларов США ежегодно до 2010 года, увеличивая эту сумму до 20 миллиардов долларов США к 2015 году по мере того, как система здравоохранения будет укрепляться. Необходимы именно такие решительные действия, так как другой уровень вложений в здравоохранение обречен на провал. Значительный прогресс может быть достигут в короткий срок, если страны доноры, будут поддерживать планы по усилению фондов здравоохранения, которые были организованы в рамках программы Африканского Союза. Следующие области являются приоритетными:


Кризис кадров:

Не уделялось внимание обучению, созданию условий работы докторов, сестер и других работников здравоохранения. Не только сократилось количество работников здравоохранения, но снизилось качество работы. Многие из лучших работников уехали работать за границу. Другие – отчаявшись работать без необходимых лекарств и оборудования – нашли более оплачиваемую работу вне системы здравоохранения. Необходимы радикальные меры. Необходимо увеличить количество работников здравоохранения в три раза, подготовив один миллион работников за десять лет. Необходимо повысить уровень заработной платы для того, чтобы персонал не уходил в работы.


Медикаменты:

Африка нуждается в определенном количестве медикаментов и вакцин по ценам, которые она может себе позволить. Это предполагает закупку медикаментов оптом, что снизит цену. Это означает, что крупные фармакологические фирмы должны изучить болезни, которым подвержено население Африки, вместо того, чтобы концентрировать свое внимание на болезнях богатых стран. Страны доноры должны предпринять немедленные шаги, приняв на себя юридически подтвержденные обязательства о закупке таких средств для использования их в Африке с тем, чтобы фармакологические компании имели основание для внедрения в производство таких новых медикаментов и вакцин. Только изучив потребности людей, можно разработать необходимые медикаменты. Должного внимания не уделяется использованию микробиологического геля, который бы защищал женщин от инфекций. Нет также анти - ретровирусных средств для пяти миллионов    и ВИЧ инфицированных детей в Африке. Странам  - донорам необходимо также финансировать исследовательские работы, проводимые в Африке, для развития науки, техники и новых технологий на этом континенте.

Странам – донором необходимо объединить усилия: Дополнительные проблемы возникают, когда страны – доноры концентрируют свои усилия на лечении различных заболеваний, игнорируя системный подход к этой проблеме. Каждая страна настаивает на использовании своих медикаментов. Различен подход ив проблеме поставки медикаментов. Не всегда соблюдаются данные обещания по финансированию. Кроме того, страны – доноры предоставляют краткосрочное финансирование, что препятствует правительствам африканских стран начинать долгосрочные проекты, так как финансирование может прекратиться через год или два. В том, что помощь оказалась неэффективной в ряде случает вина лежит на странах – донорах в равной степени, как и на странах ресипиентах. Страны-доноры должны изменить свой подход. Они должны работать в соответствие с соглашением, разработанным правительством каждой африканской страны. Они должны выполнять свои обязательства по финансированию. И им необходимо предоставлять более долгосрочную помощь, для того чтобы правительства африканских стран могли более эффективно планировать работу. Плата за медицинские услуги в бедных африканских странах составляет только 5 процентов бюджета на здравоохранение. Поэтому для богатых стран это сравнительно немного. Отмена оплаты услуг первой медицинской помощи, например, в Танзании, будет стоить только 31 миллион долларов США. Отмена платы за медицинские услуги в Уганде позволит увеличить количество обращений вдвое, причем в основном за счет беднейших слоев населения. Богатые страны должны обеспечить бесплатное оказание основных медицинских услуг до тех пор, пока правительства африканских государств смогут делать это самостоятельно. Основные медицинские услуги должны быть бесплатными для бедных.


Борьба с болезнями, которые можно предотвратить:

В Африке население подвержено ряду заболеваний, которые можно легко предотвратить. Две трети африканских детей, которые умирают от малярии, не достигнув пятилетнего возраста, могли бы быть спасены недорогими средствам такими как витамин А, пероральные регидрирующие соли и пропитанные инсектицидами сетки. Одна десятая всех заболеваний, которыми болеют африканские дети, вызваны гельмитами, которыми заражены 200 миллионов человек, и от которых можно избавиться, потратив всего 25 долларов США на ребенка. Многих из 250 000 женщин, которые умирают каждый год от осложнений беременности и родов (по сравнению с Европой, где по тем же причинам погибают только 1500 женщин) могли бы быть спасены, если бы правительства африканских государств и страны-доноры уделяли бы большее внимание сексуальному воспитанию и репродуктивной медицине.


УЛУЧШЕНИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И САНИТАРИИ

Более 300 миллионов человек – около 42 процентов африканского населения – до сих пор не имеет возможности пользоваться чистой водой. Около 60 процентов до сих пор не имеют элементарных санитарных удобств. Снабжение чистой водой избавить женщин и девушек от необходимости идти за водой в среднем за шесть километров. Это время они могли бы потратить на то, чтобы больше быть с семьей, посещать школу или работать. Без чистой воды снижается эффективность анти-ретровирусного лечение ВИЧ инфицированных, а молоко для вскармливания небезопасно, так как с ним от матери к ребенку может передаваться HIV. Улучшение водопользования в значительной степени сократит очаги распространения малярийных комаров. Однако с 1996 года помощь, выделяемая на эти проблемы, снизилась на 25 процентов. Это близорукая политика должна быть срочно изменена, и помощь должна быть в первую очередь направлена тем странам, которые больше всего в ней нуждаются. У G8 уже есть план по организации водоснабжения для Африки. Настало время для выполнения обязательств.


ЗАЩИТА НАИБОЛЕЕ НЕЗАЩИЩЕННЫХ

Другим видом оказания помощи бедным является выплата государственных пособий детям, вдовам и сиротам, инвалидам, а также пенсий по старости. Такая «социальная защита» может быть оказана не только в денежной форме, но и в виде права на бесплатные основные медицинские услуги и бесплатное образование, бесплатную еду в школе, программы для бедных, гарантирующие трудоустройство и профессиональное обучение. Такая социальная поддержка может быть оказана и в виде защиты прав людей, и особенно права женщин и детей на наследство, а также защиты их от домашних жестокости и насилия. Правительства африканских государств усиливают меры социальной защиты, так как очевидно, что это более выгодно, чем ликвидация последствий кризиса. В Замбии посещаемость школ увеличилось до 90 процентов после того, как взрослым опекунам начали выдавать 6 долларов США в месяц на больного ребенка, улучшилось и питание. Включая административные расходы это составило 100 долларов США на семью в год по сравнению с 250 долларами США на помощь продуктами питания. Страны-доноры должны поддержать такое изменение политики и обеспечить соответствующее финансирование для простых социальных выплат в широком объеме. Странам донорам необходимо на первом этапе выделять 2 миллиарда долларов США в год, увеличивая финансирование до 5-6 миллиардов в год на сирот и больных детей, включая детей – жертв войны. Деньги должны выплачиваться семьям или через общины, которые заботятся о 90 процентах сирот. С распространением ВИЧ без поддержки это станет невозможным.


ПОЧЕМУ СПИД В АФРИКЕ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА, ЧЕМ ВЕЗДЕ

По сравнению со всем миром в Африке СПИД получил наибольшее распространение. Около 62 процентов людей в мире в возрасте от 15 до 24 лет живут в Африке. Размах пандемии ужасающ. На сегодняшний день от СПИДа умерло 25 миллионов человек, а продолжительность жизни в некоторых странах южной Африки упала до уровня сороковых годов. Еще 25 миллионов африканцев живут с диагнозом ВИЧ, включая около 40 процентов населения Ботсваны. Причины, человеческие, социальные и экономические, этого даже сейчас неясны.

СПИД поражает не одно поколение. Он атакует три поколения – людей, которые поражены ВИЧ или СПИДом, но также детей, рожденных с ВИЧ, и пожилых людей, которые вынуждены ухаживать за детьми и готовить пищу, что в их годы тяжело.

Кроме того, это в значительной степени наносит вред экономике. СПИД в первую очередь поражает людей активного рабочего возраста. 90 процентов людей, пораженных ВИЧ и СПИД, в возрасте 15 до 49 лет. Это означает что по настоящим прогнозам, 20 – 40 процентов рабочей силы будет потеряно в наиболее пострадавших странах. Ущерб от СПИДа иногда бывает совершенно неожиданным. Фермеры в Зимбабве, обнаружившие, что их ирригационные системы стали плохо работать, выяснили, что медные детали водопроводов были украдены и из них были сделаны ручки для гробов.

Непропорционально поражение ВИЧ и СПИДом женщин, которые играют жизненно важную роль в развитии. Из 25 миллионов, пораженных ВИЧ и СПИДом в Африке около 57 процентов составляют женщины по сравнению с 47 процентами в остальном мире. Данные по Замбии показывают, что возможность поражения молодых женщин в три раза выше, чем молодых мужчин. Биологическая подверженность инфекции женщин выше, но основные факторы риска находятся в социальной области: более раннее начало сексуальной жизни, более низкий социально-экономический статус, и невозможность настоять на использовании презервативов.

Результатом всего этого является огромное число сирот. В 2003 году в Африке насчитывалось 43 миллиона сирот. СПИД в ответе за 12 миллионов из этого числа. Но это число будет расти и к 2010 году составит 18 миллионов, и станет значительно выше в последующие 10 лет. Следует задуматься и над более широкими социальными проблемами – в Замбии 71 процент детей, занимающихся проституцией, сироты.

ВИЧ и СПИД оказывает широкое влияние на социальное развитие и экономику. Получившие высокий урожай смогли бы одолжить зерно тем, у кого оно не уродилось, но в районах с высоким поражением СПИДом объем прироста, который можно было бы одолжить, снизился во всех отраслях. Пораженные ВИЧ семьи меньше денег откладывают и вкладывают, а их детей чаще исключают из школ. За двадцать лет экономика развитых стран с высокой заболеваемостью СПИДом выросла лишь на треть того объема, на который она могла бы вырасти в других условиях.

До недавнего времени лечение ВИЧ и СПИД не было приоритетным для стран – донором, но сейчас уровень финансирования растет. Важно, однако, чтобы международное сообщество не рассматривало СПИД только как медицинскую проблему. Для борьбы с болезнью необходимы хорошо финансируемые системы здравоохранения и лекарства. Но необходимо также решение культурных и социальных проблем. В одной консультации мы услышали трагическую историю женщины из Найроби, которая объяснила, что от СПИДа она умрет через пять лет, а ее ребенок умрет от голода через несколько месяцев; таким образом, занятие незащищенным сексом за деньги являлось единственным выходом спасти своего ребенка от смерти. Такова ужасная логика нищеты.

Контролировать распространение СПИДа не удастся, если те, кто борются с ним, не будут учитывать факторы, связанные с культурой, такие как нищета и выбор, традиции и верования, восприятие жизни и смерти, колдовство и наказание, посылаемое предками, иерархия власти и родовые нормы, социальные табу и обряды погребения, управление сексуальной жизнью женщины, нехватка мужчин, достигших половой зрелости, а также давление, оказываемое на вдов, выходить замуж за близких родственников мужа, недавно умершего от СПИДа. Работники здравоохранения должны противостоять этому, но, действуя совместно с религиозными лидерами и знахарями, которые часто больше разбираются в культуре и родовых и властных взаимоотношениях.

Все это потребует дополнительного финансирования. Но существующие обязательства, определенные в Декларации ООН по ВИЧ и СПИДу до сих пор еще не выполнены. Частично это вызвано тем, что страны – доноры, снова, не выделяют финансирование в обещанном объеме. Частично это происходит потому, что у различных организаций, оказывающих помощь, несовместимые подходы к проблеме презервативов, одни отвергают их использование, другие – наоборот выступают за использование. Частично это происходит из-за того, что страны доноры концентрирую свое внимание на одном регионе, тогда как другие остаются неохваченными. Очень важно, чтобы богатые страны выработали здесь общий подход – с планом финансирования, согласованными действиями организаций и общими принципами соответствующего поведения. Но также важно увеличение финансирования. На сегодняшний день не хватает ресурсов для проведения профилактических и лечебных мер и мер по уходу в полном объеме. Международные организации доноры должны немедленно увеличить финансирование для первоочередных нужд. Финансирование должно быть увеличено до по крайней мере 10 миллиардов долларов США в год в течение пяти лет. Решение проблемы ВИЧ и СПИД пандемии должна быть первоочередной  для мирового сообщества.


РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие человека является областью, в которой потребуются наибольшие средства для того, чтобы произошли изменения. Почти половина дополнительной помощи, которую мы рекомендуем выделить, следует направить на здравоохранение, образование и решение проблем ВИЧ и СПИДа. Но только деньгами получить здесь результаты, как и во многих других областях, нельзя. Эффективное использование этих новых крупных вливаний потребует соответствующей стратегии распределения средств и контроля результатов. Для этого правительства африканских стран должны продолжать работу по укреплению государственности и обеспечить участие простых людей и местных общих в принятии решений. Если международное сообщество поддержит этот процесс в соответствие со своими обещаниями, будут достигнуты очень хорошие результаты, как в реализации человеческих возможностей, так и в строительстве базы экономического роста.


ПЕРЕХОД К РОСТУ

Тридцать лет назад Ботсвана была одной из самых бедных и наиболее зависимых от международной помощи страной в мире. Сегодня нация, не имеющая выхода к морю, является одной из самых успешных в Африке. Стойкий рост экономики вывел строну в категорию стран «среднего достатка».

Многие скажут – это неудивительно. В конце – концов, у Ботсваны есть алмазы. Но в Африке так часто все происходит в разрез со здравым смыслом. Посмотрите на континент, и вы увидите, что чаще всего страны, обладающие самыми большими запасами минерального сырья и другими богатствами, больше всего испытывают трудности. Во многих странах природные ресурсы становятся причиной войн. Они становятся источников обогащения элиты, а для большинства людей являются причиной усиления коррупции, обнищания, загрязнения окружающей среды и политической нестабильности. Затраты на здравоохранение и образование в этих странах низкие. Но Ботсвана выбивается из общего течения.

Африка беднейший регион мира. За последние тридцать лет не наблюдалось значительного увеличения доходов основной части населения Африки. Причина ясна: не было роста экономики. Африка не могла значительно снизить нищету. И снова Ботсвана является подтверждением этому. В алмазной отрасли занято только два процента работающей части небольшого населения Ботсваны, занятой в официальной экономике. Но прибыли от алмазной промышленности, которые поступали в государственную казну, инвестировались, а не разворовывались. Экономика выросла и количество людей, живущих в крайней нищете, значительно уменьшилось. (А то же время Ботсване в такой же мере угрожают основные проблемы, которые угрожают росту и развитию всей Африке – В этой стране самый высокий процент заболеваемости ВИЧ и СПИДом в Африке).

Таким образом, Африка не обречена на медленный рост развития. И Ботсвана не является единственным показателем этого. В последние десять лет средний экономический рост 16 стран Африки, расположенных ниже пустыни Сахара, составил более четырех процентов, включая десять, темпы роста которых превысили 5 процентов, и три, темпы роста которых превысили семь процентов. Комиссия  считает, что разработанные рекомендации позволят африканским странам достигнуть и удерживать темпы экономического роста в пределах семи процентов к концу десятилетия.

Каковы общие факторы успеха? На основании изучения всех имеющихся данных можно еще раз сделать заключение, что основой является управление. Экономический рост достигается в основном за счет частного сектора. Но государство играет также жизненно важную роль – потому что только оно может создать климат, в котором может развиваться дух предпринимательства. На основе нашего анализа мы выделили три основных аспекта, которые государство должно сделать. Государство должно создать экономический и политический климат, благоприятный для инвестирования. Государство должно вкладывать значительные суммы в инфраструктуру, включая сельское хозяйство. Кроме того, государство должно иметь план вовлечения бедного населения в экономический процесс через финансирование здравоохранения и образования для этих людей, и при этом бороться с корнями безработицы и недостаточной занятости среди молодежи, и создавать условия для развития малого бизнеса. В Африке самое большое значение имеет развитие семейных ферм.


НАДЕЖНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ВЛОЖЕНИЙ

Для того чтобы люди без страха вкладывали деньги в экономику страны, они должны быть уверены во многом – в соблюдении законов, в выполнении контрактов, в том, что законы, регулирующие бизнес, не были составлены так, что было бы необходимо давать бесчисленные взятки коррумпированным чиновникам. Им также необходима стабильная экономическая политика, хорошо отлаженные системы финансового менеджмента для населения, предсказуемое и прозрачное налогообложение и эффективные законы конкуренции. Эти требования одинаковы как для внутренних, так и для зарубежных инвесторов, а в Африке, как во многих развивающихся странах, 80 процентов инвестиций дают внутренние инвесторы, а 20 процентов зарубежные. Такие меры приносят результаты. В Танзании улучшение инвестиционного климата явилось причиной самого быстрого роста экономического развития страны за последние 15 лет. В Мозамбике улучшение инвестиционного климата привело к удвоению числа частных вложений.


Для распространения опыта улучшения инвестиционного климата по всему континенту, было предложено разработать Льготы по Улучшению инвестиционного климата в рамках программы NEPAD Африканского Союза. Поддержка такой идеи не потребует больших инвестиций – всего 550 миллионов от доноров и частного сектора в течение семи лет – но отдача от такого инвестирования будет значительной. Фонд будет работать над устранением основных препятствий в развитии бизнеса, включая, определенные African Peer Review Mechanism и другими процессами. Это поможет создать и определить политику по многим областям и предоставить частному сектору голос в определении приоритетов новой инфраструктуры.

Одним из наиболее значительных барьеров на пути инвестиций в Африку является то, что страны, незадействованные в процесс, стремятся убедить возможных инвесторов, что Африка – это одна большая территория высоких инвестиционных рисков – точка зрения, развиваемая СМИ и основанная на нехватке информации. Но мы убеждены на основании прогресса, который мы наблюдаем в регионе в последние годы, и на основании свидетельства международных деловых кругов, что данная точка зрения ошибочна и устарела. Те, кто знаком с Африкой, более уверены в плане инвестиций. Таким образом, льготы должны будут оказать влияние также и на ощущения. Кроме того, развитые страны должны также поддержать фонд мировой общественной организации возмещения рисков, Многосторонней Организации Гарантирования Вложений (Multilateral Investment Guarantee Agency)  для предоставления гарантий зарубежным и внутренним инвесторам в пост-конфликтных странах Африки. Было бы полезно расширить поддержку внутренним инвесторам в странах, расположенных южнее Сахары, которые могли бы значительно увеличить объем вложений.


УЛУЧШЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ


Деловые круги и Комитет Министров финансов Африки (African Finance Ministers) указывают на проблемы с дорогами, железными дорогами, авиа транспортом, снабжением энергией, телекоммуникациями и другой инфраструктурой, как на одно из главных препятствий экономического роста Африки. А ирригация снабжение энергией, водой и санитария являются главными приоритетами для бедных людей. Для того чтобы удержать рост экономического развития на уровне семи процентом, необходимо дополнительно тратить на вложения в инфраструктуру и ее поддержание 20 миллиардов долларов США в год, начиная с этого года до 2015 года.

На первом этапе развитые страны должны предоставлять дополнительно 10 миллиардов в год на улучшение инфраструктуры стран Африки. А потом эту сумму необходимо увеличить до 20 миллиардов в год, начиная с 2010 года. Следует избегать финансирования престижных проектов, которые так часто в прошлом оказывались белыми слонами. Необходимо финансировать весь объем проектов по инфраструктуре – от сельских дорог и ирригационных систем небольшого размера до более крупных проектов снабжения электроэнергией, строительства портов и проектов региональной инфраструктуры. Судя также должны войти расходы на содержание существующей инфраструктуры. Крупные проекты могут быть разработаны и осуществлены с привлечением частного сектора. Решения должны быть приняты сейчас если – учитывая отставание по времени, которые связаны с инвестированием в инфраструктуру – мы хотим достичь необходимого уровня финансирования к концу этого десятилетия.


СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Сельское хозяйство является основной частью экономики любой африканской страны. Более быстрый рост  в сельском хозяйстве необходим для общего экономического роста. Так как доходы 80 процентов населения зависят от фермерства, рост в этой области имеет особенное значение в сокращении бедности. А так как женщины играют главную роль в африканском сельском хозяйстве, это поможет бороться с неравенством африканских женщин, которое является сильным фактором, углубляющим процесс обнищания.

Сельское хозяйство – это ключ к Африке. Мировые данные говорят, что процессу индустриализации предшествует рост сельского хозяйства. Но фермерство само по себе может обеспечивать реальный продолжительный экономический рост, как быстро распространяющееся расширение номенклатуры сельскохозяйственной продукции, как срезанные цветы и выращивание других нетрадиционных культур в Кении, Уганде и Эфиопии. Однако сейчас сельское хозяйство фокусируется только на двух аспектах: выращивании зерновые для внутреннего потребления  и на экспорт в индустриальные страны. Если бы прибавить третий – производство основных продуктов питания для тех районов Африки, где ощущается постоянная их нехватка – тогда бы сельское хозяйство принесло экономический рост в районы, которые могли бы стать житницами. Одновременно был бы решен вопрос с 25 процентами населения, которое недоедает, и половиной африканских стран, которые периодически испытывают кризис с продуктами питания. Это также решило бы вопрос с импортом продуктов питания на настоящем уровне – в 2002 году поставки продуктов питания были осуществлены на сумму 22 миллиарда долларов США плюс штат работников по оказанию продовольственной помощи, на содержание которого было потрачено 1,7 миллиардов долларов США. С ростом населения в последующие 20 лет рынок продуктов питания обещает быть самым растущим из всех сельскохозяйственных рынков Африки. При настоящей структуре расходования, местный спрос на продукты питания опередит рост экспорта.

Успехи африканского сельского хозяйства показывают, что нет одного «ключа» к росту сельскохозяйственного развития. Как во многих аспектах развития Африки, интервенции должны быть сделаны в ряде областей. Увеличение производства не даст результатов без совершенствования рынков, где можно продать произведенные продукты или без развития инфраструктуры для транспортировки продукции. В данном случае необходимо финансирование ряда смежных областей, и не по очереди, а сразу.

Ирригация: Поливное земледелие более продуктивно, чем то, которое зависит от атмосферных осадков. Сельскохозяйственные культуры, производящиеся на поливных полях более ценны и урожаи более стабильны. Урожай можно снимать круглый год, и он не зависит от изменения погодных условий. Ирригационные площади можно расширять после проведения необходимых консультации и, не затрагивая интересы других пользователей воды. Международное сообщество должно расширять финансирование ирригации с тем, чтобы удвоить поливные земли к 2015 году. Первоначально финансирование необходимо увеличить на 50 процентов к 2010 году и главное внимание уделить небольшим объемам ирригационных площадей.

Доставка сельскохозяйственных продуктов на рынок: Почти 50 процентов урожая теряется во многих районах Африки, так как фермеры не имеют возможности отвести свою продукцию на рынок. Это в два раза больше, чем в других развивающихся странах. Развитые страны должны построить складские помещения, дороги и обеспечить снабжение электроэнергией в сельских районах Африки. Сумма инвестирования всего от 30 до 50 миллионов долларов США в течение 10 лет может экономить  480 миллионов долларов США ежегодно на одном лишь маисе.

Исследования и новшества: Необходимо проведение дополнительных исследований. Но они должны максимально приближены к проблемам и нуждам местных фермеров в  конкретной местности. Уже доступны многие ценные методы и продукты, такие как гибриды зерновых, но необходима дополнительная работа. В этом Африке следует выбрать свои собственные приоритеты. Международному сообществу необходимо поддерживать усилия Африки по введению новых идей в сельском хозяйстве в последующие десять лет. Помощь должна оказываться через исследовательские организации и университеты.

Продажи  в Африке: Сельскохозяйственные продукты для экспорта предназначены для международного рынка. Это приносит стабильный ежегодный доход в 17 миллиардов долларов США. Однако стоимость внутреннего рынка могла быть 50 миллиардов долларов США в год. Развитие местных и региональных рынков предоставило бы мелким арендаторам и другим производителям большие возможности продавать их продукты питания, а также разнообразить сельскохозяйственные культуры. Это потребует развития международного транспорта и местных финансовых организаций для кредитования бедных мелких арендаторов и бедняков.

Права землепользования и надежное землепользование: Предоставление бедным надежных прав землепользования как в сельской, так и в городской местности также является благоприятными условия для инвестирования. Земельная реформа является в основном политической акцией в Африке, и многие страны – доноры отказались в последнее время спонсировать этот процесс. Но правительства африканских стран должны предпринять меры, чтобы бедные, особенно женщины, могли получить землю и защищенные права на владение ей. Когда люди имеют право на имущество они могут с уверенностью инвестировать средства, а также могут использовать документы, подтверждающие право на землю, как гарантию на получение ссуд.


ПРОБЛЕМА УРБАНИЗАЦИИ

Любая стратегия, направленная на подъем экономического роста и снижение бедности должна учитывать проблему урбанизации. Африка наиболее быстро урбанизирующийся континент в мире – процесс урбанизации здесь идет в два раза быстрее, чем в Латинской Америке и Азии. Через 25 лет половина всего населения будет жить в городах. Африка на пути достижения европейского уровня урбанизации, но без должной экономической базы. Города не справляются, так как это «преждевременная урбанизация». Промышленность, которая должна обеспечить занятость, не развита, и многие люди – около 72 процентов всего городского населения Африки живет в трущобах. Люди живут под постоянной угрозой выселения, в условиях отсутствия воды, санитарии. Почти все городское население Чада и Эфиопии живет в трущобах. Такие города как Найроби, где почти миллион человек живет Кибере, крупнейшем районе прилегающих друг к другу трущоб – социально несостоятельны.

Во всем мире управление городами является прямой обязанности местных властей. Но работа местных властей серьезно осложняется плохим управлением и отсутствием средств. У городских властей нет фондов или профессиональных штатных работников, способных управлять быстрым процессом урбанизации, который привел к дефициту миллионов жилых единиц. Главы африканских государств выделили это как приоритетную проблему на саммите Африканского союза, проводившегося в Мапуто в 2003 году. Такие страны как Нигерия, Буркина Фасо, Уганда и Южная Африка начали Компании по городскому управлению. Растущее взаимопонимание в рамках Городской Программы Африканского Союза NEPAD важности местного управления, децентрализации и участия общества теперь необходимы. Усиление местного управления может стать базой появления инноваций, таких как льготы на обновление трущоб UN-HABITAT, которые послужат началом систем гарантированных ссуд для городской бедноты.


ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И КЛИМАТА


Существует еще один фактор, реально влияющий на будущее экономического развития Африки. Это окружающая среда. Бедные люди постоянно ощущают влияние окружающей среды на их жизнь. Бедность взаимосвязана с проблемами окружающей среды, такими как наступление пустыни, исчезновение лесов и биологических видов, истощение почвы, истощение запасов пресной воды. Улучшение использования и воспроизводство окружающей среды  является важнейшим средством решения этих проблем. Правительствам африканских государств следует внести решение проблем окружающей среды в программы борьбы с бедностью. Страны доноры должны более внимательно рассматривать вопросы окружающей среды при работе в Африке и поддержать Инициативу по окружающей среде в рамках программы Африканского союза NEPAD.

Изменение климата проблема, вызывающее особое беспокойства. Погода в Африке становиться все более изменчивой. Чаще выпадают дожди. Поэтому мы так подчеркиваем проблему ирригации. Современные прогнозы говорят об увеличении температуры на 0,2 – 0,5ºC на всей территории Африки каждые десять лет. По всей вероятности климат Африки станет суше в северных и южных широтах и более влажным в тропических, при этом климат будет сильно отличаться в различных регионах и странах. Возрастет вероятность климатических изменений. Суровые природные явления станут чаще и интенсивнее. На население, живущее на побережье, и экономику прибрежных районов будут оказывать влияние такие процессы, как повышение уровня моря, эрозия береговой линии, наступление морской воды и наводнения. В Танзании подъем уровня моря на пол метра вызвал бы затопление 2000 квадратных километров суши. Климатические изменения, влияющие на продуктивность сельского хозяйства, обеспечение продуктами питания, водой и энергией и на здоровье людей может серьезно подорвать способность Африки к развитию.

Цена бездействия велика. Цена ухудшения условий окружающей среды в Гане оценивается в два процента национального дохода. В 2000 году разрушительные наводнения в Мозамбике унесли 700 жизней и оставили без жилья полмиллиона людей – и вызвали падение экономического роста с восьми до двух процентов в год. Частота явлений такого рода только возрастет с усилением влияния климатических изменений, что может привести к серьезной дестабилизации политической ситуации в Африке. Ясно, что дальнейшее глобальное потепление серьезно подорвет средства к существованию африканцев. Поэтому развитые страны должны стремиться к использованию более современных и более чистых энергетических технологий, чтобы снизить парниковый эффект. Страны доноры следует выделить в течение следующих десяти лет 100 миллионов долларов США на улучшение наблюдений за климатом в рамках Системы глобальных наблюдений за климатом, и усилить исследовательские институты Африки. Кроме того, к 2008 году при планировании и оценке проектов страны доноры должны будут включить факторы риска, связанные с изменениями климата, и выполнять, взятые обязательства по оказанию финансовой помощи африканским странам для адаптации к изменениям климата.


ВОВЛЕЧЕНИЕ БЕДНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕСС ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Однако просто экономического роста недостаточно. Там, где население получает неравные доходы, плоды экономического роста достаются состоятельным членам общества. Рост экономического развития сам по себе не уменьшит количество бедных, если они не будут вовлечены в процесс экономического развития. Политика, направленная на подъем экономического развития, должна предусматривать для бедных слоев населения возможность пользоваться услугами здравоохранения, получать образование и работу, а также меры для сохранения этих возможностей. В этой области должна проводиться определенная работа. Мелкие предприятия, в основном семейные фермы – главный источник работы для африканского населения. Многие такие предприятия работают нелегально. В Африке сфера нелегальной экономики охватывает почти все сельскохозяйственного производства и большую часть коммерческой деятельности в городах, а также транспорт, услуги, ремесленные производства и даже небольшие промышленные предприятия. Фермер, работающий для того, чтобы обеспечить себе средства к существованию, уличный торговец, таксист, чистильщик обуви – огромное число людей – так и не получают информацию, им не оказывают услуги по ведению коммерческой деятельности, у них нет доступа к кредитам. Это еще одни аспект маргинализации женщин, так как в Африке женщины часто играют основную роль в нелегальном бизнесе; в Бенине женщины, занимающиеся торговле, составляют 90 процентов от общего количества занятых в нелегальной торговле.

Большая часть предприятий мелкого бизнеса – во многих из которых занято по одному человеку – в получении начального капитала и развитии бизнеса часто рассчитывают на семью и на свои связи. За последние десять лет рост микро-финансовых организаций (МФО) – названных так, потому что они оперируют суммами слишком малыми, чтобы заинтересовать коммерческие банки – помогли мобилизовать сбережения и предоставить краткосрочные кредиты бедным, число которых постоянно растет. В основном микро-финансовые организации были созданы благотворительными фондами, организациями, оказывающими помощь и другими негосударственными организациями. Для более успешной деятельности МФО необходимо привлечение банков, так как они обладают большими возможностями. Но в данный момент банки предпочитают краткосрочные и гарантированные от рисков отношения с этими мелкими предприятиями и уклоняются от работы с такими предприятиями, так как уровень доходов от таких сделок слишком мал.

Зарубежный бизнес также может оказать помощь, чтобы сделать ситуацию более благоприятной. Транснациональные компании и крупные супермаркеты в богатых странах должны выйти за рамки корпоративных социальных обязательств в виде филантропии, им следует изучить влияние своего бизнеса на судьбу бедного населения. Для начала представители деловых кругов должны закончить пространные разговоры на тему основных норм социальной политики и политики в отношении окружающей среды, а также прозрачности бизнеса и коррупции. Они должны убедиться, что система их работы адаптирована к нуждам африканских поставщиков – включая своевременную плату.

Крупные зарубежные и местные компании могут оказать помощь в подготовки кадров для коммерческой деятельности африканских стран, назначая местных работников на ключевые должности, оказывая помощь менеджерам малых предприятий, предоставляя возможность обучения, предоставляя субсидии. Правительствам донорам следует финансировать такие инициативы, выступая посредниками такого сотрудничества.

Для этого развитым странам необходимо создать Фонд развития африканских предприятий с капиталом в 100 миллионов долларов США с тем, чтобы облегчить малым предприятиям доступ к финансовым средствам и предоставить им возможность наладить связи с другими представителями бизнеса. Особое внимание вновь созданный фонд должен уделить проблеме безработицы среди молодежи и экономическим трудностям, с которыми сталкиваются женщины. На выполнение этих задач развитым странам следует выделить 20 миллионов долларов США в рамках программы ООН Инициатива по поддержке развития бизнеса (Growing Sustainable Business) для того, чтобы помочь зарубежным и местным компаниям разработать реальные коммерческие проекты, которые принесут пользу бедным слоям населения.

Меры по подъему экономического развития и снижению уровня бедности, как и другие, которые мы здесь наметили, являются единым комплексом, который объединяет развитие и четкое руководство. Не надо повторять ошибки прошлого, одно без другого работать не будет.


РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ

Торговля стала ключевой движущей силой экономического развития в последние 50 лет сначала в Западном мире и Японии, а затем в Китае и Индии. Развивающиеся страны, особенно в Азии, использовали торговлю для прорыва на новые рынки и для того, чтобы изменить лицо своей экономики; два десятилетия назад 70 процентов от их торгового оборота составляло сырье, а сегодня 80 процентов составляют произведенные товары.

Но не в Африке. В отличие от других стран в последние тридцать лет наблюдается стагнация и коллапс сектора африканских стран в мировой торговли. Их доля в мировой торговле упала с почти шести процентов в 1980 году до двух процентов в 2002 году. Частично это было вызвано тем, что ассортимент экспорта оставался без изменения. В то время как динамично развивающиеся и конкурентоспособные регионы существенно изменили производство, Африка в этом процессе отстала. И догнать с каждым днем становится труднее.

Анализ этого положения позволяет сделать нам интересные выводы. Многие считают, что проблемы торговли для африканских стран, прежде всего, заключаются в ограничениях, которые устанавливают богатые нации. Конечно, ограничения такого рода совершенно недопустимы. Это неадекватное решение с точки зрения политики, неграмотно с точки зрения экономики, наносит вред окружающей среде и недопустимо с этической точки зрения. Как мы уже сказали, они должны быть уничтожены. Но  - в отличие от того, о чем часто думают - существует еще одна причина, и она заключается в том, что Африка производит недостаточное количество товаром, чтобы торговать, по крайней мере, не тех или не того качества, или не по той цене. Решение этих вопросов, а также снятие торговых барьеров является ключом к благосостоянию Африки.

Для развития торговли необходим тот же климат, что и для других отраслей экономики. Но существуют еще три области, в которых Африка с поддержкой богатых стран мира, должна провести реформы: это улучшение транспортной инфраструктуры, уменьшение внутренних торговых барьеров, и уменьшение зависимости африканской экономики от сырьевой базы.


УЛУЧШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Африка нуждается в хорошо функционирующей транспортной системе и системе коммуникаций для того, чтобы доставлять произведенные товары на рынок. Это одна из ключевых областей, где необходима помощь богатых стран. В настоящее время цены на транспортировку товаров и трудности, связанные с этим, в африканских странах значительно выше, чем в более богатых странах – во многих случаях в два раза. Для стран, не имеющих выхода к морю транспортные расходы могут составлять две трети стоимости экспорта; транспортные расходы выливаются в налог равный 80 процентов налагаемый на экспорт одежды из Уганды. Такие затраты не позволяют выставлять товар на рынке по конкурентоспособным ценам. Проблема заключается не только в наземном транспорте. Проведение через таможню контейнера в 20 футов в порту Дакар стоит столько же, как доставка этого же контейнера по морю из Дакара в любой порт на севере Европы. Вот поэтому транспорт и является таким важным аспектом в комплексе инфраструктуры, о котором мы говорили выше.


УСТРАНЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ


В Африке существуют многочисленные торговые ограничения, которые мешают ей выбраться из бедности. Это и чрезмерный бюрократический аппарат, громоздкие таможенная система, коррупция служащих, которые берут взятки, чтобы компенсировать низкие зарплаты. Пропускные пункты, официальные и неофициальные, являются характерной особенностью любой крупной дороги в Африке. На дороге от Лагоса до Абиджана они встречаются через каждые 14 километров. В Кудивуаре для того, потребуется заплатить еще 400 долларов США официальных платежей и взяток, чтобы перегнать один грузовик с одного конца в другой.

Необходимо срочно реформировать таможенную систему. В Африке прохождение таможни занимает больше всего времени в мире, в среднем 12 дней. Прохождение таможни в Эстонии и Литве занимает один день; а в Эфиопии в среднем 30 дней. Процедура прохождения таможни часто по-византийски сложна. Обычная процедура предусматривает участие 20-30 сторон, оформление 40 документов, 200 пунктов информации, 30 из которых должны заполняться, по крайней мере, 30 раз. Задержки на таможне делают экспорт, по крайней мере, на 10 процентов дороже. Одно это наносит больший вред, чем торговые ограничения, устанавливаемые развитыми странами.

Другой проблемой является отсутствие торговли между африканскими странами. Только 12 процентов африканских товаров реализуется на африканском рынке. Для улучшения ситуации необходимо уменьшить внутренние торговые ограничения. Это означает, что необходимо снизить тарифы и упростить тарифные системы, и, конечно, создать внутренние зоны свободной торговли. Это означает упрощение норм и процедур на границе. В Ботсване, Намибии и Замбии различные технические нормы на размер оси грузовиков и нагрузки на ось. В Африке железные дороги имеют три вида различных по ширине колеи.

Многие африканские правительства опасаются, что снятие таких барьеров сократит их доход. Доходы от таможенных сборов составляют четверть государственных доходов в Африке. Но опыт показывает, что можно снизить тарифы и тем не менее сохранить доходы. Лесото утроила свой доход, когда в результате установления одинакового с Южной Африкой налога на добавленную стоимость и других изменений, снизился уровень контрабандного провоза товаров, и упростилась процедура сбора доходов на границе.

На протяжении многих лет правительства африканских стран настаивают на том, чтобы развитые страны отменили торговые ограничения, но они могли добиться более значимых результатов, если бы снизили внутренние ограничения на торговлю. А многие из этих ограничений можно легко отменить, и в одностороннем порядке. Это первоочередная задача для Африки. Пример преобразования таможенной службы в Мозамбике и быстрая перестройка порта Дар Эль Салам в Танзании по мировым стандартам эффективности работы, показывают, что это возможно. В Мозамбике товары пропускаются через таможню в 40 раз быстрее, чем до проведения реформ; а доходы от таможенных сборов за два года возросли на 38 процентов. Правительствам африканских стран следует проводить такие реформы в первую очередь.

Донорам следует оказать финансовую помощь африканским государствам для отмены внутренних тарифов и нормативных барьеров. Им необходимо также поддержать реформирование таможни и управления портами, делясь опытов в таких областях, как автоматизация таможенных систем. Это не потребует значительной донорской помощи, но даст ощутимые экономические результаты.


СНИЖЕНИЕ ДОЛИ СЫРЬЯ


Единственным и самым важным, что должна сделать Африка, чтобы снизить долю сырья в торговом обороте, это помочь крупным фирмам и семейным фермам производить новые продукты и заниматься новой деятельностью. Значительная поддержка от большой восьмерки (G8)и стран Евросоюза  в улучшении инфраструктуры, как уже говорилось ранее, является ключевым аспектом для развития торговли. Но кроме этого необходимо помочь Африке в создании предприятий для переработки сельскохозяйственной продукции, в повышении добычи и качества сырья. Необходимо финансировать развитие организаций, которые помогли мелким фермерам продавать произведенные продукты. Владельцы супермакетов могли бы упростить для мелких фермеров поставку их продукции.


БОЛЕЕ ЧЕСТНЫЕ УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ

«Не навреди» говориться в клятве Гиппократа, которую дают доктора на протяжении веков. В такой же степени это относится к ответственности развитых стран по отношению к Африке. В торговых отношениях между развитым и развивающимся миром на протяжении многих лет доминировал сложный комплекс правил, налогов, тарифов и квот, который в значительной степени смещал международный торговый бизнес в пользу богатых. Помогая африканским государствам вести более конкурентоспособную торговлю, страны большой восьмерки и Евросоюза должны придерживаться правил честной конкуренции. Существуют три ключевых области, в которых развитые страны могли бы сделать больше. Необходимо подписать соглашение в рамках переговоров Всемирной торговой организации в Дохе, которое бы значительно помогло развитию процесса. Они могли бы сделать так, чтобы существующая система «торговых предпочтений» работала лучше. И, кроме того, они могли бы помочь деньгами африканским странам использовать новые возможности в торговле.

Основная часть бедного населения живет за счет сельского хозяйства. По сравнению с Африкой сельское хозяйство в развитых странах занимает менее важную роль, составляя лишь несколько процентов и меньше национального дохода. Однако сельское хозяйство стран большой восьмерки и Евросоюза остается наиболее защищенным сектором экономики индустриального мира, который получает значительные субсидии. Богатые страны расходуют около 350 миллиардов долларов США в год на субсидии и поддержку сельского хозяйства – что в 16 раз больше их помощи Африки. Доля Европейского союза составляет 35 процентов, США – 27 процентов, а Японии 22 процента.

Такая политика наносит вред, как бедным, так и богатым странам. Налогоплательщики и потребители платят значительные суммы на поддержку своих фермеров – хотя, как это не парадоксально, в странах Евросоюза и США совсем не мелкие фермеры выигрывают от этого: они получают только четыре процента от субсидий, а более чем 70 процентов идет 25 процентам самых богатых фермеров, землевладельцам и агрофирмам. В результате Евросоюз выделяет столько субсидий на выращивание сахарной свеклы, что ее выращивают в Европе там, где экономически это делать неразумно и неэффективно. А в США субсидии, выделяемые 25 000 фермерам, которым платят двойную рыночную цену за хлопок, угрожают оставить без средств к существованию 10 миллионов человек в Западной Африке, которые выращивают эту культуру за треть этой цены.

Необходимо в обязательном порядке реформирование Общей Сельскохозяйственной Политики Евросоюза, а впоследствии и систему поддержки и субсидирования сельского хозяйства США и Японии. Существует много других способов для богатых стран реализовать свою право на поддержку сельских районов., такие как прямая поддержка доходов фермеров, инвестирование в развитие аграрных областей и защиту окружающей среды. С моральной точки зрения недопустимо использовать поддержку фермеров для лишения средств к существованию миллионов бедных людей.


ОБСУЖДЕНИЕ ТАРИФОВ

Развивающие страны сталкиваются с унизительными препятствиями на рынках развитых стран. А для Африке сельскохозяйственная продукции является важным сектором экспорта. Однако, зная это, Европа устанавливает налоги на аграрную продукцию, которые в три-четыре раза выше, чем ее тарифы на промышленные товары и даже более высокие на товары, представляющие интерес для Африки. Важно, чтобы богатые страны прекратили дискриминацию тех немногих конкурентоспособных продуктов, производимых в Африке. Страны большой восьмерки и Евросоюза должны ускорить процесс снятия торговых барьеров для того, чтобы дать возможность африканским государствам шанс расширить экспорт. Сделать это необходимо путем постепенного снижения всех тарифов до нуля к 2015 году. Это должна быть основной и первоочередной проблемой раунда переговоров Всемирной торговой организации в Дохе.

Кроме этого существуют еще ограничения, выражающиеся в стандартах здравоохранения и стандартах безопасности, где также необходима помощь. Если бы страны Евросоюза использовали международные стандарты на пестициды, используемые для обработки бананов вместо их собственных, африканский экспорт вырос бы на 410 миллионов долларов США. Странам большой восьмерки и Евросоюза необходимо проводить «испытания на этапе разработки» при разработке и принятия стандартов, чтобы не причинять максимальный вред для достижения минимальных целей.


ТРУДНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ СУБСИДИЙ

Богатым странам необходимо прекратить практику субсидирования своих фермеров для того, чтобы предотвратить перепроизводство, разрушение ценовой политики, и затем выброс излишком на африканские рынки. Когда министры торговли встретятся в Гонконге в декабре этого года страны большой восьмерки и Евросоюза должны будут договориться о прекращении выделения всех экспортных субсидий и искажений в помощи развития торговли к 2010 году. И, в первую очередь, это должна быть отмена поддержки производителей хлопка и сахарной свеклы, которая приводит к неравенству в процесс торговли этими культурами. В результате этого и при снижении тарифов можно добиться значительных напрасных расходов с выгодой для своего населения, а также для африканских и других развивающихся стран. Такие реформы выгодны всем. Сэкономленные средства можно использовать для развития агрокомплекса и защиты окружающей среды в развитых странах и для увеличения помощи Африке.


РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТОВ

В отличии от распространенного мнения, что африканские товары не появляются на рынках развитых стран, Африка имеет в значительной степени доступ к рынкам развитых стран через схемы приоритетов  - системе, по которой страны со значительным доходом предоставляют частичный доступ к своим рынкам развивающимся странам.

Но эти системы приоритетов работают недостаточно эффективно. Часто они краткосрочны и излишне сложны (только для того, чтобы удовлетворить всем требованиям, необходимо заплатить 10 процентов от стоимости товаров, которые должны быть реализованы по этой схеме). Правила других разработаны с явными намерениями воспрепятствовать процессу, так называемые «правила происхождения», направленные на то, чтобы определить, что товары, экспортируемые из беднейших стран Африки, действительно произведены там. Это иногда приводит к нелепым крайностям - так рыба не подпадает под эти правила, если лодка, на которой она была выловлена, приписана  к порту в Гане, а хозяин лодки является южноафриканцем. Американская система более толерантна в области текстиля. Она позволяет беднейшим странам Африки импортировать одежду даже, если ткань была произведена в другой стране; статус «происхождения» дается изделию. Такой подход дал возможность создать 40 000 рабочих мест в текстильной промышленности Лесото.

Страны большой восьмерки и Евросоюза должны, прежде всего, расширить действие таких схем на все африканские страны с низким доходом, не исключая такие бедные страны, как Гана, Кудевуар и Кения. Применение «Правил происхождения» должно позволять странам использовать любые выгодные источники сырья, а производство и обработка составляла 10 процентов стоимости.

Если такие схемы будут лучше работать, это позволит увеличить доходы африканских стран до 5 миллиардов долларов США в год и рост экономики на континенте на один процент.


ПОМОЩЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Система приоритетов не может быть постоянной. Очевидно, что Африка должна приспособиться к открытой конкуренции с остальным миром. Это процесс постепенный, и это как раз и является предметом переговоров Всемирной торговой организации. Но такие изменения требуют затрат. Развитие страны должны помочь с финансированием этих изменений и сгладить процесс приспособления. Это означает: помочь бедному населению получить пользу от предоставляющихся возможностей, оказать помощь тем, чьи доходы могут уменьшиться; оказать поддержку правительствам, чтобы компенсировать потери доходов от торговли; компенсировать потери некоторых импортирующих стран от более высоких цен на продовольствие; компенсировать странам потери в результате отмены торговых барьеров.


РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА В ДОХЕ

И последнее – но может быть самое важное – что необходимо, что необходимо странам Африки, это заключение соглашение в рамках переговоров в Дохе не позднее конца 2006 года. Это может произойти только, если развитые страны  значительно сократят субсидии, выделяемые ими для своего сельского хозяйства. Это может произойти только при условии отмены торговых ограничений. Это может произойти только, если стороны откажутся от идеи взаимных уступок . на которые должны пойти бедные страны в ответ на уступки развитых стран: это игра не на равных. Либерализация торговли не должна навязываться Африке, как условие переговоров по торговли и оказанию помощи. Отдельным африканским странам нельзя разрешать ставить провидение реформ торговли в зависимость от сокращения снижения уровня бедности планом развития. Нельзя также вынуждать открывать их рынки для зарубежного импорта для того, чтобы не навредить зарождающимся промышленным производствам. Всемирная торговая организация допускает «особое отношение» к развивающимся странам, но это должно предполагать проведение той работы, о которой мы говорили ранее.. А развитые государства должна в большей мере помогать, чтобы помочь странам Африки приспособиться к условиям более открытых рынков.

Любое соглашение, принятое в Дохе, должно предусматривать тот темп проведение реформ, с которым будут согласны страны Африки, навязывание темпа реформ недопустимо. Дискуссия должна проводиться в более прозрачном стиле решения проблем с участием в всех сторон, чем это часто бывает на переговорах Всемирной торговой организации. И необходимо обеспечить условия для того, чтобы при заключении соглашения менее подготовленные представители африканских правительств имели равные условия с развитыми странами, имеющими штат высокооплачиваем юристов.

Так как переговоры в Дохе являются многосторонним процессом, двусторонние соглашения – такие как соглашения о свободной торговле, по которым могли бы вестись переговоры между США или Евросоюзом и африканскими странами, могут нанести вред ввиду дополнительных требований. Евросоюз должен сделать все возможное, чтобы Соглашения по экономическому партнерству, по которым его представители ведут переговоры с представителями африканских стран, в первую очередь направлен на развитие по тем же принципам, к которым мы призываем соблюдать в переговорах в Дохе – и дающим африканским товарам полный доступ к рынкам Евросоюза без всяких уступок со стороны африканских стран взамен на это, и обеспечивая помощь, необходимую для развития торговли. В рамках таких переговоров соответствующее внимание должно быть уделено и проблеме бедности.

Все эти процессы - развитие торговли и снятие ограничений на торговлю – должно проводиться одновременно. Мы понимаем, что это достаточно амбициозный план, но мы думаем, что он реально осуществимый. Меньшие меры не позволят Африке увеличить рост торговли как традиционными, так и новыми товарами. И эти мероприятия должны реализовываться совместно с другими рекомендациями Комиссии. При половинчатых решениях и непоследовательной политике Африка никогда не выйдет из заколдованного круга/

 

ВВЕРХ

На главную страницу Africana.ru