Великие африканские проекты. Суэцкий канал

Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, был построен в 1859-69 годах под руководством французского консула в Александрии Лессепса. Этому знаменательному событию великий итальянский композитор Джузеппе Верди посвятил свою оперу "Аида".

В первый год своего существования канал оказался убыточным. Плохим финансовым состоянием воспользовалась Англия, выкупившая у Египта весь пакет принадлежавших ему акций. Контрольный пакет перешел в ее владения. Через несколько лет Франция выкупила у того же Египта право на получение 15% дохода от использования канала.
В 1882 году англичане оккупировали Египет и держали контроль над каналом в течение двух мировых войн, и только в 1936 году были вынуждены ограничить срок оккупации Суэца на 20 лет.

Спустя 4 года после совершенного в 1952 в Египте организацией "Свободные офицеры" во главе с Гамалем Абдель Насером революционного переворота Суэцкий канал был национализирован. В ответ Франция, Англия и Израиль незамедлительно начали вторжение в Египет, продолжавшееся с 29 октября по 7 ноября 1956 года.

В июне 1967 г. в связи с нападением Израиля на Египет судоходство по каналу было прервано.


После ухода израильских войск в 1974 году Египет приступил к восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства.

В 1999 году был введен в эксплуатацию крупный мост (длиной 4 км. и высотой 70 м) через Суэцкий канал, строительством которого занималося консорциум японских, немецких и египетских фирм. Проект обошелся в 225 млн. долларов. Проект "моста мира" выполнила японская сторона, а поставку металлоконструкций для ж/д полотна и оборудования - немецкая фирма "Крупп". Мост соединил Азию и Африку и позволил значительно облегчить автомобильное и ж/д сообщение с Палестинской автономией (через север Синая) до египетско-израильской границы.
Сегодня через Суэцкий канал проходит 14% мировой торговли, принося 2 млрд. ежегодной прибыли. Египет продолжает прилагать активные усилия для того, чтобы занять ключевые позиции в восточносредиземноморском судоходстве и увеличить доходы от Суэцкого канала. Правительство намерено реализовать проект строительства порта, терминалов для перегрузки контейнеров, промышленной и свободной зон на востоке от Порт-Саида.

В 25 км. южнее Порт-Саида строится ж/д мост через Суэцкий канал, начата работа по возведению подвесного автомобильного моста с привлечением японского капитала.

В конце 1997 года Правительство внесло изменения в соответствующий закон 1964 г., положив конец монополии государства над отраслью - и международные судоходные компании стали проявлять значительно больший интерес к египетским портам.

В мае 1998 г. правительство заключило 4 контракта о предоставлении 280 млн.кв.м. земли для развития зоны Суэцкого канала, в т.ч. 50 млн.кв.м. египетско-китайскому СП для строительства морпорта в Айн-Сухне.

Председатель Администрации Суэцкого канала (АСК) адмирал А.Фадель заявил весной 1998 г. о решении продать 30% принадлежащих АСК акций в относительно небольшой (с капиталом 2 млн.ф.) компании "Суэз Кэнэл Инвестмент", занимающейся оказанием портовых и навигационных услуг. Это решение обусловлено взятым правительством курсом на свертывание госучастия в деятельности СП. Сам Суэцкий канал останется собственностью государства и подобная позиция пересмотру не подлежит.

Суэцкий канал сталкивается с трудностями, велики его эксплуатационные расходы, существует потребность в модернизации канала и связанных с ним портов (углубление русла и т.п.). Доходы от канала в 1998 г. уменьшились на 5,3% по сравнению с 1996 г. В 1999 г. эта тенденция могла еще более усугубиться вследствие уменьшения мировой добычи и перевозок нефти, а также финансового кризиса в ЮВА (число судов, направляющихся через канал в этот регион и из него, заметно сократилось).

Основными агентскими компаниями, обеспечивающими судам проход Суэцкого канала, являются Asswan, Daman Hur, El Menia и El Suid. Все четыре являются государственными. Наряду с ними в г. Порт-Саид и г. Суэц действует ряд более мелких негосударственных фирм, также обсуживающих проходящие через Суэцкий канал суда. В обслуживание входит взимание платы за проход канала, лоцманское обеспечение, заправка топливом и водой, снабжение продовольствием. Негосударственным фирмам разрешается обслуживать только мелкие суда, до 1,5 тыс.т. водоизмещением. Всеми крупными судами, танкерами и военными кораблями занимаются госкомпании.

Минимальная плата, за которую небольшое судно может пройти канал, составляет 6-10 тыс.долл. Стоимость прохода канала большим танкером или авианосцем доходит до 1 млн.долл. Агентские фирмы при обслуживании небольших судов предпочитают получать деньги наличными. Возможно внесение платы через банковский перевод, однако в любом случае деньги должны поступить до начала прохода. В противном случае судно будет вынуждено ожидать поступления денег на рейде.

Местные власти применяют практику ареста судов после прохода канала на том основании, что судовладелец в свое время не завершил взаиморасчеты с агентирующей фирмой при оплате прохода другого судна. Это происходит несмотря на то, что плата за проход попадающего под арест судна была внесена полностью. Дела быстро передаются в судебные инстанции, которые всегда принимают сторону местной фирмы. В случае отсутствия у команды или судовладельца финансовых средств на погашение определенной судебным органом суммы, судно и груз могут быть проданы на аукционе. Если покупатель не будет найден, судно оставляется на внешнем рейде на неопределенное время.
Капитаны судов, пользовавшиеся при проводке обязательными услугами местных лоцманов, неоднократно сообщали об их ненадежности в критической ситуации. В результате недостаточной профессиональной подготовки и, зачастую, плохого знания английского языка, лоцманы часто создают аварийные ситуации при проводке и швартовке судна. В случае, если становится очевидной невозможность предотвратить аварию, лоцманы самоустраняются от своих обязанностей и лишь наблюдают за происходящим. При разборе происшествия они заявляют, что капитан, якобы, не следовал их инструкциям, и возлагают на него всю вину.

Со времени национализации Суэцкого канала в 1956 году доходы Египта от его эксплуатации составили 30,5 млрд долларов. Об этом заявил глава администрации Суэцкого канала Ахмед Али Фадиль по случаю 130-летия со дня его открытия 16 марта 2000 года. За эти годы, отметил он, через рукотворную водную артерию прошел 1 млн 33 тыс.судов общим водоизмещением 12 млрд 161 млн тонн.

Длина канала по-прежнему составляет 162,5 км. Но его русло несколько раз расширяли и углубляли. Ныне его ширина достигает 350 метров, глубина - 20 метров. Через канал каждые сутки проходит около 50 судов различного назначения. В среднем ежегодный доход от эксплуатации канала приносит египетской казне до 1,5 млрд долларов.

(по материалам Reuters, ИТАР-ТАСС и Полпред ру)