Любна Мохаммед Эль-Хассан Аббас. Трудовая эмиграция из Судана

 

Трудовая эмиграция из Судана как важнейший фактор развития внешней торговли

Любна Мохаммед Эль-Хассан Аббас, аспирант кафедры мировой экономики и
международных валютно-кредитных отношений. Вестник Финансовой Академии №3(19)'2001, Москва "Финансы и статистика", 2001 г.

 

Одной из особенностей внешней торговли Судана на протяжении последних более 25 лет является ее функционирование в значительной степени на базе валютных средств заработанных трудовыми иммигрантами из Судана в странах Персидского залива и в Ливии. Только по официальным данным платежного баланса Судана 1998 г. поступившие от них средства превысили стоимость всего экспорта страны. А с учетом того, что большая часть всех направляемых суданцами своим родственникам средств идет минуя официальные каналы и учитывается в платежном балансе по статье "ошибки и вычеркивания", валютные поступления в страну от них составили за 1998 г. 1,41 млрд. долл., что более в 2,5 раза превысило стоимость всего суданского экспорта за тот год (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Платежный баланс Судана 1997-1998 гг., млн.долл.США
    1997 1998
1. Текущий счет -827,3 -981,4
  Экспорт, фоб 594,2 595,7
  Импорт, фоб -1421,9 -1732,1
  Торговый баланс -827,7 -1136,4
  Услуги 4 155
  Невидимые поступления 488 741,6
  в т.ч. переводы от суданцев из-за границы 439 658,2
  Невидимые платежи -487,6 -586,6
2. Счет капитала 182,7 48,8
3. Недостаток или избыток в текущем счете и в счете капитала -644,6 -932,6
4. Ошибки и исправления 608,4 941,0
5. Движение денег 36,2 -8,4

Банк Судана, Комитет статистики, 1998 г.

 

Следует отметить, что для Судана трудовые миграции населения в соседние арабские страны были традиционны еще в годы колониальной зависимости и в первые годы независимости страны, тогда многие выходцы из Судана смогли осесть в Аравии и Ливии в качестве предпринимателей или местной интеллигенции. Поэтому значительное расширение возможностей рынка труда стран этого региона в результате "нефтяного бума" первой половины 1970 - первой половины 1980-х гг. прежде всего привлекло туда рабочую силу из Судана. Во-первых, уровнем оплаты труда, превышавшим по аналогичным профессиональным категориям внутрисуданский уровень в 5-10 и более раз. Кроме того, заработки в Судане обесценивались инфляцией, вызванным ею стремительным ростом стоимости жизни и жилищным кризисом. Во-вторых, территориальной близостью, особенно это касалось Ливии и Саудовской Аравии. В-третьих, общностью арабского языка и исламской религии. В-четвертых, традиционностью сложившихся экономических и семейных связей.
К 1976 г. только в четырех арабских странах работало 32 тыс. суданских граждан: 20 тыс. - в Саудовской Аравии, 8 тыс. - в Ливии и по 2 тыс. - в Кувейте и в Объединенных Арабских Эмиратах. А еще спустя три года - в 1979 г. только в Саудовской Аравии и Ливии трудилось соответственно 250 тыс. и 70 тыс. суданцев. К середине 1980-х гг. численность трудящихся в нефтеэкспортирующих арабских странах суданцев, по разным оценкам, колебалась уже от 500 тыс. до 1 млн. чел.
Выезд на работу в арабские страны суданцы осуществляли как по официальному каналу - через контракты, заключенные при посредничестве Министерства Труда, так и самостоятельно - через посреднические коммерческие фирмы, т.е. вне статистического учета.
Первоначально государство сравнительно благосклонно относилось к трудовой эмиграции своих граждан. С одной стороны этим в стране снижалась острота проблемы безработицы (которая даже с учетом трудовой эмиграции составляла на середину 1980-х гг. 12-13% трудоспособного населения), с другой стороны, это усу-губило проявившиеся ранее сильные диспропорции на рынке рабо-чей силы, особенно в ее профессиональной и квалификационной структуре, провоцировало кризисные тенденции в суданской эко-номике, снижало и без того невысокую эффективность ее государ-ственного сектора. За счет денежных переводов эмигрантов находящимся в Судане родственникам страна могла получать твердую валюту - к середине 1980-х гг. ежегодная сумма таких переводов колебалась в пределах 250-500 млн. долл. Однако, в условиях сложившегося к тому времени в стране черного валютного рынка, предлагающего за доллар в 1,5 раза больше государственного коммерческого курса, основной поток валюты попадал в Судан минуя банковские каналы, оседая на черном рынке. Так, если в 1985 г. по коммерческому курсу через банки в Судан было переведено 450 млн. долл., то на черном рынке за тот же период было продано около 3 млрд. долл. В результате, на базе черного рынка стала формироваться своя особая рыночная экономика. Для того, чтоб хоть как-то обеспечить страну необходимыми валютными средствами суданское правительство в административном порядке в 1985 г. разрешило суданцам изымать деньги с их валютных счетов не в иностранной валюте, а только в суданских фунтах, за рубеж можно было с собой взять не более 200 долларов наличными и до 5 тыс. долл. дорожными чеками. В 1986 г. в пользу государства были конфискованы все личные вклады граждан в инвалюте, превышающие 2000 долл., а все работающие за рубежом суданцы обязывались ежегодно в зависимости от места работы из своей зарплаты переводить в страну от 500 до 3000 долл.
В условиях жестких ограничений на возможность накопления средств из-за нерыночного характера экономики Судана повышенный платежеспособный спрос его граждан был вынужден направляться преимущественно в сферу услуг, на импорт автомобилей, других товаров длительного пользования, в недвижимость, приобретение земельных участков или оседать за границей на личных счетах. О размерах возможностей этой параллельной теневой экономики свидетельствует тот факт, что уже в 1990 г. на черном валютном рынке Судана обращалось примерно 4,2 млрд. долл.
Проиракская позиция суданского правительства во время оккупации Кувейта Ираком дала повод аравийским монархам рассматривать всех работающих в ближневосточных странах суданцев в качестве внутренней угрозы, в результате десятки тысяч суданцев были вынуждены вернуться на родину. Фактически этим богатые нефтеэкспортирующие арабские страны оказывали экономическое давление на внешнеполитический курс суданского правительства и улучшали показатели своего платежного баланса.
В качестве отступления следует отметить, что цена рабочей силы иммигрантов на ближневосточных рынках труда традиционно определяется, главным образом, условиями ее воспроизводства в странах их выезда и поэтому, в зависимости, от национальности иммигрантов размеры их окладов могут различаться в 2-3 раза. Соответственно, различался и объем вывозимой ими из страны валюты по такой статье платежного баланса, как "частные переводы" - только из Саудовской Аравии, Кувейта и Ливии чистый отток средств в 1985-87 гг. по этой статье составил более 21 млрд. долл. Поэтому места иммигрантов, требующих высокую оплату за труд занимали согласные на все иммигранты из стран Южной и Юго-Восточной Азии. Начавшееся в 1982 г. падение цен на нефть и связанное с этим уменьшение деловой активности, в т.ч. и в строительном секторе, не только ускорило изменения в национальном составе работающих в арабских странах ОПЕК иностранцев в сторону снижения средней цены их рабочей силы, но и сократило их численность в абсолютном отношении, например:
в Саудовской Аравии она уменьшилась на 300 тыс. чел. - йеменцев, ливанцев, южнокорейцев и др.(1985 г.), из Ливии в том же году были насильственно депортированы более 35 тыс. чел. (в основном египтяне и тунисцы). Суданцы же сохраняли в этот период времени свои рабочие места во многом благодаря благосклонности правительств стран, в которых они работали. Но при этом как наиболее близкие по культуре и жизненным стандартам к местному населению, суданцы даже сравнительно хорошо оплачиваемые могли чувствовать свое бесправие и социальную ущемленность перед обладавшим всеми социально-экономическими благами коренными жителями. И поэтому, по мнению арабских монархов, уже были опасны. Стремление аравийских властей обезопасить себя от многочисленных иммигрантов языковым и культурным барьерами вполне перекликалось с их одновременным стремлением к расширению экспорта продукции нефтепереработки, нефтехимии, черной и ветной металлургии в новые для нее регионы Южной и Юго-Восточной Азии (с чем увязывались разрешения на дополнительный въезд иммигрантов из этих стран).

 

Возвращение части мигрантов на родину по мере ухудшения хозяйственной конъюнктуры в нефтеэкспорти-рующих странах и обострения военно-политической ситуации в зоне Персидского залива слабее повлияло на численность зарубеж-ной суданской диаспоры, чем диаспор некоторых других арабских стран. К середине 90-х годов только в Саудовской Аравии, по оценкам, работало не менее 100 тыс. суданцев. Но репатриация одновременно с крайним обострением внутреннего социально-политического кризиса в Судане создала серьезные дополнитель-ные трудности, увеличив на несколько сот тысяч численность без-работных и сократив валютные резервы страны.
Процесс снижения трудовой эмиграции из Судана продолжался с 1990 до 1995 г., но потом она вновь начала расти (прежде всего за счет выезда в Саудовскую Аравию и ОАЭ). В 1996-1998гг. она вновь начала расти больше чем в 1990г (см. Таблицу 2). В Саудовскую Аравию выезжает более 95% суданских имигрантов, следующими по притоку суданских эмигрантов странами являются ОАЭ и Катар. Масштабы эмиграции постоянно возрастают несмотря на снижение уровня заработной платы в странах-рецептантах. Это свидетельствует о том, что факторы, вызывающие эмиграцию (push-factors) сильнее, чем факторы ее сдерживающие (pull-factors).

 

Таблица 2. Численность граждан Судана, выехавших на работу за рубеж в 1996-98 гг. по зарегистрированным в Министерстве Труда контрактам, чел.
Страна 1996 % 1997 % 1998 %
Саудовская Аравия 12735 89 32659 94,5 64083 97
ОАЭ 769 5,4 1068 3,1 1331 2
Катар 551 3,9 634 1,8 557 0,8
Оман 26 0,2 45 0,1 48 0,1
Ливия 194 1,4 33 0,1 25 -
Другие арабские страны 18 0,1 107 0,3 17  
Другие страны 5 - 4 - - -
ВСЕГО 14298 100 34550 100 66061 100

Министерство труда, Годовые отчеты 1996, 1997, 1998 гг.

 

При этом профессиональная оценка выехавших может быть сделана только приблизительно, т.к. многие квалифицированные специалисты с высшим образованием использовали любые контракты для организации своего выезда.
Тем не менее по официальной статистике 88,7% всех работающих за рубежом суданцев были сельскохозяйственными рабочими, в т.ч. для эмигрантов в Саудовскую Аравию - 91,4%, в ОАЭ - 23,9%, в Катар - 7,2%. Страна ежегодно теряет большую численность опытных работников и кадров, специалистов в разных специальностях.

 

Таблица 3. Профессиональное распределение эмигрантов из Судана в 1998 г.
Область занятости КСА ОАЭ Катар Оман Ливия Всего
Техники/рабочие 148 34 16 3 11 213
Бухгалтеры/клерки 240 189 42 5 - 479
Продавцы/сервис 1633 261 78 11 1 1895
Работники с/х 58598 318 239 6 9 58598
Ремесленники 688 150 40 1 2 889
Механики/инженеры 1849 96 40 2 - 1987
Прочие 643 72 29 5 - 653
Всего 64083 1331 557 48 25 66064

Министерство труда, 1998 г.

 

Учитывая тот факт, что наиболее высокие шансы найти работу за рубежом были у наиболее квалифицированных специалистов, суданская экономика несомненно понесла от этого определенные потери. Однако, полученные каждым таким специалистом за рубежом доходы при условии вовлечения даже их части в суданскую экономику, для Судана могут оказаться полезнее присутствия такого специалиста в стране. Он не только зарабатывает для страны валюту, но и постоянно повышает свою квалификацию, создает платежеспособный спрос внутри Судана (в т.ч. и на продукцию его национальной экономики и услуг местного сервиса). При этом первоочередная задача правительства Судана на сегодняшний день должна быть ориентирована на возвращение в национальную экономику более 2 млрд. долл., вложенных за рубежом накоплений суданских граждан, используя для этого не административные методы принуждения, а хорошо продуманную программу с соответствующими гарантиями и стимулами.
Трудовая миграция населения в странах песидского залива стала регулироваться после 1973 г. в результате "бальшого скачка" в социально-экономическом развитии, когда существенно повысились мировые цены на нефть.
Многие контракты суданских эмигрантов не зарегистрированы в министерстве труда, поэтому точные статистические данные о численности работающих за границей и их профессиональном распределении найти очень трудно.

 

Таблица 4. Численность граждан Судана, выехавших за рубеж по зарегистрированным в минстерстве труда контрактам в 85/86-93/94гг.
Страна 85/86 86/87 87/88 88/89 89/90 90/91 91/92 92/93 93/94
Сауд. Аравия 5276 - 20100 23864 17971 689 477 608 909
Ливия 440 - 22 - 29 - 34 35 -
Кувейт 23 - - - - 64   66 75
ОАЭ 15 - 334 210 6 32 - 53 57
Катар 359 - 684 1254 899 - 460 379 173
Оман 25 - 352 - - 199 13 43 56
Йемен 10 - 22 - - 130 16 62 85
Ирак 1006 - - - - 78 - 25 18
Другие - - - - - - - 109 140
Всего 7154 7259 21614 23868 18905 1112 1000 1380 1563
в % от 1985 г. - 015 252 233 164 -84 -86 -80,7 -78

Министерство финансов и планирования, Экономический обзор 1990/91, 1994/95 гг.

 

Таблица 5. Профессиональное распределение эмигрантов из Судана по данным министерства труда в 1985/86-1993/94 гг., чел.
Область занятости 85/86 86/87 87/88 88/89 89/90 90/91 91/92 92/93 93/94
Техники/рабочие 477 - 784 325 697 209 111 151 197
Административные 78 - 277 593 13 9 14 10 59
Офисные 241 - 267 341 659 100 4 115 234
Продавцы 45 - 52 106 305 62 13 33 35
Сервис 950 - 2853 736 635 178 41 142 218
Работники с/х 2260 - 16254 18489 12652 213 544 492 309
Работники произв. 3030 - 1990 3384 3944 341 261 430 503
Другие - - - - - - 12 7 8
Всего 7081 15481 22477 23974 18905 1112 1000 1380 1563
В % к 1985/86г   117 214 237 166 -84 -86 -81 -78

Министерство труда, 1989/90, Министерство финансов Экономический обзор, 1995 г.

 

По расчетам министерства труда в 1996 г. численность граждан Судана за рубежом - около 400 тыс., из них порядка 78% - в Саудовской Аравии, Ливии и ОАЭ.
Во второй половине 90-х годов суданское правительство попы-талось ужесточить контроль над эмиграцией рабочей силы, прежде всего самой квалифицированной и потенциально высокооплачи-ваемой. Например, специалистам, получившим образование на За-паде, выезд на заработки за рубеж разрешался только при условии полного возмещения государственных расходов на их обучение, оцениваемых примерно в 60 тыс. долл. США.

 

Таблица 6. Численность граждан Судана, работавших за рубежом до 1996г. тыс.чел.
Страна Женщины Мужчины Всего
Саудовская Аравия 27 152 179
Египет 1 10 11
Ливия 9 54 63
Катар 3 6 9
ОАЭ 6 29 35
Оман - 5 5
Йемен 1 10 11
Ирак - 4 4
Сирия - 1 1
Ливан - 2 2
Страны Африки - 4 4
Страны Азии 1 9 10
Евр. Страны 3 11 14
США, Сев.Америка 2 4 6
Другие - 1 1
Не отражено - 2 2
Всего 53 304 357

Министерство труда, 1996 г.

Вернуться на главную