От больших ожиданий к несбывшимся надеждам
Почему деловое сотрудничество между Россией и Южно-Африканской Республикой
остается только на бумаге
Ирина Акимушкина, "Независимая газета",
4 июня 2000
Еще в перестроечные времена на Южно-Африканскую Республику в Москве
смотрели как на наиболее выгодного делового партнера на Африканском континенте.
Однако с тех пор как у нас (развал СССР), так и у них (в ЮАР к власти
пришел Африканский национальный конгресс) произошли радикальные политические
перемены, а двусторонние деловые связи (после относительно непродолжительного
бума 1992-1993 гг.) стали резко сокращаться и сейчас находятся в состоянии
"малоподвижного развития".
Незадолго до распада Советского Союза Москва, правда, попыталась "прорубить"
окно в деловую Южную Африку, пойдя на тесное политическое сотрудничество
с правительством белого меньшинства Де Клерка и полностью забросив своего
бывшего союзника - АНК. В те времена только в период 1991-1992 годов ЮАР
с официальными визитами посетило свыше 50 советских, а позднее - российских
делегаций, в состав которых входили не только государственные лица, но
и частные предприниматели.
Затем уже в российские времена Южно-Африканская Республика в документах
и МИД, и Министерства внешнеэкономических связей России была определена
как страна, деловое сотрудничество с которой является "ключевым"
в Африке. Особенно активно пытались завязать деловые связи с ЮАР российская
алмазодобывающая компания "Алмазы Саха-России", Комдрагмет,
московский двигательный завод (занимался поставкой авиационных двигателей
из России в ЮАР), предприятия российского ВПК. Перспективными тогда казались
контакты также в сфере поставок и совместного производства вооружений:
юаровцы выразили желание приобретать отдельные виды оружия в России не
только через государственные структуры, но и напрямую у заводов-производителей
(Нижний Новгород, Пермь).
Но вот в Южной Африке грянули выборы 1994 года, и после прихода к власти
правительства черного большинства во главе с лидером АНК Нельсоном Манделой
сотрудничество Южно-Африканской Республики с Россией стало сворачиваться,
о чем у нас как-то не очень принято было распространяться. Прежде всего
южно-африканское руководство, в большинстве своем состоящее из руководителей
АНК (более 60% из них по нескольку раз бывали и обучались в СССР), весьма
негативно относится к нынешнему российскому политическому истеблишменту.
В Претории не забыли высказывания бывшего министра иностранных дел России
Андрея Козырева в 1992 г., "дипломатично" назвавшего АНК "террористической
организацией". Помнил Мандела и реверансы Москвы в адрес белого правительства
в 1991-1993 гг., когда вчерашних "товарищей" по классовой борьбе
из АНК отказывались принимать, ссылаясь за занятость, в высоких кремлевских
кабинетах.
По той же причине не стоит в какой-то революционной плоскости рассматривать
и много раз переносимый и откладывавшийся, но все же в конце концов состоявшийся
визит Манделы в Россию (хотя лидер ЮАР летал куда как в более дальние
страны за время своего президентства). Бывший президент ЮАР - очень порядочный
человек, и он главным образом хотел поблагодарить за помощь не столько
Россию, сколько бывший СССР в годы борьбы АНК с аппартеидом.
Я уже не говорю о пассажах нашего тоже теперь уже бывшего президента при
встрече с Манделой по поводу того, что "мы в России победили коммунизм"
(самый главный союзник АНК - это местная компартия, а многих бывших функционеров
международного отдела ЦК КПСС, особенно тех, кто отвечал за связи с АНК
в трудные времена, до сих пор прекрасно встречают в Южной Африке, организовывают
им лекции, замечательный отдых и т.д).
Может быть, излишний акцент на "большую политику" в отношении
Претории и ее отношений с Россией покажется странным, но я считаю, что
российские предприниматели, которые соберутся в ЮАР в нынешнем году, должны
себе ясно представлять, в какой обстановке им придется вести дела, расплачиваясь
тем самым за политическую близорукость наших чиновников, серьезно подорвавших
существовавшую ранее весьма перспективную базу в отношениях между Москвой
и Преторией.
Несмотря на то что, как выразился недавно один из южно-африканских министров,
"нам (т.е. ЮАР) сейчас не до вас, а вам (т.е. России) - не до нас",
существуют сферы сотрудничества, в которых при взаимном желании и работе
можно добиться успеха. Скажем, перспективными, и что самое главное - взаимовыгодными
продолжают оставаться деловые контакты российского и южно-африканского
ВПК. В то же время вряд ли Москве стоит тешить себя надеждами на кооперацию
с ЮАР на территории третьих стран (особенно африканских). На этом "игровом
поле" Россия и ЮАР будут скорее выступать как непримиримые конкуренты,
нежели добрые партнеры, и это также необходимо будет учитывать.
Аналогичная ситуация складывается и с привлечением наших инвестиций в
ЮАР, и их - в Россию. Вспоминаю, как после моей поездки в ЮАР еще в конце
80-х годов ответственные работники тогдашнего советского Совмина говорили
мне о необходимости привлечения "свободных" южно-африканских
финансовых ресурсов в нашу страну. С тех пор по вполне понятным причинам
ЮАР не только не инвестировала ничего в Россию, но и выступает в последнее
время как один из конкурентов Москвы в деле "вышибания" кредитов
и займов у МВФ и Всемирного банка на осуществление собственных "постапартеидных"
проектов.
Определенные подвижки в деле финансового сотрудничества могли бы произойти
с активизацией российских частных банков в ЮАР. Однако ни один из них
не торопится открывать своих полномасштабных представительств в Южной
Африке, которые могли бы работать на весь регион (я умышленно не считаю
представителями неких таинственных людей, которые поодиночке в Претории,
Йоханнесбурге и Кейптауне представляют какие-то никому не известные ООО
или ААА), а все "банковское сотрудничество" россиян что до нашего
кризиса, что после него ограничилось проведением в ЮАР семинара по инвестициям
в Россию, устроенного для "делового отдыха" российских банкиров
(с посещением города тысячи казино Сан-Сити и Коморских островов) на который
пришли... два представителя местного МИДа и ни одного южно-африканского
банкира или бизнесмена.
Не очень пока обнадеживают и перспективы двусторонней торговли - практически
весь товарооборот между Россией и ЮАР был в 1999 году заработан исключительно
на экспортно-импортных операциях и мелких коммерческих сделках. В нынешнем
году, как считают в Министерстве торговли ЮАР, за исключением кооперации
с компанией "Де Бирс" (но это отдельная тема, и всех остальных
сторон российско-южноафриканских отношений она касается весьма относительно)
торговля между Москвой и Преторией может еще больше уменьшиться - практически
все товары, которые может предложить Россия, ЮАР способна приобрести на
"ближних" рынках, и наоборот.
К тому же официальные приоритеты южно-африканского бизнеса на сегодня
- это Китай (Претория ради впечатляющих торговых перспектив с Пекином
пошла на фактический разрыв своих отношений с давним деловым партнером
- Тайванем), Индия, страны Персидского залива. Россия в официальных деловых
документах южно-африканского правительства даже не фигурирует в списке
"перспективных потенциальных рынков".
Крайне осторожен по отношению к России и южно-африканский частный капитал
(хотя он и менее идеологизирован по отношению к Москве, чем политическое
руководство ЮАР). Как говорили мне представители южно-африканского бизнеса,
за последние несколько лет местные предприниматели убедились в том, что
основная цель поездок их российских коллег в ЮАР - это не долгосрочный
бизнес, а вояжи по схеме "быстро украл - и убежал" или популярный
вариант "служебного отдыха" - т.е. приезд в экзотическую страну
для посещения казино, сафари, катания на яхтах и тому подобного.
В принципе и российские предприниматели, судя по всему, весьма разочаровались
в деловых перспективах ЮАР: "Быстрых денег там не сделать, работать
на долгосрочной основе желания большого нет, да и свободных средств -
тоже", да и другие рынки для рискованных российских бизнесменов на
сегодня кажутся куда более выгодными и предсказуемыми, чем малоисследованный
южно-африканский.
А тем временем при относительной пассивности российского бизнеса в ЮАР
активизировалась Украина. Киев не только имеет в этой стране свое посольство,
но и готов предложить южно-африканцам по бросовым ценам большое количество
тех же товаров (в том числе вооружений, что должно крайне беспокоить Москву
и российское Министерство обороны), которые пытаются внедрить на местный
рынок российские компании.
И все же у развития деловых связей России и Южной Африки есть будущее
- и оно на ближайшую перспективу не за "идеологизированными проектами"
и взаимными обидами, а за грамотными предпринимателями и политиками-прагматиками,
что в России, что в ЮАР.
|