Тринадцатая попытка мирного урегулирования
Новым президентом Сомали стал "сильный человек"
Алексей Андреев, "Независимая газета", 6 сентября
2000
За последние дни, похоже, появились надежды на реальное урегулирование
одного из самых давних и кровавых этнополитических конфликтов в Африке
- десятилетней гражданской войны в Сомали, приведшей к полному краху старой
государственной системы этой страны и к развалу самого государства как
такового. На минувшей неделе в соседней Республике Джибути прошла сессия
Временного парламента Сомали. Делегаты от различных племенных объединений
и выражающих их интересы политических группировок наконец-то смогли договориться
и избрали президентом 58-летнего Абдикасима Салада Хасана, представителя
хавийя - одного из основных кланов этнических сомалийцев. Еще в 1989 г.,
в эпоху правления генерала Сиада Барре хавийя провозгласили в эмиграции,
в Риме, создание собственной политической партии - Объединенного сомалийского
конгресса (ОСК). При этом хавийя были представлены как в оппозиции, так
и в правящих кругах, причем сам Абдикасим сначала долгое время был министром
информации, а затем стал министром внутренних дел (и одновременно первым
вице-премьером) в правительстве Барре. Именно в этой должности он встретил
штурм столицы страны Могадишо отрядами ОСК в 1991 г., вынудивший генерала
Барре и его ближайших сподвижников бежать из страны. Последовавший вскоре
раскол ОСК, инспирированный покойным ныне генералом Фарахом Айдидом, а
также сепаратизм повстанцев Северного (бывшего Британского) Сомали привели
к небывалой эскалации насилия. Причем лишь за первые пять лет войны (1991-1996
гг.) погибли около 400 тыс. сомалийцев. Северянам удалось отстоять свою
независимость от центра в лице непризнанной мировым сообществом Республики
Сомалилэнд. Новому президенту теперь придется определиться во взаимоотношениях
с Севером. Он уже заявил, что не признает "ни Сомалилэнда, ни других
"лэндов" на территории суверенного государства Сомали".
Ряд полевых командиров сразу объявили о непризнании избрания президента
Временным парламентом. Бескомпромиссную позицию занял, в частности, Хусейн
Айдид (сын Ф.Айдида), сам претендующий на президентское кресло. В день
приезда Абдикасима в Могадишо Айдид находился в Йемене. Между тем йеменский
президент Али Абдалла Салех взял на себя нелегкую миссию посредничества
между Айдидом и Абдикасимом, справедливо полагая, что бесконечная сомалийская
драма дестабилизирует ситуацию не только в Северо-Восточной Африке, но
и в Юго-Западной Азии, взять хотя бы проблему сомалийских беженцев, общая
численность которых давно перевалила за миллион. Ранее Салеху уже удалось
установить нормальные взаимоотношения с руководителями Сомалилэнда, при
этом он не раз отмечал, что последние остановили кровопролитие в контролируемых
ими районах и начали там реальное возрождение экономической жизни.
Кроме того, существенные проблемы связаны еще с одним фактически независимым
государственным образованием - "автономным районом Пунтлэнд",
что на северо-западе страны, где господствует Демократический фронт спасения
Сомали (ДФСС) во главе с полковником Абдаллой Юсуфом Ахмедом. Юсуф Ахмед
ранее постоянно стремился свести счеты с Хусейном Айдидом. Эта вражда
уходит корнями в первую половину 80-х годов, когда ДФСС в противостоянии
режиму Сиада Барре стал политически и частично идеологически ориентироваться
на "красного диктатора" Эфиопии Менгисту Хайле Мариама. Однако
теперь старые враги объединяются против новой власти. Так что новому президенту
в поисках путей национального примирения предстоит проявить недюжинные
дипломатические способности. Тем более что в отличие от своего отца во
внешнем мире Хусейн Айдид стремится заручиться поддержкой прежде всего
США.
Примечательно, что в Могадишо Абдикасима Салада Хасана ждала восторженная
встреча. Десятки тысяч жителей столицы сопровождали его машину через весь
город, к Национальному стадиону. Многие желали пожать или поцеловать ему
руки. "Защищать не богатых и сильных, а бедных и слабых", -
под таким лозунгом состоялось его первое публичное выступление на родине
в должности президента. Кстати, как сообщают иностранные наблюдатели,
на Национальном стадионе нового лидера приветствовали около 120 000 человек,
хотя сам стадион рассчитан на 60 000. И столько же сомалийцев собралось
вокруг стадиона. То, как сомалийцы встречали бывшего министра внутренних
дел, низложенного более 9 лет назад, авторитарного режима свидетельствует
о том, что люди беконечно устали от многолетней кровавой смуты, что они
хотят видеть на посту президента человека с репутацией твердого и волевого
политика. Вообще можно говорить о возвращении к власти представителей
старой политической элиты, имеющей солидное представительство во Временном
парламенте. Абдикасим победил в 3-м раунде выборной сессии парламента
и основным его соперником был бывший министр финансов в правительстве
Барре. Конкуренты же, представлявшие тех, кто "спас" Сомали
от военного авторитаризма (и одновременно обрек страну на длительное кровопролитие),
в том числе уже создававший ранее собственное повстанческое "правительство"
Али Махди, бесповоротно проиграли с разгромным счетом.
Последние события в Могадишо вызвали благоприятные отклики в Европе. По
словам западных дипломатов, Евросоюз, вероятно, откроет банковские счета
Сомали, замороженные 10 лет назад.
Избрание нового руководителя Сомали является 13-й попыткой мирного урегулирования
внутриполитической ситуации в этой стране за последние 9 лет. Речь идет
о самом выживании единой сомалийской нации. Большие надежды Абдикасим
возлагает на внешний мир. 6 сентября он будет в Нью-Йорке и намерен принять
участие в "саммите тысячелетия". Африканские государства одно
за другим признают новое руководство Сомали. Равным образом это касается
Организации Африканского Единства, Лиги арабских государств, ООН, чьи
высокопоставленные представители заявили о признании итогов демократической
процедуры избрания сомалийского президента. Оптимизм в деле разрешения
сомалийского кризиса будет оправдан лишь в том случае, если все основные
племенные объединения придут к пониманию бесперспективности силового решения
этнополитических проблем, а новый президент сумеет преодолеть узкоклановый
подход к вопросам государственного строительства.
|