Баобаб как символ жизни

 

Баобаб как символ жизни

Добрые колдуньи бунду защищают от всякой мистической нечисти

Алексей Андреев, "Независимая газета", 17 мая 2002

 

С борта самолета, летящего по маршруту Москва-Конакри, Африканский континент выглядит весьма многолико. Видишь пески Сахары, среди которых на территории Алжира неожиданно возникают обширные черные пятна - следы французских ядерных испытаний. Затем - Мавритания и живописное атлантическое побережье Сенегала, вызывающие воспоминания об Антуане Сент-Экзюпери с его "Южным почтовым". Остановка в Дакаре, "Маленьком Париже", как называют сенегальскую столицу "белые африканцы" - местные французы. Потом экзотика Гвинеи-Бисау, побережье которой усеяно бесконечными пляжами. И, наконец, Конакри, столица Гвинейской Республики, когда-то прозванная французскими колонистами "Африканской Тулузой". Пролетая над лесами и саваннами можно заметить как красуются гигантские баобабы, древесные символы, оставившие особый след в самосознании африканцев.
В истории и мифологии многих стран Черного континента баобаб олицетворяет жизнь и предстает хранителем земли. Самые старые его экземпляры насчитывают 800 и более лет и достигают почти 25 метров в окружности. Баобаб - единственное дерево в Африке, в котором устраивались склепы для усопших вождей. На другом конце континента, в бассейне реки Замбези, считается, что самое большое в тех местах дерево - "баобаб Чидзере" - это эпический герой, первый местный государственник, собиратель земель нынешних Замбии, Зимбабве и Мозамбика, преобразившийся в древесного богатыря. По легенде Чидзере превратился в дерево с глубокими корнями, так как не хотел покидать свою страну под напором сильного врага.
В Гвинее автору этих строк не раз доводилось слушать рассказы сельских старожилов о том, как от баобаба зависит благополучие племени, которому он "служит", что с этими деревьями связана судьба урожаев, поскольку их стволы могут хранить большие запасы воды. Ислам и христианство не поколебали веры африканцев в мистическую силу баобаба. В Лесной Гвинее (западная часть Гвинейской Республики) местные священники-христиане нередко вырезают на стволах баобабов лики Иисуса, которые затем служат иконами, у которых собираются прихожане. Зрелище, надо сказать, очень впечатляющее. При этом Христос, безусловно, считается чернокожим, ведь в эпоху работорговли именно он не допустил гибели десятков миллионов африканцев, позволив части из них выжить на новых землях по ту сторону Атлантики.
Многие марабуты (исламские духовные наставники) также почитают баобаб. Со сбором урожая целые кланы во главе с марабутами устраивают торжественные церемонии, посвященные лесному исполину. Мусульманские иерархи (имамы) обычно относятся к этому весьма толерантно. В трудах историков из дакарского Института фундаментальных исследований Черной Африки сообщается о том, что исламские миссионеры, начавшие проникать на африканский запад с середины VIII века, специально отмечали свои маршруты посадкой баобабов возле деревень, жители которых признавали верховенство Аллаха над традиционными духами.
Местные религиозные культы были столь сильны, что соединившись с каноническим христианством или исламом дали искомый синтез, служащий ныне фундаментом межконфессионального мира. Здесь надо заметить, что для Западной Африки многонациональная Нигерия, раздираемая межрелигиозными распрями, - скорее исключение, подтверждающее правило. Противоборство там все-таки носит в первую очередь межэтнический характер, просто вражда между этносами, исповедующими одну религию, менее заметна для мирового сообщества, чем столкновения мусульман-хауса и христиан-игбо, происходящие в непосредственной близости от крупнейших в Африке районов нефтедобычи.
Однажды гвинейские девушки рассказали мне о колдовской деревне Гранд-Попо в Бенине, пользующейся популярностью и за пределами этой страны, в том числе в соседней Нигерии. За исцелением от самых различных недугов, снятием порчи, "приворотами" и "отворотами" туда приезжают как мусульмане, так и христиане, не говоря уже об ортодоксальных адептах местных культов. Колдуны Гранд-Попо якобы могут исчезать на глазах, перемещаться в другие измерения и т.д. Методики решения личных проблем предлагаются достаточно бесхитростные. Существует, например, весьма любопытный способ "отворота" - надо посадить в два разных сосуда хамелеона и скорпиона и закопать их в одной ямке рядом с домом вашего соперника (соперницы). По законам саванны эти обитатели африканских просторов никогда не должны соприкасаться, они вообще обычно обходят друг друга за километры. Их соединение должно внести полную дисгармонию в жизнь хозяев близлежащего жилища и повернуть на 180 градусов все их личные симпатии и антипатии. Говорят, этот метод многократно успешно испытан на практике.
Особо стоит сказать о бунду, женщинах-колдуньях. Традиция бунду сохранилась в Западной Африке с далекого Средневековья. Эти добрые колдуньи противостоят злым духам и всякой прочей мистической нечисти, которой немало бродит по африканским саваннам. Лично меня вид бунду несколько шокировал. Деревянная маска с изящными чертами лица сочетается с утонченной прической, чем-то напоминающей последние изыски парижских кутюрье. При этом большая коса над головой поддерживается на макушке устремленным ввысь фалоссообразным штырем. Маска необходима, чтобы люди не узнали в колдуньях своих знакомых, ставших посредницами в общении между ними и скрытыми от человеческих глаз и ушей силами добра. Невидимые духи способны донести до бунду идеи и мысли высшего существа в мифологии малинке (этот народ составляет около 20% населения Гвинеи), Маа Ндала, который создал человека именно как своего собеседника. Посвященный Творцом в тайны бытия, Маа передал позднее своим потомкам, людям, а также духам все, что он знал. Человеческая память скоротечна, духи же способны донести через столетия самые сакральные вещи. Бунду предстают как символ женского превосходства, способности материнского начала управлять миром. Поэтому современные гвинейки, при всей своей верности пророку Мухаммаду или Христу, охотно поддерживают эту давнюю традицию. С белыми, правда, о колдовстве предпочитают не говорить. Ведь речь является активным началом магии, и кто знает, как она может повлиять на поведение чужестранцев. Тем более что мифология бунду затрагивает самые сокровенные, самые интимные и романтичные душевные струны.

Вернуться на главную