Михаил Белецкий. Седьмой генсек

 

Седьмой генсек

Михаил Белецкий, "Столичные новости", №19 (215), 28 мая-04 июня 2002, Киев

 

Кто он: верховный судья, властитель планеты или обыкновенный чиновник, волею судьбы вынужденный барахтаться в непроходимом болоте мировых проблем и говорящий «брэк» без гарантии быть услышанным? Главный дипломат планеты или завхоз, обреченный из года в год выпрашивать долги у неплательщиков, доказывая целесообразность деятельности Организации Объединенных Наций?
Как утверждает статистика, 80 процентов деятельности ООН посвящено тому, чтобы помочь наибеднейшим государствам обрести себя. Так сказать, научить их «ловить рыбу в водах глобализации» и попытаться убедить «планетарных бедняков»: чтобы пробраться к столу с яствами, вовсе не обязательно иметь крепкие локти. Надо только желать вписаться в мировую систему разделения труда, то есть приспособиться к правилам вселенского общежития. «Курсы повышения квалификации» включают в себя пропаганду демократии и прав человека, оказание помощи беженцам и жертвам стихийных бедствий, борьбу с глобальным терроризмом, проведение миротворческих операций и акций по поддержанию мира. Одним словом, ООН пытается исправить ошибки, допущенные властями на местах, демонстрируя в равной степени уважительное отношение и к «ястребам», и к «голубям». Чиновникам этого международного ведомства каждый раз доводится проходить по тонкой грани, отделяющей призывы к справедливости от вмешательства во внутренние дела отдельных государств, и лозунги о всеобщем равенстве — от покушений на суверенитет.

 

НАРУШИТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ

Кофи Аннан — первый из семи генеральных секретарей, воспитанный в недрах самой организации. В различных ооновских структурах господин Аннан проработал без малого 33 года, пройдя почти все ступени кадрового роста — от заведующего кадрами секретариата до помощника генсека. Как свидетельствует «Нью- Йорк таймс», он сам не ожидал, что задержится в системе столь долго. «Я попал в аппарат ООН случайно. Поэтому думал, что поработаю годик-два, а затем вернусь домой, в Гану». Дело в том, что до него ни один из штатных сотрудников аппарата (и секретариата, в том числе), никогда не становился у руля этой глобальной организации.
Вступив 1 января 1997 года в должность, которую одни считают смесью в равных долях дипломата, адвоката и чиновника, а другие (чего греха таить) — постом высокооплачиваемого бюрократа, он получил довольно неспокойное «хозяйство». С одной стороны — индустриально развитые государства, считающие ооновскую систему в высшей степени неэффективной, а с другой — страны третьего мира, надеющиеся получить от ООН помощь в решении насущных экономических и социальных проблем.
Одним казалось, что 61 тысяча сотрудников и 29 агентств ООН — это скопище дармоедов, расходующих львиную долю средств на поддержание собственного благоденствия и издание никому не нужных рекомендаций. Другие же, чья роль в финансировании деятельности ООН не столь заметна, предлагали «давить» на грандов, требовать от них увеличения бюджетной ноши.
Так что новому кормчему мирового корабля предстояло в равной степени проявить все упомянутые выше качества, дабы не допустить опасного крена судна. Однако на первых порах ему пришлось заявить о себе в роли налоговика, пытаясь, в рамках своих полномочий, убедить, что даже реформы, которые следует провести в структуре ООН, нуждаются в деньгах. Вашингтон, сыгравший решающую роль в выдвижении и последующем избрании Аннана генсеком, в открытую критиковал неэффективность деятельности Организации по многим направлениям, справедливо полагая, что его «протеже» правильно воспримет критику, то есть оптимизирует структуру глобального ведомства, а главное — его секретариата. И, конечно же, уменьшит долю США в формировании бюджета ООН.
Напомним, что предшественник Кофи Аннана египтянин Бутрос- Бутрос Гали раздражал Штаты тем, что требовал своевременного, а главное, регулярного погашения задолженности — Вашингтон, в отличие от более бедных государств, никогда, мягко говоря, не «ходил в отличниках» по уплате взносов.

 

ДЕБЕТ И КРЕДИТ

В принципах построения правительственных и неправительственных организаций, образовывающих политическую картину мира, заложено общее материальное начало. Это, конечно, бюджет, и ООН — не исключение. Все структуры, по названиям которых без труда можно получить представление об интересах входящих в них государств, — добровольные. Однако, став их частью, правительства стран должны принять некий свод правил. При всем их разнообразии, неизменным для всех объединений остается одно — необходимо участвовать в финансировании деятельности «конторы».
Однако добровольность взятых на себя обязательств по поддержанию финансового статуса той же ООН вовсе не означает, что время от времени не могут возникнуть определенные трения, проще говоря — ссоры из-за денег. И хотя отголоски баталий по формированию очередного бюджета редко доходят до среднестатистического гражданина, это не значит, что их нет. Поэтому одной из обязанностей генерального секретаря, наряду с необходимостью держать руку на финансовом пульсе руководимых им структур, является периодическое напоминание правительствам об обязательстве нести взятое на себя бремя расходов.
На величину означенного бремени влияет много показателей. И уровень благосостояния населения, и степень развития экономики того или иного государства, и многое другое.
Административный бюджет ООН 2002 года составляет 1,3 миллиарда долларов. На первый взгляд может показаться, что цифра более чем внушительная. Однако это впечатление, как и все в мире, относительно. Ооновские чиновники не преминут напомнить, что означенная сумма — в три с половиной раза меньше, чем административные расходы Евросоюза. И на полмиллиона долларов меньше, чем деньги, выделяемые на содержание пожарных служб японской столицы.
Правда, если учесть, что львиная доля бюджетных средств используется на покрытие издержек, связанных с обеспечением жизнедеятельности штаб-квартир ООН в Нью-Йорке, Женеве и Вене (отнюдь не самых дешевых городах мира), то вполне логично возникают подозрения: для секретариата ООН 15 тысяч служащих — очевидный перебор.
Да, возможно, говорят в административном управлении Организации. Но критики почему-то забывают, что даже в сравнительно небольшой Вене 70 тысяч коммунальных служащих, а сеть увеселительных парков Диснея обслуживает штат, на 20 проц. превышающий ооновский. В конце концов, бюджет ООН — не более чем 0,2 проц. от мировых расходов на оборону.
Однако повторять это генсеку приходится каждый раз, когда формируется главный финансовый документ Организации. И, к явному неудовольствию Кофи Аннана, слова его нечасто достигают цели. Не помогает даже электронная «доска почета» на Интернет- сайте, куда вносятся образцовые плательщики взносов в бюджет. К слову — Украина постоянно в их числе.
Финансовые гранды, взносы которых составляют более половины бюджета, не стремятся попасть в число «отличников». Тон в этом задает страна, приютившая Организацию. На конец 2001 года США задолжали в бюджет 871 миллион долларов. Если учесть, что большинство работающих в секретариате людей — американцы, которые таким образом уменьшают головную боль правительства относительно их трудоустройства, то такой должок не может не вызывать недоумения.
Уменьшение бремени безработицы происходит и другим способом. Из 668 миллионов долларов, потраченных секретариатом ООН на всевозможные закупки для собственных нужд (продукты, канцтовары, запчасти для авто, бензин и пр.), 28 проц. заказов — у американских компаний. В целом же, из общей суммы, идущей на поддержание жизнедеятельности структур ООН по всему миру, американский бизнес получил вдвое больше, чем любая другая страна. И при этом Штаты, (иногда почти в ультимативной форме) настаивают, что 25 проц. бюджетных отчислений — ноша для них непомерная.
Действительно, четверть бюджета — цифра внушительная. Однако это не более чем подтверждение того, что все в этом мире относительно. В пересчете на одного гражданина США эти проценты превращаются в скромные 99 центов. Для сравнения — граждане крошечного Лихтенштейна вносят 2,47 доллара.
Таких нестыковок довольно много. Достаточно сказать, что доля Украины в формировании бюджета ООН примерно равна сумме долей Австрии, Голландии и Бельгии — стран, стоящих, мягко говоря, несколько выше по степени развития и уровню доходов на душу населения.
Периодически в прессе вспыхивают скандалы и скандальчики, призванные подтвердить, что штаты Организации слишком раздуты, аппарат непомерно громоздкий, а это затрудняет управляемость. Наиболее резонансной была информация о забастовке Сомалийского центра управления по делам беженцев. В разгар гуманитарного кризиса весь тамошний ооновский штат забастовал. Причина тривиальна — работники таким образом протестовали против правительственного предписания менять доллары только в банковских структурах, где курс вдвое ниже, чем на черном рынке. Журналистам удалось также раздобыть посланное в Центр письмо с жалобой о том, что порции в столовой, где питаются сотрудники миссии, слишком маленькие. Тексту письма сопутствовал комментарий о голоде, от которого страдают большинство граждан Сомали. И все это ради одной цели — заставить руководство ООН пересмотреть финансовую квоту США. Организация не уходила в «глухую оборону», периодически показывая зубы. Так, официальный представитель Аннана Фред Эркхард заявил даже, что если в ближайшее время Штаты не выполнят своих финансовых обязательств, под вопросом может оказаться их лидерство в ООН. Надо полагать, что лишение Вашингтона места в Комиссии по правам человека, весьма болезненно воспринятом, явилось достойным ответом на денежный прессинг.
Так что Кофи Аннан, обещавший коренную реформу финансирования организации, должен, помимо бухгалтерских, проявлять недюжинные дипломатические способности, чтобы не порушить сложившийся хрупкий консенсус относительно долевого участия.

 

ВОЙНА И МИР

В одной из статей, которую генсек Аннан написал еще до своего избрания на высокий пост, он указал: «Если бы я был врачом, которому бы поручили оценить здоровье мира, то его состояние вызвало бы у меня огромную тревогу». Несомненно, за прошедшее время этот диагноз мог быть неоднократно уточнен — планета переживает кризис за кризисом. Причем не всегда урегулирование может быть осуществлено дипломатическими методами.
У ООН нет своей армии. Поэтому государства-участники, опираясь на решение Совета Безопасности, на добровольной основе поставляют войска и вспомогательный персонал для предотвращения или гашения конфликтов, вспыхивающих в различных частях света. Служба в «голубых касках» — занятие отнюдь не безопасное. Как свидетельствует статистика, с 1948 года, когда ООН начала реализовывать планы миротворческих операций, в них погибли 1730 человек.
Миротворчество и поддержание мира — особая забота нынешнего руководства ООН. Хотя и при планировании этих операций тоже не обходится без проблем. Поскольку формирование контингента «голубых касок» зависит от степени участия различных государств, то и процедура не всегда столь же стремительна, как конфликт, который должен быть погашен. Кроме того, как указывалось в статистическом отчете ООН за 2001 год — долгий путь от принятия решения до размещения войск в театре военных действий, не единственная «боль зубная» руководства. То нет касок, то пуленепробиваемые жилеты куда-то подевались... Нередко войска прибывают к месту дислокации без оружия. Национальные подразделения довольно часто демонстрируют полное отсутствие навыков ведения миротворческих операций и умения взаимодействовать с союзниками. Не менее важная проблема — языковая. Напрашивается очевидный вывод, который в отчете сделан весьма осторожно: назревает потребность если не иметь «под рукой» специально обученные для проведения миротворческих операций войска, то хотя бы командиров, которые смогли бы обеспечить быстрое начало акции. А это, в свою очередь, потребует дополнительного финансового участия стран—членов ООН. Более того, в компетенцию генерального секретаря должны входить полномочия планирования миротворческих операций еще до принятия соответствующего решения Советом Безопасности.
Круг замкнулся: для своевременной реакции на вызовы времени необходимы полномочия, не прописанные в основополагающем документе ООН —Уставе. Осуществление этих полномочий невозможно без поддержки членов Организации, готовых их делегировать. Иными словами — поступиться частью своего суверенитета. В феврале 2001 года Кофи Аннан предпринял беспрецедентную для истории ООН попытку и уговорил иракского лидера пойти на подобный шаг во имя ликвидации военной угрозы. На это ушло три часа беседы тет-а-тет.
Хватит ли лауреату Нобелевской премии мира за 2001 год Кофи Аннану сил и дипломатических способностей, чтобы, во имя высокой цели, совершить подобное с остальными, не менее амбициозными правителями, пока неясно.

 

Досье

 

Кофи Аннан родился 8 апреля 1938 года в Кумаси (Гана) в семье вождя одного из племен. После окончания экономического факультета местного университета в 1961 году поступил в Сент- Пол Колледж (штат Миннессота). Стажировался в Женеве в высшей школе экономики, и в 1972 году, уже работая в штате ООН, защитил докторскую диссертацию в Массачуссетском технологическом институте (США). В структуре ООН прошел все ступеньки служебного роста — от ассистента в Комиссариате ООН по делам беженцев до генерального секретаря. 29 июня 2001-го единогласно избран на второй срок. Лауреат Нобелевской премии мира за 2001 год. Его полномочия заканчиваются 31 декабря 2006 года. Свободно владеет английским, французским и некоторыми африканскими наречиями. Женат, воспитал троих детей.

Вернуться на главную