Египет в акварелях пушкинской эпохи
Михаил Бронштейн, кандидат исторических наук, "1 сентября",
апрель 2001 года
В Государственном музее Востока экспонируется новая коллекция - 40 акварелей
и рисунков Димитрия Ефимова, первого русского художника, побывавшего в
Египте.
В 1834 году на арабской фелюге он поднялся по Нилу от Каира до Абу Симбела.
Многокилометровый маршрут пролегал через Гизу с ее "великими пирамидами",
через Фивы, где сохранились огромные храмовые комплексы II тысячелетия
до нашей эры, через древнюю столицу Нубии - Деррах. Небольшие по размерам,
выполненные в сдержанных светло-коричневых и серо-голубых тонах графические
работы Ефимова с удивительной полнотой передают величие древнеегипетской
архитектуры; художник мастерски изображает колоссов, сфинкса, скульптуры
Рамсеса II и его супруги, тщательно воспроизводит детали архитектурного
декора и таинственные древнеегипетские иероглифы.
Сопоставление с фотографиями подтверждает документальную точность акварелей
и рисунков "египетско-нубийского цикла". Это обстоятельство
придает им особую ценность. Для египтологов графика Димитрия Ефимова -
подлинная находка. Многие из запечатленных им шедевров - как, например,
храмы на острове Филе или в Тафе - ныне недоступны для исследователей.
Они находятся на дне искусственных водохранилищ, созданных в ХХ веке.
Не менее важно и другое: работы Ефимова дают возможность увидеть, как
выглядели творения древнеегипетских зодчих до реставрации, которая проводилась
сто лет назад и была не всегда исторически точной. Несомненный интерес
представляют воспроизведенные художником пустынные ландшафты долины Нила.
Они также претерпели существенные изменения после строительства Асуанской
плотины, и сегодня можно представить себе природную среду, что окружала
памятники древнеегипетской архитектуры на протяжении многих столетий,
лишь обратившись к акварелям и рисункам XIX века.
Впрочем, ценность коллекции не только в этом. В русскую культуру вернулось
имя одаренного и неординарного человека - современника Пушкина, военного
моряка, выпускника Императорской Академии художеств, академика архитектуры.
Автор выставки, доктор исторических наук Светлана Яковлевна Берзина, по
крупицам собрала сведения о художнике.
Димитрий Егорьевич Ефимов родился в 1811 году, в Николаеве, на юге России,
в дворянской семье. Мальчиком он поступил на военную службу в Черноморский
флот. Коман-дующий флотом адмирал Грейг, заметивший у юного артиллериста
художественные способности, направил его на учебу в Санкт-Петербург, в
Императорскую Академию художеств. Впоследствии адмирал не раз интересовался
судьбой своего протеже и, поскольку последний делал явные успехи в учебе,
выплачивал ему денежное пособие.
Димитрий Ефимов учился в архитектурном классе, где преподавали Захаров
и Воронихин. Архитектурную практику слушатели академии проходили у Росси,
Монферрана, Глинки, Шустова и участвовали в возведении Исаакиевского собора
и Мариинского театра. Окончив академию с Большой золотой медалью, Ефимов
получил право на пенсионерскую поездку - шестилетнюю стажировку за границей.
Подобно большинству русских художников пушкинской эпохи, оказавшихся за
рубежом, он поселился в Риме, но вскоре из Италии отправился в Египет.
В первой половине XIX века эта страна казалась европейцам средоточием
не только самых древних, но и наиболее драматичных событий в истории человечества.
Едва ли случайно, что путешествие Ефимова по Нилу совпало по времени с
работой Пушкина над "Египетскими ночами".
А вот еще один пример "единства стиля" пушкинской эпохи. В ефимовских
пейзажах почти всегда присутствуют люди - путешественники, лодочники,
погонщики верблюдов. Они не только позволяют зрителю верно воспринять
масштаб построек, оживляют несколько жестковатую архитектурную графику
- среди тех, кто изображен на рисунках и акварелях, считает С.Берзина,
можно увидеть и самого автора. В кепи и длиннополой накидке, с треногой
от этюдника на плече он стоит рядом с фелюгой, осматривает руины храма,
спускается вслед за проводником-египтянином в древнюю гробницу. Есть в
этом нечто по-пушкински легкое, раскованное, пронизанное мягким юмором
и вместе с тем подчеркивающее значимость личности художника.
В "стране фараонов" Димитрий Ефимов не ограничился натурными
зарисовками. Им были составлены подробные описания архитектурных памятников.
Известный итальянский египтолог, автор восьмитомного исследования по истории
культуры Верхнего Египта и Нубии Ипполит Розеллини настойчиво советовал
молодому художнику опубликовать свои записки, сопроводив их собственными
иллюстрациями. Пенсионер Академии художеств, вернувшись из Египта в Рим,
написал диссертацию и отослал ее в Санкт-Петербург, однако в дороге этот
труд был потерян и не дошел до России.
Что касается графического цикла, он получил самую высокую оценку современников.
В Италии вышла книга о Древнем Египте с гравюрами русского художника.
"Египетского" Ефимова - так вслед за Карлом Брюлловым стали
называть путешественника на родине - приняли в действительные члены Академии
художеств. Он был приглашен на должность архитектора в Царскосельское
дворцовое управление, затем состоял архитектором при Александровском (пушкинском!)
лицее и вплоть до своей кончины в 1864 году считался в нашей стране одним
из наиболее авторитетных знатоков древнего искусства.
Многие годы графика "египетского Ефимова" хранилась в Академии
художеств, а затем, уже в ХХ веке, в эпоху бурь и потрясений, исчезла
из архива. Имя художника было забыто… Так продолжалось до середины 1980-х
годов, когда сотрудники Музея Востока обнаружили "египетско-нубийский
цикл" в одной из частных коллекций. Началась длительная работа по
возвращению графических листов широкой аудитории. Участвовали в ней директор
музея, научные сотрудники, реставраторы, хранители. Сегодня исследования
и реставрация завершены, и в Музее Востока в канун нового тысячелетия
открылась выставка "Пирамиды вечности. Египет и Нубия в рисунках
и акварелях Димитрия Ефимова".
|