Игорь Еремеев. Грачи улетели к страусам

Грачи улетели к струсам
Игорь Еремеев, Невод ру, 10 марта 1999 года

Пятьдесят на пятьдесят - таков риск контракта, заключенного предприятием "Пермские авиалинии" с сомнительной африканской авиафирмой
Не знаю, куда улетают настоящие грачи, а мои безвестные герои улетели в Африку. Если точнее - в Нигерию, которая находится в Западной Африке, ближе даже к Центральной. Словом, к черту на кулички "грачи" улетели. И не на зимовку, а на работу. На неопределенный срок, потому что условия контракта не разглашаются, как не разглашаются фамилии "грачей". На информацию наложено "табу". Почему, что в этом секретного?

Государственное унитарное предприятие "Пермские авиалинии" уже имело в своей практике два эпизода со сдачей в аренду воздушных судов Ан-26 и Ту-134 в Иран и Объединенные Арабские Эмираты. Ладно, то, что было, то быльем поросло. Генеральный директор Игорь Грачев, как обладатель медали "Ветеран труда", по амнистии счастливо избежал обвинения по уголовному делу за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. А речь шла об умопомрачительной для нас с вами сумме в один миллион шестьсот двадцать семь тысяч сто один доллар и пятьдесят центов (сумма сложилась не только в результате двух упомянутых эпизодов).

Ныне "грачи" в составе двух экипажей и трех технических работников на самолете Ту-134 (бортовой номер 65046) вылетели в Африку. Контракт заключен с частной авиакомпанией "Хако" (в иной интерпретации "Хак"), хозяин - нигериец. Я не стал тратить редакционные деньги и звонить в Москву в Федеральную авиационную службу: выяснять, какова с точки зрения специалистов обстановка на "черном" континенте в общем и в Нигерии в частности. О ее положении мне поведал коллега, сообщивший, что сборную страны по футболу из-за политической ситуации в Нигерии полтора года назад исключили из розыгрыша кубка Африки. О чем-то это говорит? Один трагический пример мы уже имеем - ангольский, где в сентябре прошлого года был сбит самолет Ан-26, принадлежащий авиакомпании "Пермские моторы"; судьба экипажа и пассажиров до сих пор неизвестна.

Вот что удалось выяснить по иным каналам. Эта нигерийская фирма уже имела печальные контакты с авиаторами из стран СНГ. Экипаж из Сыктывкара, летавший в небе Нигерии с 1992 по 1995 годы, в период внутреннего кризиса и чуть ли не военного переворота в стране оказался заложником этой ситуации. Слава Богу, людям тогда удалось выбраться, но вот деньги по контракту авиапредприятию фирма не выплатила. Не рассчиталась фирма по подобному контракту с авиапредприятием из Могилева.

На что же идут наши "Пермские авиалинии" - на заведомо непроплачиваемый контракт? И где гарантия, что даже если над всей Нигерией пока безоблачное небо, хозяин фирмы не пошлет самолет в небо Анголы или, допустим, Ирака?
- Контракт еще не начался, - сказал мне директор по маркетингу авиакомпании Вячеслав Текоев, - поэтому на эту тему говорить пока рано. Мы проходим всякие формальности, которых оказалось больше, чем предполагали.
- Но самолет ведь уже улетел...
- Он еще не работает.

Когда он заработает, говорить будет уже поздно. И кто должен контролировать заключение рисковых внешнеэкономических контрактов государственного предприятия? "С нами "Пермские авиалинии" на эту тему не советовались", - ответил начальник управления международных и внешнеэкономических связей областной администрации Владимир Мерзликин. А юрист управления Вячеслав Петухов резюмировал по моей просьбе: "Согласно Указу Президента от 1992 года "О либерализации внешнеэкономической деятельности" движимым имуществом унитарное предприятие вправе распоряжаться по решению своего руководства; что касается недвижимости, то в этом случае требуется согласие собственника, то есть государства".

Риторический вопрос ни к кому: интересно, а люди - это движимое или недвижимое имущество? Рискуем жизнями земляков, хотя, конечно, я понимаю, что контракт заключен ради денег. Надо думать даже, что не столько ради них. Потому что около десятка пермских туристических фирм, как мне сказал руководитель одной из них (пожелавший остаться неизвестным - ему предстоит и дальше сотрудничать с нашими авиаторами), могли бы с успехом использовать улетевший Ту-134 внутри страны и за рубежом. А ради их, денег, количества. Пахнет-то сделка хорошенькой суммой.

Собственно говоря, для тех, кому надо знать, "табу" на ведомственную информацию - не помеха: эта сумма, фамилии, другие условия контракта известны. Известен даже, если хотите, риск контракта (вот уж не знаю, можно ли так выразиться) - пятьдесят на пятьдесят. Утрированно, конечно, но так мне его оценил сотрудник регионального управления ФСБ по Пермской области.
- Мы официально предупреждали об этом господина Грачева.
- И что?
- Ничего. Вы ведь знаете, самолет в Нигерии. Мы не вмешиваемся в хозяйственную деятельность. А решение в данном случае принимал сам Грачев.
Поскольку на улице весна, грачи скоро прилетят. Скоро ли прилетят "грачи"?..

Кстати

После того, как материал, с которым читатель познакомился выше, был уже готов к печати, руководство государственного предприятия "Пермские авиалинии", наконец, решилось рассекретить условия контракта. Вот что сообщил нам исполняющий обязанности первого заместителя генерального директора ГУАП "Пермские авиалинии" Юрий ПАНОВ:
Ввиду резкого уменьшения спроса на воздушные перевозки внутри Российской Федерации российские авиакомпании для сохранения подготовленных, опытных специалистов вынуждены осваивать международный рынок авиационных услуг.
В декабре 1998 года между ГУАП "Пермские авиалинии" и нигерийской авиакомпанией "HARKA AIR SERVICES NIG. LTD." был заключен договор на аренду самолета ТУ-134 с летным и инженерно-техническим персоналом. Нигерийская компания была выбрана не случайно. Во-первых, Нигерия - одна из немногих африканских стран с устойчивым экономическим и политическим положением. Во-вторых, нигерийская компания имеет опыт работы с российскими экипажами. В-третьих, инспекторский состав Федеральной авиационной службы Нигерии перед выполнением полетов проводит теоретические занятия с российскими экипажами по изучению района полетов, климатических особенностей Нигерии и принимает экзамены по данным предметам. Наконец, договор предусматривает выполнение регулярных пассажирских перевозок внутри Нигерии.
Также можно отметить, что между Российской Федерацией и Республикой Нигерия заключено межправительственное соглашение о воздушном сообщении и имеется возможность инспектирования представителями Федеральной авиационной службы России.
Все вышеперечисленное и послужило основанием для заключения договора.

Оцените по 10 бальной шкале:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Результаты