Марина Колдобская. В одном черном-черном городе жил черный-черный негр

 

В одном черном-черном городе жил черный-черный негр

Марина Колдобская, "Новое время", №28, 15 июля 2001 года

 

Возьми эту маленькую монетку и постарайся быть не большей дурой,чем ты есть на самом деле.
Маргарет Митчелл. Унесенные ветром

Бог знает каким ветром в Россию занесло моду на "блэксплуатацию". Это словечко
замелькало в высоколобых журналах и на страницах массовых изданий, на афишах
киноклубов и в программках телеканалов. Любимый режиссер кинокритиков сегодня - Спайк Ли, эпатировавший Америку черным юмором черных кварталов в отвязном духе конца 1980-х. Любимый фильм его - "Делай как надо". Любимое приветствие интеллектуалов - "Эй, ниггер!". Совсем недавно было "Хайль Гитлер!" или, что то же самое, "Хайдеггер!".
Эпатажные пароли-приветствия служат как бы опознавательным знаком иммунитета к любой идеологии. (Кстати, правильный ответ на приветствие "Хайль Гитлер!" - "И вам того же!".) Фюрер - обесцененный усердным употреблением знак-пустышка, персонаж "17-ти мгновений", культурно-идеологический Буратино. Культовый философ - также знак, но уже другого круга, не менее обесцененный. "Ниггер" опять-таки не буквальный негр (много ли у вас знакомых чернокожих?), а все тот же Буратино.
Занятно, что и Гитлер не наш, и Хайдеггер не свой, и даже "ниггер" импортированный - при дефиците местной идеологии умники балуются чужими игрушками. Хотя были и свои - советская идеология, как и любая зрелая, полнокровная, идиотская система взглядов, давала массу возможностей для культурного поругания. Жаль, что весь этот абсурдистский юмор остался в фольклоре, в куплетах и анекдотах, не выйдя на простор индустрии развлечений. А когда шутки во всенародном масштабе стали возможны, уже не было злобы - одна ностальгия.
Американцам повезло больше. Блэксплуатация (blackexploitation) - штука живая и довольно злобная. Каламбур можно расшифровать как "эксплуатация черного" (в смысле "мифа черной Америки"), а можно как "злоупотребление" (по аналогии, скажем, с blackmail - шантаж).
Но первое предпочтительней. В наше время развлечение делают из всего, но лучше всего - из штампов массовой культуры. Как для этого употребляются pulp fictions или, скажем, триллеры, наша публика проходила на примере фильмов Квентина Тарантино. С тем, как выставить на продажу национальную идентичность, знакомилась по образцам творчества Эмира Кустурицы. Сегодня российские зрители осваивают урок - как сделать классное шоу из социальных мифов. С опозданием небольшим, всего лет на 10 - 12. Главные мишени блэксплуатации - расизм, политкорректность и американская мечта. Всем сестрам
по серьгам, без предпочтений.
Серьезные критики на полном серьезе утверждают, что blacksploitation movies - месть черной Америки белой за века расизма и дискриминации. Мол, получи, фашист, гранату за хижину дяди Тома в форме нестерпимо непристойных и циничных шуток, оскорбительных для любого сознательного гражданина.
Норма этих фильмов - перлы типа "Ни хрена я не безработный, мне просто лень" на
табличке нищего, который клянчит в стильном смокинге рядом с роскошным лимузином. Или горделивое наставление черного отца сыну: "Наш род уже шесть поколений живет на пособие". Или похвала черной красотке: "Эта телка родилась беременной". Или признание черного пахана-хулигана: "Хорошее очко в тюрьме на вес золота". Или наставление черного пастора: "Гоните ваши денежки".
Плюс непрерывный мат и трах (пародируются общеизвестные "мягкие" порно), мордобой (бьют желательно бабушек и малолетних детей), пуканье красавиц, ковырянье в носу белых умников, публичный онанизм отцов семейств, пляски инвалидов на протезах и стрельба из гранатомета младших школьников.
В мясорубку комедии идут все штампы, какие можно найти в голливудском арсенале. Гангстерская драма, "наркоманский" фильм, история социальной реабилитации "мальчика со дна", беспардонные перепевы всяческих вестсайдских историй, черные Бивис и Баттхед, тупой и еще тупее - парад аттракционов, карнавал за гранью добра и зла, потому что добро и зло тут ни при чем.
Это кино не выясняет "правду": плохие негры или хорошие, надо ли к ним относиться уважительно или презрительно. Оно движется в сторону фольклора, где все идиоты, а жизнь всегда права.
Как-то в серьезной статье про "блэксплуатацию" я прочла: вообразите, что сидят евреи и при русской интеллигентной публике травят антисемитские анекдоты - вот такой же примерно эффект производит киношный юмор черных на пуританскую белую Америку.
Попробовала вообразить - никакого эффекта, потому что в бытовом смысле ситуация типовая (сколько раз видела), а в сфере публичной культуры - абсолютно невозможная. Мы опять взяли самое худшее - у нас нет идеологии, чтобы в противодействии с ней строить культуру, но есть табу, которые мешают ее строить. Так что придется очень сильно постараться, чтобы ввести в сокровищницу мировой культуры что-то равнозначное "блэксплуатации" (хотя чует мое сердце, что в основу ляжет распальцовка).