В одном черном-черном городе жил
черный-черный негр
Марина Колдобская, "Новое время", №28,
15 июля 2001 года
Возьми эту маленькую монетку и постарайся быть не большей
дурой,чем ты есть на самом деле.
Маргарет Митчелл. Унесенные ветром
Бог знает каким ветром в Россию занесло моду на "блэксплуатацию".
Это словечко
замелькало в высоколобых журналах и на страницах массовых изданий, на
афишах
киноклубов и в программках телеканалов. Любимый режиссер кинокритиков
сегодня - Спайк Ли, эпатировавший Америку черным юмором черных кварталов
в отвязном духе конца 1980-х. Любимый фильм его - "Делай как надо".
Любимое приветствие интеллектуалов - "Эй, ниггер!". Совсем недавно
было "Хайль Гитлер!" или, что то же самое, "Хайдеггер!".
Эпатажные пароли-приветствия служат как бы опознавательным знаком иммунитета
к любой идеологии. (Кстати, правильный ответ на приветствие "Хайль
Гитлер!" - "И вам того же!".) Фюрер - обесцененный усердным
употреблением знак-пустышка, персонаж "17-ти мгновений", культурно-идеологический
Буратино. Культовый философ - также знак, но уже другого круга, не менее
обесцененный. "Ниггер" опять-таки не буквальный негр (много
ли у вас знакомых чернокожих?), а все тот же Буратино.
Занятно, что и Гитлер не наш, и Хайдеггер не свой, и даже "ниггер"
импортированный - при дефиците местной идеологии умники балуются чужими
игрушками. Хотя были и свои - советская идеология, как и любая зрелая,
полнокровная, идиотская система взглядов, давала массу возможностей для
культурного поругания. Жаль, что весь этот абсурдистский юмор остался
в фольклоре, в куплетах и анекдотах, не выйдя на простор индустрии развлечений.
А когда шутки во всенародном масштабе стали возможны, уже не было злобы
- одна ностальгия.
Американцам повезло больше. Блэксплуатация (blackexploitation) - штука
живая и довольно злобная. Каламбур можно расшифровать как "эксплуатация
черного" (в смысле "мифа черной Америки"), а можно как
"злоупотребление" (по аналогии, скажем, с blackmail - шантаж).
Но первое предпочтительней. В наше время развлечение делают из всего,
но лучше всего - из штампов массовой культуры. Как для этого употребляются
pulp fictions или, скажем, триллеры, наша публика проходила на примере
фильмов Квентина Тарантино. С тем, как выставить на продажу национальную
идентичность, знакомилась по образцам творчества Эмира Кустурицы. Сегодня
российские зрители осваивают урок - как сделать классное шоу из социальных
мифов. С опозданием небольшим, всего лет на 10 - 12. Главные мишени блэксплуатации
- расизм, политкорректность и американская мечта. Всем сестрам
по серьгам, без предпочтений.
Серьезные критики на полном серьезе утверждают, что blacksploitation movies
- месть черной Америки белой за века расизма и дискриминации. Мол, получи,
фашист, гранату за хижину дяди Тома в форме нестерпимо непристойных и
циничных шуток, оскорбительных для любого сознательного гражданина.
Норма этих фильмов - перлы типа "Ни хрена я не безработный, мне просто
лень" на
табличке нищего, который клянчит в стильном смокинге рядом с роскошным
лимузином. Или горделивое наставление черного отца сыну: "Наш род
уже шесть поколений живет на пособие". Или похвала черной красотке:
"Эта телка родилась беременной". Или признание черного пахана-хулигана:
"Хорошее очко в тюрьме на вес золота". Или наставление черного
пастора: "Гоните ваши денежки".
Плюс непрерывный мат и трах (пародируются общеизвестные "мягкие"
порно), мордобой (бьют желательно бабушек и малолетних детей), пуканье
красавиц, ковырянье в носу белых умников, публичный онанизм отцов семейств,
пляски инвалидов на протезах и стрельба из гранатомета младших школьников.
В мясорубку комедии идут все штампы, какие можно найти в голливудском
арсенале. Гангстерская драма, "наркоманский" фильм, история
социальной реабилитации "мальчика со дна", беспардонные перепевы
всяческих вестсайдских историй, черные Бивис и Баттхед, тупой и еще тупее
- парад аттракционов, карнавал за гранью добра и зла, потому что добро
и зло тут ни при чем.
Это кино не выясняет "правду": плохие негры или хорошие, надо
ли к ним относиться уважительно или презрительно. Оно движется в сторону
фольклора, где все идиоты, а жизнь всегда права.
Как-то в серьезной статье про "блэксплуатацию" я прочла: вообразите,
что сидят евреи и при русской интеллигентной публике травят антисемитские
анекдоты - вот такой же примерно эффект производит киношный юмор черных
на пуританскую белую Америку.
Попробовала вообразить - никакого эффекта, потому что в бытовом смысле
ситуация типовая (сколько раз видела), а в сфере публичной культуры -
абсолютно невозможная. Мы опять взяли самое худшее - у нас нет идеологии,
чтобы в противодействии с ней строить культуру, но есть табу, которые
мешают ее строить. Так что придется очень сильно постараться, чтобы ввести
в сокровищницу мировой культуры что-то равнозначное "блэксплуатации"
(хотя чует мое сердце, что в основу ляжет распальцовка).
|