Сага об африканской розге

 

Сага об африканской розге

Владимир Корочанцев, "Эхо планеты", октябрь 2002


"Мудрость приходит через ягодицы", "Мудрость рождается со шрамами"... Смысл этих распространенных в Черной Африке пословиц я лучше уразумел, наяву соприкоснувшись с живыми буднями жарких тропических краев. Их мне поведал видавший виды житель Заира (ныне Демократическая Республика Конго), по имени Чимбомбо ва Чимбомбо из народа пенде.
Его пояснения чуть разрядили туман сомнений вокруг намеков, заложенных в этих изречениях. Но в конце концов последние мои сомнения рассеяла трагедия со счастливым концом, очевидцем которой мне посчастливилось стать в африканской глубинке.
... Запад Мали. Деревнька близ гор Мандинг, отрогов массива Фута-Джаллон. Здесь живут малинке. У огромного ветвистого капока - высокоствольного, 30-метроворостого хлопкового дерева - весело галдела толпа. Шумела, что-то скандировала, прихлопывала в такт в ладоши. "Наверное, танцы", - мелькнула мысль и, повинуясь извечному инстинкту любопытства, я примкнул к народу. Заглянув через головы, я увидел отнюдь не радостную картину. На двух
лежаках распласталась юная пара. Их цветущий и еще не ведающий покоя возраст выдавали сиявшие бронзовым отливом на солнце, словно бы сошедшие с античных скульптур, наливные зады. Перед каждым стояли крепкие парни и со всего размаха ритмично, под тамтамы хлестали пучками упругих прутьев по молодым ягодицам. Юноша терпел молча. Лишь иногда сквозь хор и гам толпы
пробивалось его тяжелое дыхание. Девица изредка взвизгивала тонюсеньким голоском, но в общем вела себя смиренно и покорно. Люди же веселились от души, руководствуясь седой, как лунь, пословицей: "Шишку на чужой голове не ощущаешь, когда охаживают чужой зад, твой не болит".
"Бедолаги несчастные", - сочувственно подумал я и спросил у знакомого старика:
- В чем дело? Зачем молодежь невинную обижаете?
- Отнюдь не невинную, - буркнул видавший виды Фадиги. Он объяснил, что Мамаду и Ума попрали старинный обычай, именуемый в здешних краях "Любовник". Да, да, "Любовник" - но не в том смысле, что в Европе. По традиции в малийской, гвинейской или сенегальской глубинке дети одного возраста с разницей не более
двух лет образуют возрастные группы, в которых их воспитывают, учат труду, передают знания и навыки. Сверстники и сверстницы постоянно играют и соревнуются между собой. С детства их сближают чувства привязанности друг к другу, по мере взросления и перехода в последующие группы рождается и
крепнет взаимная симпатия. Однажды вечером на танцах девушка входит в круг, бросает платок избраннику, предлагая ему быть "стражем ее души", а тот обматывает им руку и в отчаянном плясе выражает свое согласие. Все ликуют, одобрительно кричат. После этого для закрепления выбора юноша иногда мотыжит поле матери "любовницы", а девица белит его хижину.
В один прекрасный день обожатель приносит матери возлюбленной орехи кола, безмолвно прося разрешения быть "любимым" дочери. Число орехов не должно превышать десятка, ибо число десять воплощает сватовство. Если мать согласна, то юноша становится защитником и спутником девушки до перехода во взрослые. Девушка "навещает любовника", когда ей заблагорассудится, они могут
делить одно ложе. Ho! И это большое, непременное но - отношения должны быть целомудренными - ведь он ее хранитель! "Быть любовником" - своеобразное испытание чести и благородства в Черной Африке, одно из многих, которым подвергают юношей перед тем, как им стать полноправными мужчинами.
Таким путем в них воспитывают великодушие, порядочность, терпеливость, хотя искушение, признал старый и многоопытный Фадиги, велико. За это время молодые люди узнают друг друга, приобретают привычки друг к другу, навыки обращения с особами противоположного пола, вырабатывают обоюдное уважение, позволяющее в грядущем избегать семейных распрей. "Любовница"
вовсе не обязательно станет невестой телохранителя. Она его подруга. Однако, если в день свадьбы окажется, что "сторож" не "сберег любовницу", то тень бесчестия падает на всю его семью.
Досрочно потерявшая невинность должна сообщить имя виновника - иначе ответственность несет ее сторож.
- Мамаду не выдержал соблазна, он повел себя как лиса в курятнике, а Уму не одернула шкодника, - воздел к небу руки Фадиги. - Прав был мой дед: леопарда не оставляют ночевать с козой. По его весьма увлекательному рассказу, весть о случившемся быстрее молнии облетела округу. Деревня забурлила. Приведенные к
вождю деревни, нарушители тотчас признали свою вину.
- Как вы могли поступиться невинностью и честью, нарушить обычай? - сурово спросил их вождь. - Разве неведомо вам, что дозволяемое слону нельзя делать черепахе, что женщина без скромности подобна супу без соли?
- Конечно, я знаю, что у цыпленка нет никаких прав перед ястребом, - с достоинством и уважением защищался Мамаду. - Однако глупости совершают не только дураки.
Дипломатично, но довольно бойко прозвучал и ответ Умы: - Мы любим друг друга и предназначены один другому. И спрошу тебя, о уважаемый вождь: станет ли море меньше, если собака чуть-чуть попьет из него? Мы же любим друг друга!
Дебаты судей были жаркими и долгими. Самые строгие требовали выслать юного нарушителя традиций из деревни. Отлучение от родины - одно из самых страшных наказаний в Африке. Другие так формулировали свои предложения, что в переводе без выражения "Сидорова коза" не обойдешься. В конце концов восторжествовал гуманизм - Мамаду приговорили к 40 ударам розгами, а Уму - и 20. Юноша обязался выплатить семье потерпевшей штраф - козу, две
рубашки, три набедренные, повязки десять орехов кола, а вождю - козла. Оба против наказания не возражали.
"Любовников" решили сначала покарать, а потом поженить, так как по счастливой случайности они предназначались друг другу с рождения. Но если бы Уму была просватана за другого, то после порки ее бы торжественно отвели к суженому, выплатив тому весомую компенсацию за понесенный ущерб, и он наверняка остался бы доволен.
...Последний взмах розги - и последний ликующий вскрик толпы. Некоторое время влюбленные лежали недвижно. Вдруг почти одновременно взглянув друг на друга, они отжались на руках, осторожно перевернулись и встали на твердь. Уходили они рука об руку. Мы грустно смотрели им вслед.
А началась порка в Африке еще при фараонах. У нее на нашей грешной планете давняя история, о которой упоминается в Библии, в мифах Древней Греции и Древнего Рима. "Палка ниспослана с неба, как божье благословение", - были убеждены древние египтяне. Фараоны, не стесняясь, одаривали изрядными порциями порки виноватых и невиноватых. Для острастки и чтобы придать подданным больше веры в незыблемость своей власти. Сбор податей в те
времена и в последующем был почти немыслимым без бастонады, и истый египтянин узнавался по исполосованным спине и заду. Он даже стыдился себя, если на его теле не было следов экзекуции: значит он, как последний глупец, исправно платил налоги.
Историк Джеймс Глас Бертрам рассказывал, что в 1827 году в Каире одного копта приволокли к уполномоченному паши за уклонение от уплаты податей. В оправдание он ссылался на бедность. Жалкие отрепья, висевшие на исхудалом теле неплательщика, вроде бы красноречиво подтверждали его слова. Тем не менее, государство, даже самое демократическое слезам не верит по одной простой причине - оно зачахнет без налогов, даже самых абсурдных. Беднягу
повалили наземь и принялись охаживать палками. Его душераздирающие вопли не разжалобили палача. Когда боль стала нестерпимой, мятежный копт выдавил из себя обещание уплатить все сполна. Под конвоем солдата его доставили домой. Жена встретила измордованного супруга без улыбки.
- Простофиля! - заголосила она. - Чуть только спросили у тебя деньги, - ты уже и рад стараться! Всего-то схлопотал, наверное, жалких пять-шесть ударов - и плачет! Стыдись, тряпка! В будущем году тебя заставят платить вдвое больше.
Несправедливость была вопиющей. - Родная! - с галантностью, унаследованной от древних египтян, пролепетал изнуренный палками супруг. - Поверь, я терпел
столько, сколько мог. Погляди, в каком я состоянии! Правда твоя, деньги я уплатил, но много труда им стоило добиться этого, ибо мне досталось не меньше ста ударов.
Не без сочувствия осмотрев его истерзанную плоть, жена успокоилась, буркнув вполголоса: Можно было бы еще подольше потерпеть...
 У нас говорят: за одного битого двух небитых дают. Историки утверждают, что девушки в Египте имели слабость к мужчинам, многократно прошедшим экзекуцию, и охотно шли за них замуж, едва увидев их исполосованные седалища. "Терпеливые все снесут", - нашептывали им матери.
В Х1Х веке вытерпеть пару ударов египетскому школьнику было для них все равно, что чихнуть. Один путешественник в разговоре с учителем в Каире обронил, что много слышал о битье, но ни разу не видел этого зрелищного ритуала. "Вы наш гость!" - галантно воскликнул педагог, схватил первого подвернувшегося ученика и высек с чисто восточной сноровкой и изяществом, после чего тот весело убежал к товарищам. "Какой проступок совершил мальчик?" - справился удовлетворенный спектаклем путешественник. "Никакого, но вы же выразили пожелание видеть, как у нас наказывают!" - с достоинством отвесил ему поклон учитель.
За что секли в старину народ в Африке? Поркой или битьем палками там наказывались нерадивые сборщики налогов и даже вожди деревень, отвечавшие за добросовестное выполнение общественных работ. С течением времени бастонада гуманизировалась и постепенно со спины опускалась до филейной части тела. Еще в Х1Х веке в Черной Африке плети изготовлялись из полос кожи носорога и в опытных руках становились страшным инструментом наказания, но
нынче носорогов стало меньше. Кто подал черным африканцам дурной пример, если говорить о телесных наказаниях? По натуре они - люди добрые, детей они вообще наказывают редко. Первыми миссионерами в Конго были католические патеры. Именно они завезли систему покаяния в грехах и очищения от них путем истязаний и самобичевания.
Почетное место занимали телесные наказания в Сьерра-Леоне и Либерии, где была колония освобожденных рабов. Там считалось, что без колотушек черный человек работает плохо. В 1827 году один миссионер до смерти засек чем-то провинившегося мальчика. За всякое нарушение закона тогда официально полагалось телесное наказание. Плеть гармонично вписалась в африканские законы и обычаи. За грабежи или порчу полей виновному задавали основательную порку. Муж, уличив жену в неверности, имел право прогнать неверную, сначала хорошенько проучив ее палкой. Эта его прерогатива распространялась и на обольстителя, застигнутого врасплох на чужом ложе любви.
И по сию пору, даже в эпоху расцвета демократии, чаще всего в Черной Африке лупцуют за добрачный секс. Так, по законам шариата в городе Малунфаши на севере Нигерии 23-летний Лавал Сада получил сто ударов плетью. В ноябре 1999 года на него донес будущий тесть, обнаруживший, что его родная 18-летняя дочь уже живет с лихим Лавалом и готовится осчастливить белый свет и своих
родителем первенцем, не обзаведясь законным супругом. Молодая женщина также должна была получить свою порцию плетей через две недели после родов.
Как это ни странно, но за любовь в Африке страдают юные и неопытные. На глазах своей верной невесты получил сто ударов по спине по существу за пламенную любовь 18-летний Сани Мамман в нигерийском городе Гусао, столице штата Замфара. И таких случаев только в одной Нигерии тысячи и тысячи, не говоря уже о всей Африке.
Замфара - один из восьми северных штатов Нигерии, которые в 2000 году ввели на своей территории законы шариата. В соответствии с ними нарушители исламского порядка караются физическими наказаниями, в том числе поркой, ампутацией
конечностей и даже побитием камнями. В августе 2000 года, например, в Замфаре два водителя такси изведали палок за то, что перевозили женщин. Многие простые люди в Африке искренне убеждены, что предусмотренные Кораном суровые наказания помогут остановить падение нравов, искоренить коррупцию. Помню, как знакомый мне по Мали Брулай Диабате горячо доказывал мне, что с
помощью прутьев, плети или палки человеку можно вернуть понятие о чести.
В Черной Африке на розги смотрят трезво и конструктивно и видят в них много полезного. Кое-где колдуны и знахари приписывают порке побегами некоторых местных растений целебные свойства. Врачеватели убеждены, что хлобыстаньем приводятся в движение застоявшиеся в теле органические соки, гонится кровь,
растворяются осадки, содержащие соли, организм очищается от сгустившихся выделений, облегчается желудок, укрепляются нервы, яснеет мысль.
В Западной Африке перед соревнованиями в беге или борьбе чародеи изготавливают специальные средства и талисманы, прибегают к заговорам, заклинаниям и процедурам. В Сенегале мне пришлось видеть, как перед состязанием по народной борьбе тренер разминал увешанного гри-гри (амулетами) питомца. Он хлестал подопечного по ногам ветками дерева зинги. Борец отчаянно прыгал, стараясь увернуться от болезненных ударов. Молва уверяет, что таким способом спортсмен получает питательные соки зинги, становится сильнее.
Всыпать пару горячих даже вождям иной раз полезно. Во всяком случае французский писатель Андре Мальро описал оригинальный обычай выбора вождя в Сенегале у озера Казаманс. Когда там умирал правитель, назначали его преемника. "Но я же недостоин", - артачился тот. Африканский обычай требует, чтобы вожди были скромными, знали цену своему слову, не дурили народ пустыми
обещаниями. После долгих увещеваний кандидат в суверены соглашался и его ... избивали чуть ли не до потери сознания. Обычно все от души лупцевали будущего властителя палками, розгами, а кто и кулаками. Если после такой выволочки он выживал, то его со всеми почестями возводили на трон. Вождю отдавали в
жены любую девушку, до которой дотрагивался его золотистый соломенный скипетр.
- Это будет справедливый властелин, он не зазнается, потому что понял, что такое боль и страдание, - удовлетворенно потирали руки старейшины.
В Африке порют за незнание обычая. В апреле 2002 года в Западной провинции Замбии состоялся торжественный переезд верховного правителя народа лози Литунги из летней резиденции в зимний дворец. От ударов плетей во время этой церемонии пострадало много народа. Туристка из Китая пыталась
сфотографироваться на фоне королевской ладьи, из которой в этот момент выходил Литунги - и тут же ее несколько раз огрели плетью. Как ей потом любезно объяснили, нельзя стоять спиной к вождю. По закону лози, запрещается также слишком близко подходить к восседающему на троне монарху.
У африканцев с молоком матери укоренено чувство справедливости. В уважающей себя деревне дело доходило до суда, если супруга жаловалась, что ее, безвинную, люто наказывает муж, отдавая предпочтение другим женам. Впрочем, в семейном скандале на западе Африки обычно нет угрюмой нервозности и раздражительности, обволакивающей его в умеренных широтах. Где бы он ни вспыхивал - в Бамако, Дакаре или в деревушке посреди саванны, - сколь бы бурным ни выглядел со стороны, смысл его самый благородный - не углубить трещины взаимного непонимания в семье, а скорее показать людям, сколь дружны муж и жена и что все проблемы между ними преодолимы. Допускаю, что такие ссоры часто замышляются намеренно. Как-то в субботний день в Бамако я
заглянул к своему другу Бираме Диаките. Мы разговаривали на лавочке перед его домом. К нам подсел Сеиду, сосед Бирамы.

- Я сегодня свободен. Жену отправил к ее родителям, - вскользь обронил он. Мы толковали о том, о сем, как вдруг Сеиду вскочил со скамьи и двинулся навстречу молодой женщине, которая изящной покачивающейся походкой выплыла из-за угла.
- Его жена Фатимату, - толкнул меня локтем в бок Бирама. - Кажется, сейчас последует интересная сцена. - Куда это ты запропастилась, дорогая? - хмуро, но без раздражения в голосе справился Сеиду, хотя минуту назад сам уверял нас, что жена гостит у родителей и рано не вернется. Фатимату зычно, словно
вождь, обращающийся к нации, возгласила:
- Люди добрые, вы только подумайте, как ревнив мой муженек. Из-за своей неуемной страсти он готов навечно запереть меня в четырех стенах. Уж и к родителям не пускает. Она выкрикнула полную сарказма тираду о ревнивце, мучающем ее чрезмерной любовью, попутно с ангельским чистосердечием поведав интимные подробности их семейного счастья. Сеиду - откуда-то у него в
руках оказались пучок прутьев - с непроницаемым лицом выслушал громогласные упреки, вразвалку двинулся к горячо любимой жене и принялся стегать по тугому нижнему бюсту.
- Не славь мужа! - без особого энтузиазма приговаривал он. - Помни предостережение предков: можно переплыть море, но утонуть в луже семейных дрязг. Не оставаясь в долгу, Фатимату молотила кулачками по его атлетической груди и голосила, хотя во всей потасовке сквозили нарочитость и даже нежность. Супруги явно старались не причинить друг другу боли. Фатимату украдкой кидала
внимательные взгляды окрест. - Так страстно бить женщину может только тот, кто безумно любит ее! Ссора шла на спад. Внезапно супруги обнялись и отправились домой.
У некоторых африканских народов издавна бытует убеждение, что если муж временами не поколачивает жену хотя бы в шутку, то он охладел к ней. Не случайно в сентябре 1995 года сенатор Джордж Машамба признал в парламенте ЮАР, что некоторые мужья в его стране временами испытывают нужду выпороть своих супруг, чтобы доказать им свою любовь! Правда, тут же его жена, тоже член Национальной Ассамблеи Джойс Машамба заявила журналистам: "Он не
бьет меня. Я бы не стерпела такой любви".
От порки в Африке не гарантирован представитель любой профессии. У народности баланта в Гвинее-Бисау Совет старейшин приговаривает к ним злых колдунов. В августе 1992 года заведующий канцелярией правительства нигерийского штата Кадуна пригрозил телесными наказаниями журналистам, если те попытаются "освещать мероприятия, на которые не приглашены". А в Демократической Республике Конго в ноябре 1997 года десять журналистов получили по 20 ударов хлыстами по мягкому месту. Полицейские наказали их
так за то, что они решили освещать пресс-конференцию видного политика Захиди Артура Нгомы, главного оппонента президента ДРК Лорана-Дезире Кабилы.
В августе 1999 года заместитель менеджера суданской газеты "Ар-Рай аль-Ахар" Абдель Азиз аль-Джаали выпорол плеткой прямо у себя в кабинете талантливого, но привередливого репортера Али Омара. Молодой журналист вздумал критиковать руководство за недостаточное внимание к посетителям газеты. Когда ему посоветовали не совать нос не в свое дело, он вздумал угрожать
начальству. Ретивый репортер тщетно пытался искать защиты в Союзе журналистов Судана.
Достойна внимания идея натаскивания молодых политиков проблемам демократии с помощью розг, выдвинутая в Кении. Выступая на митинге в Камукунджи, генеральный секретарь оппозиционной партии ФОРД-Асили Мартин Шикуку рекомендовал коллегам по партии ... "пороть молодых политиков, которые позволяют себе критиковать действия своего генсека, а также председателя Кеннета Нагибы". Но особенно усердно розга исстари применялась на Юге Африки. Там секли и дома, и по суду. Те, кого вздували по повелению короля или вождя, рассматривали это как благодеяние и награду за непорочную службу.
Парламент Занзибара, островной части Танзании, принял поправку к уголовному кодексу. Согласно ей, грабителей и воров на острове подвергают порке кожаной плетью-треххвосткой. Эту процедуру они проходят дважды: до и после тюремного заключения. Число ударов, определяемых судьей, колеблется от 50 до 300 ударов
в зависимости от тяжести правонарушения.
А вот в середине 90-х судья кенийского города Эльдорет приговорил к четырем ударам палки и штрафу в размере тысячу шиллингов местного мясника Джозефа Нджугума, уличенного в систематическом обвесе покупателей. Мясник признал себя виновным в том, что пристроил под весами маленькую гирьку и завышал вес
каждой покупки на сто граммов. По решению традиционного деревенского суда 60-летнего угандийца Одулу Вамалву отдубасили бамбуковыми палками всего лишь за то, что он украл у собственного сына цыпленка, обменяв его затем на варагу - банановую алкогольную бурду.
Началось все с того, что немощь вынудила его передать пост главы семейного клана сыну, а курица в Уганде - деликатес, самые изысканные кусочки которого достаются главе семейства. И жена, и сыновья, и дочери знают, что духи покарают их, если они вкусят, например, крылышко. Бывший вождь, привыкший во времена пребывания у власти к курятине, заскучал по ней и пытался украдкой присвоить неположенный кусочек. Однако, передумав есть его, он все же не
вернул крылышко сыну, а обменял его на горячительный напиток, усугубив свою вину. По законам народа луо кража у соплеменников, особенно у родственников, - преступление.
- Как же это так, мудрый Одулу? Ты же первой должен блюсти заветы предков, а сам нарушаешь их, - упрекали его судьи.

- Страсть, как захотелось курятины - сын ни разу не угостил, - поплакался старик, чем рассмешил судей, сокративших число ударов. Но конфликт поколений был налицо.
В ноябре 2000 года в Кано, на севере Нигерии исламский суд приговорил 22-летнего крепыша и 63-летнего наставника за употребление спиртного. Юноша и его многоопытный собутыльник безропотно лежали на циновке, а исполнитель приговора добросовестно исполнял вердикт с помощью бамбуковой палки. За
пьянство в Африке несут наказание и весьма почтенные люди, занимающие высокое положение в обществе. В Гусау (штат Замфара) январским вечером 2001 года накануне важного судебного процесса судья Мухаммаду Найла зашел в один незаконный притон и выпил. На следующий день судил уже не он, а судили его. На рыночной площади несчастному судье сняли брюки, и на радость толпе он получил 80 ударов плетью. Кстати, нечестивого законника застукал в притоне
собственный родной зять.
В Нигерии карают и за излишества. В ноябре 2001 года суд шариата в штате Замфара, являющийся высшей юридической инстанцией в тех краях, наказал некоего Дагого Какуми 40 ударами палкой и двум месяцам тюрьмы за "искажение исламских законов". Как известно, Коран предписывает правоверному мусульманину иметь не более четырех жен. Ненасытный же Какуми ошибся в счете и обзавелся еще и пятой. На суде Какуми пытался оправдаться тем, что не силен в арифметике, но старейшины расценили его новую женитьбу как дерзкий поступок, не имеющий оправдания. Но самое любопытное в этой истории заключается в том, что на супруга донесла его самая молодая, пятая жена, которую Какуми, видимо, не предупредил о том, что ей придется делить кров с четырьмя уже имеющимися у него законными супругами.
А вот лидер ливийской революции Муамар Каддафи объявил в июле 1993 года, что проституток в его стране будут карать по законам шариата. Жриц древней профессии там публично секут плетью /по сто ударов/, транслируя весь этот увлекательный концерт в назидание другим по национальному телевидению.
В африканской школе порка считается одним из действенных способов воспитания. Президент Либерии Чарльз Тейлор, видимо, разделяющий этот взгляд, подал пример всем владыкам мира, публично наказав свою 13-летнюю дочь-школьницу Эдену десятью ударами палки за недисциплинированность. Этот необычный для государственного деятеля поступок он объяснил тем, что как
президент он несет ответственность за воспитание не только своих детей, но и детей всей страны. Взрослые должны быть уверены в том, что передадут бразды управления страной в надежные руки, сказал он. Эдена, ученица одной из лучших школ Монровии, здорово подвела отца, и ее отстранили от занятий на целую неделю. У Ч.Тейлора 10 своих и около 20 приемных детей.
Но позиции розг все же не назовешь абсолютно прочными. В 1989 году были объявлены вне закона телесные наказания в Мозамбике, а шестью годами спустя в Уганде. Лишь 12 июля 1989 года Верховный суд Зимбабве отменил закон, разрешавший применять телесные наказания к несовершеннолетним. Взрослых от этого избавили в 1988 году. Впрочем, за родителями, попечителями и учителями в Зимбабве признается право на "разумное телесное наказание детей". В старину тех, кто жил на территории нынешнего Зимбабве, не было принято пороть, особенно детей. Новую "традицию" завезли в Х1Х веке англичане. "Британский лев" насаждал в колонии свои порядки законодательным путем. Секли не только уголовников в тюрьмах, но и взрослых граждан за мелкие провинности. В учебных заведениях розга стала привычным явлением. Детей и подростков клали на
скамью за воровство, взлом, нападение и другие правонарушения. В женских школах порку заменяли на трудовые работы и выполнение дополнительных письменных работ, хотя иногда не щадили и девочек. До недавнего времени были определены даже параметры орудий порки. Например, детей вразумляли палками длиной один метр и диаметром десять миллиметров. Взрослым полагалась трость длиной 1,2 метра диаметром 12,5 миллиметра.
Немало людей берут порку под защиту. "Пожалев розгу, ты испортишь ребенка", - повторяют многие учителя в Замбии старинную поговорку. Впрочем, сечь дозволяется не каждому. - Мы не разрешаем применять телесные наказания учителям. Это может сделать только директор или его заместители, - рассказывает секретарь по административным вопросам Национального союза
учителей Хамбвека Музенге. - Порка проводится в присутствии преподавателя мужского пола. Мальчика секут в присутствии учителя-мужчины, девочку - женщины. Музенге полагает, что телесные наказания способствуют исправлению нравов. - Как правило, мы выбираем самые маленькие палки или розги. Мы ведь
бьем не для того, чтобы сделать больно или убить, а чтобы исправить поведение ребенка, изменить его отношение к учебе, улучшить его поведение.
 Исчезнет ли порка со временем, когда смягчатся нравы, а
нравственность взлетит на небывалую высоту? На этот вопрос ответа
пока нет, ибо порой порка - логическое следствие не только
проступков, но и легкомыслия. А секут в Африке по разным поводам,
часто не без улыбки и по собственному желанию. Правду кнутом из
зада не вышибешь, поскольку она сильнее боли, говорят африканцы.
Среди завсегдатаев рынка в деревне угандийского города Кикагати
крепко сбитая молодайка Налонго Накато слыла заядлой спорщицей.
Еще недавно она готова была держать какое угодно пари.
 Зная об этой слабости разбитной женщины, ее односельчанин,
известный провокатор Бьяруханга Мунього в марте 1989 года в
присутствии большой группы друзей и знакомых однажды проронил,
что Налонго, конечно, отважная женщина, спору нет, но и она не
осмелится совершить пробег из одного конца улицы в другой за 200
угандийских шиллингов в ... обнаженном виде.
 - Как это не смогу? - возмутилась импульсивная красавица -
Только надо бы увеличить пари впятеро за позор. Деньги и в Африке
деньги! Не предчувствуя беды, провокатор Бьяруханга согласился.
К безмерной радости собравшихся крестьян, в большинстве мужчин,
Налонго разделась и резво пробежала положенное расстояние. Народ
рукоплескал, но ликование лихой спортсменки было преждевременным
Пока она в костюме Евы ждала деньги от вконец расстроенного
проигрышем пари подстрекателя, подоспел полицейский патруль.
"Возмутительницу спокойствия" присудили к штрафу в тысячу
шиллингов и десяти ударам смоченной бамбуковой палкой. Приговор
был немедленно приведен в исполнение - благо прекрасная леди еще
не оделась. Рядом с ней на скамью для битья лег вдохновитель
незабываемого спектакля - Бьяруханга. Ему не повезло еще больше
- за подзуживание он получил 20 палочных ударов, а штраф в сумме
2,5 тысяч шиллингов с него решили взыскать позже, поскольку денег
у него уже не было.
 - И все-таки я выиграла пари, - заявила после порки смелая
угандийка.
 Но бывают и совсем курьезные случаи, когда люди сами мечтают,
чтобы их высекли, и вымаливают наказание, как та старушка из
селения близ Гбадолита, родины бывшего президента Заира Мобуту
Сесе Секо. Придя на исповедь, она ошарашила кюре неожиданным
признанием.
 - Отец мой, каюсь в измене своему мужу, прикажи всыпать мне
горячих.
 - Прекрасно! Но когда это случилось, - осведомился
католический священник. - Дай Бог памяти, падре! 32 года назад.
- 32 года назад!!! Да это уже не имеет значения. Кроме того,
телесные наказания не дело церкви.
 - Возможно, возможно, но мне приятно время от времени
вспоминать об этом. Вождь же сказал, что наказать меня не может.
Помоги, святой отец. Кюре посоветовался с мужем и вождем - и
старую даму приговорили за воспоминания из милости к ней к пяти
ударам прутьями. Она осталась довольной и покинула эшафот в
ностальгическом настроении. Наверное, все-таки человечеству плеть
в каких-то конкретных случаях надобна, и, видно, оно вряд ли
когда-нибудь узнает, чей зад огреет ее последний удар.

 

Вернуться на главную