Иван Лилее. Саммит в Каире

 

Саммит в Каире - новые векторы внешней политики Европы

"Схватки за Африку" не будет, но отношения двух континентов обещают быть более тесными

Иван Львович Лилее, сотрудник Центра глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН, "Независимая газета", 29 апреля 2000

 

Африка становится одним из глобальных приоритетов новой Европы. Такой вывод можно сделать по итогам состоявшегося в Каире саммита глав государств и правительств европейских и африканских стран. Сегодня, когда эйфория западноевропейских бизнесменов и политиков по поводу безграничных возможностей в России и постсоветских республиках осталась в прошлом, деловые и политические круги Старого Света начинают смотреть на Африку не только как на докучливого иждивенца, но и как на долговременного политического союзника и потенциального делового партнера.
Конечно, говорить об этом как об устойчивой внешнеполитической тенденции еще рано. Тем более что Африка неоднородна как в экономическом, так и социальном плане, поэтому приоритеты, стоящие перед различными африканскими странами при развитии партнерских отношений с Европой, также различны. Если для беднейших стран континента это в первую очередь увеличение объемов безвозмездной помощи со стороны государственных структур и международных неправительственных фондов, то для стран, добившихся ощутимых успехов в экономическом развитии, приоритетным является стремление к большей экономической интеграции с Европой. Особенно это относится к странам северо-западной Африки, региону Магриба, исторически тесно связанному со странами Северного и Западного Средиземноморья. Не случайно еще в 1996 г. одно из государств региона - Тунис - официально подало заявление о вступлении в ЕС на правах ассоциированного члена. Решение о приеме Туниса пока отложено до 2008 г., но сама постановка вопроса достаточно красноречиво свидетельствует о намерении африканских стран сблизиться с Европой. Европейское направление внешнеэкономических связей и политического взаимодействия африканских стран было и остается приоритетным для большинства из них.
Есть основание говорить, что и новый Европейский союз готов идти на диверсифицированные отношения с африканскими странами. Очередным подтверждением этой новой тенденции стало проведение 3-4 апреля 2000 г. в Каире встречи глав европейских и африканских государств. Детализированная стратегия партнерства Европы и Африки нашла отражение в подписанной по итогам этого саммита Каирской декларации. В ней идет речь не только о предоставлении льготных кредитов, односторонних, торговых преференций и беспошлинного доступа сельскохозяйственных товаров, но и передаче африканским странам новых технологий и предусмотрено "постепенное упразднение торговых барьеров между двумя регионами". Предполагается и разработка программы стимулирования прямых иностранных инвестиций.
Центральное место на конференции заняли вопросы преодоления долгового кризиса. Канцлер ФРГ Герхард Шредер объявил в Каире о списании долга 30 наиболее обремененным долгами государствам Африки на общую сумму 350 млн. долл. Председатель правительства Испании Хосе Mария Оскар объявил о сокращении долга черной Африки на 200 млн. долл. О частичном списании долговых обязательств некоторым беднейшим странам Африки заявил также президент Франции Жак Ширак. Аннулирование долгов беднейших стран давно стало сложившейся международной практикой и воспринимается в Африке, как норма взаимоотношений даже не с самыми промышленно развитыми государствами Европы. В этой связи надежды России на возврат долгов за поставки оружия бывшим "естественным" союзникам выглядят сегодня довольно наивно.
Включение погрязших в долгах африканских стран в глобальное русло экономического и социального развития - долговременный и дорогостоящий процесс, но встреча в Каире позволяет говорить о решимости обеих сторон добиваться этого. Причем стремление европейских стран играть большую роль в африканских делах не вызывает протеста у африканских лидеров. И только Муамар Каддафи обрушил традиционную критику на европейцев. Но, судя по всему, его время осталось в прошлом, и высказывание диссонировало с общим тоном конференции. Более характерным можно считать слова президента Египта Хосни Мубарака, подчеркнувшего, что "за развитие Африканского континента несут ответственность, в первую очередь, его собственное население и его правительства". Эту мысль поддержали и другие выступавшие.
Особое внимание участники встречи уделили проблемам региональной безопасности в Африке, в частности, возможностям европейских стран участвовать в формирующейся под эгидой ОАЕ системе раннего предупреждения конфликтов и кризисов, а также финансированию межафриканских сил по поддержанию мира.
Большинство африканских лидеров охотно принимают любые виды помощи от Европейского союза, не считая это "вмешательством в африканские дела". В числе прочего предполагается более активное участие ЕС в программах по "воспитанию в духе мира". Выступавший на конференции президент Мозамбика Жоаким Альберте Чиссано предложил также создать национальные, региональные и международные структуры по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Официально объявлено, что отношения Европы с Африкой отныне будут носить характер "нового стратегического партнерства" и тяготеть к дальнейшему развитию. Судя по всему, взаимодействие африканских стран с Россией сведется в ближайшем будущем к кооперативным связям в рамках определенного политологами партнерства "Юг-Юг" и главным образом к бартерным и демпинговым обменам товарами и услугами. И дело даже не в стремлении России к международной изоляции, самоубийственной сегодня для любого субъекта международных отношений, сколько в новом уровне интеграции других государств и регионов, объективно оставляющих Россию наедине со сложно разрешимыми в одиночку проблемами. Что касается Европейского союза, то стремление к нормализации экономической обстановки и предотвращению обнищания широких слоев африканского населения, которое чревато массовым "исходом" африканцев в Европу, будет и в ближайшее десятилетие определять его политику в отношении Африки. Конкретные параметры этого взаимодействия, встречающего поддержку в подавляющем большинстве африканских стран, будут зависеть как от его непосредственных участников, так и глобальных международно-экономических и международно-политических тенденций.