Образы Конакри
История искусства фотографии в Гвинее
Ги Хёрсант (Guy Hersant)
"Jeune Afrique", #1759/ 22-28 сентября 1994 г.
Перевод с французского: Андрей Мазур, red@ekzo.com.ua
В 1958, Ахмед Секу Туре, бросив свое знаменитое "нет"
в лицо де Голлю, становится президентом Народной Республики Гвинеи и "Верховным
вождем революции". Он останется, до своей смерти в 1984, во главе
первого социалистического режима в Африке.
Сразу после провозглашения независимости, новое гвинейское правительство
присоединяет к Министерству информации и идеологии бывшую фотографическую
службу французской колонии в Конакри. Десяток фотографов, мужчины и женщины,
принимаются на работу и обучаются под руководством чешского эксперта.
С 1961 служба называется «Syli-Photo» и становится настоящим агентством
в постоянном и исключительном распоряжении власть предержащих. Государственные
фотостудии проводят портретные съёмки и изготовляют фотографии на документы,
пользуясь едва ли не монополией на продажу фототоваров.
В 1962 открыта школа фотографии под руководством немецкого фотографа.
Она будет функционировать только 2 года. Этого времени хватило, чтобы
подготовить пару десятков фотографов. Большинство будут направлены в города
внутри Гвинеи. Так была создана сеть фотостудий на периферии.
«Syli-Photo» снимает не только мероприятия с большим стечением народа,
помпезные встречи глав государств, деяния "Великого Секу" и
его поездки, но и заключённых в лагере Boiro или казни. Аэрофотосъёмка
осуществлялась над промышленными объектами. Все, кто принимал участие
в тех съёмках, сохраняют воспоминания о той увлекательной эпохе, когда
они фотографировали беспрестанно, располагали качественным оборудованием
и достаточными средствами. Сейчас об этом можно только мечтать.
Секу Туре был особенно доброжелателен и внимателен по отношению к "своим"
фотографам, которые имели привилегию во время работы свободно общаться
с "вождем". Это не помешало некоторым из них побывать в мрачном
лагере Boiro после событий 1970, прежде чем снова восстановиться на службе
и доказать преданность "главной" модели.
От двадцати шести лет усердной работы фотографов Syli-Photo осталось сегодня
немного. С момента смерти Секу Туре и до провозглашения Второй Республики
в 1986 архивы были заброшены: поговаривают о грабежах, заметании следов,
наводнениях... В ONACIG (Национальный Офис гвинейского кино), где собраны
эти документы, можно видеть ящики, заполненные негативами без защиты,
россыпью, приклеенные одни к другим и, таким образом, неизбежно утраченные.
Фото, которые удалось спасти, часто высокохудожественны, жизненны и необычны.
Они всегда будут иметь историческую и документарную ценность, вскрывая
малоизвестный образ социалистической Африки в первые годы после получения
независимости
Редким независимым фотографам тогда, главным образом, не разрешается действовать
вне студии.
Традиционная деятельность студийного фотографа значительно видоизменилась
в наше время. Кроме нескольких "старых мастеров" вроде Mamadou
Barry в Канкане (он до сих пор практикует чёрно-белую съёмку, хотя ни
плёнки, ни реактивов во всей Гвинее найти не может), молодые фотографы
работают иначе. Они, зачастую неопытные и плохо оснащённые, выполняют
портретную и семейную съёмку, репортажи, и, в большинстве своем, используют
цветную плёнку. Проявку и печать выполняют около двадцати экспресс-лабораторий,
которые держат выходцы из Южной Кореи. Вообще-то, корейцы обладают уникальной
монополией на фотоиндустрию всей Гвинеи и изрядной части Западной Африки.
В начале восьмидесятых кореец Cho Dong Soon, поставщик армейской формы
в западноафриканские страны, открыл фотолабораторию под названием «Tiger
Photo» сначала в Лагосе (Нигерия); а затем в Абиджане, Дакаре, Яунде в
1987, Киншасе в 1988 и Браззавиле в 1991...
В 1985году другая группа фотолабораторий («Hollywood Photo») с филиалами
в Нджамене, Дуале и Ботсване, создана бывшим корейским дипломатом Kim
Hong Gyi, аккредитованным в Либревиле.
В Гвинее эти лаборатории все независимы (каждая принадлежит членам одной
семьи), и функционируют все в той же манере: используют одного или двух
корейских техников которые работают с копировальной машиной и до десятка
гвинейцев, которым поручены обработка, продажа аксессуаров, фотографий
и, главным образом, контакты с клиентурой, в частности фотографами. Корейцы,
которые занимают руководящие посты или работают техниками, редко выходят
на первый план. Зачастую они плохо знают французский язык и считают, что
с гвинейцами должны работать сами гвинейцы. Команда служащих удерживает,
таким образом, разумный баланс в семейных и этнических отношениях так,
чтобы благоприятствовать максимальному притоку клиентов в небольшие магазины
которые предоставляют услуги. Во всех этих лабораториях процесс обработки
и цены практически идентичны. Некоторые оснащены фотостудией и осуществляют
также репортажную съёмку, но основная часть не оказывает таких услуг,
предпочитая обслуживать фотографов, которых они называют "бродячими".
И которые все равно являются их клиентами.
Клиентура лаборатории выглядит так: специалисты (журналисты или фотографы
государственных служб), фотостудии (около сорока в Конакри), бродячие
фотографы (от 500 до 1000) и, наконец, любители.
Несколько лабораторий Конакри распространили деятельность на другие города
страны, предлагая некоторые "льготы" независимым студиям. "Завербованные"
фотографы перекрашивают студию в цвета лаборатории. Лаборатория «Amina-Photo»
обладает, таким образом, представителями в шести городах. Частные авиакомпании
ежедневно доставляют в столицу и назад чемоданы плёнки и готовые работы...
В Гвинее, после падения Секу Туре находившейся в состоянии хаоса до 1986,
"корейская система" легко сумела использовать к своей выгоде
традиционную деятельность фотографов в отсутствии у последних средств
и ресурсов.
Такой поворот событий оказался возможным благодаря тому, что корейцы обеспечили
промышленную обработку цветных фотоматериалов – в Гвинее был очень длительный
период культурной и технологической изоляции.
Такая ситуация не устраивает фотографов. Некоторые пытаются организовать
профсоюзы или ассоциации, но из-за слабого взаимодействия и отсутствия
средств усилия не имеют успеха.
Иллюстрации:
1961 г. Визит президента Табмена (Либерия) в Конакри. Автор неизвестен.
1994 г. Mamadou Barry в своей лаборатории в Канкане. Фото Guy Hersant
Начало 60-х. Работники Syli-Photo
Компания молодежи в Канкане. Автор Zacharie Kaba
|