Дмитрий Мосяков. Буря в саванне

 

Буря в саванне

Дмитрий Мосяков, при участии Евгения Пахомова, "Итоги", 7 июля 2000 года

 

Восточная Африка давно превратилась в символ голода и бедности. Мир вспоминает об этом регионе только в случае очередной войны, например между Эфиопией и Эритреей. О соседнем Судане вообще говорят редко, последний раз эта страна оказалась в центре внимания, когда после взрывов американских посольств в Кении и Танзании в августе 1998-го американские крылатые ракеты разрушили фармацевтическую фабрику в Хартуме (Вашингтон заявил, что там делали взрывчатку для Усамы бен Ладена). Однако происходящее в Судане заслуживает большего внимания: вот уже 17 лет здесь полыхает конфликт, который можно охарактеризовать как вооруженное столкновение цивилизаций.

На севере Судана живут арабы-мусульмане. Эта часть страны с древности была включена в общемировой исторический процесс: еще в 3-м тысячелетии до нашей эры здесь возникла культура, близкая к соседней египетской, затем в XV веке Север стал частью арабского мира, здесь развивались ремесла, торговля, земледелие. Юг - часть центральноафриканской цивилизации. Здесь живут племена, изначально -язычники-анимисты, многие из которых в наши дни приняли христианство. Южане занимались примитивным земледелием и скотоводством.

Отношения между Севером и Югом всегда складывались сложно. Если для европейцев главным источником чернокожих рабов была Западная Африка, то центром работорговли для арабского мира и Османской империи стал Судан. Юг страны превратился в поставщика невольников - высокие и выносливые, южные суданцы хорошо ценились на рынках от Каира до Стамбула.

В XIX веке Африка перестала быть континентом пиратов и работорговцев. Европейские государства принялись делить Африку между собой. В конце прошлого века Судан стал колонией Британской короны. Англичане отдавали себе отчет в том, что преодолеть различия между Севером и Югом будет очень трудно, и решили разделить страну внутренней границей.

По сути с начала века до 1946 года существовало два Судана. Чтобы перейти из одной его части в другую, жителям страны требовалось специальное разрешение. Английские миссионеры способствовали распространению христианства на языческом юге Судана. Официальным языком наряду с местными динка, бари, азанде и другими здесь стал английский. Однако когда после Второй мировой войны начался распад Британской империи, Лондону было не до Южного Судана. Встал вопрос о предоставлении южносуданским племенам самоуправления, но Лондон решил, что они еще недостаточно развиты. В итоге в 1947 году на конференции в административном центре Южного Судана городе Джубе племенным вождям Юга было сообщено, что отныне ими будут управлять из Хартума.

Судан получил независимость в 1956 году. Новые власти страны относились к южанам как к рабам. В ответ на Юге начались партизанские выступления. Чтобы успокоить страсти, в 1972 году Югу был предоставлен статус автономии.

Ситуация обострилась, когда в 1983 году "большой друг Советского Союза" суданский президент Джафар Нимейри, разочаровавшись в социалистическом пути развития, сделал ставку на исламский фундаментализм. Началось введение шариата во всем Судане, в том числе и на Юге. Тактика исламизации разнообразием не отличалась. На Юге часты засухи и неурожаи. Во время голода эмиссары правительства предлагали местному населению пищу и зерно для посевов в обмен на принятие ислама, и вождь деревни был вынужден решать, "стоит ли обед намаза". Впрочем, поев, многие новообращенные мусульмане опять становились христианами или анимистами. Обратно в ислам их нередко возвращали силой.

В 83-м в Судане вспыхнула гражданская война. На Севере большое влияние приобрели радикальные исламисты, такие как организация "Братья-мусульмане". На Юге власть от племенных вождей постепенно перешла в руки полевых командиров и лидеров вооруженных группировок, которые принялись воевать и с Севером, и друг с другом.

В конце 80-х на юге страны в окрестностях городка Бентиу нашли нефть. Считается, что разработка этого месторождения позволит получать ежедневно до миллиона долларов прибыли. Нефть стала катализатором войны: южане утверждают, что правительство не имеет право разрабатывать месторождение, "поскольку эта земля принадлежит Югу".

Сегодня север страны, уставший от непрекращающихся боев, стал постепенно склоняться к компромиссу. Нынешний президент страны Омар аль-Башир запретил деятельность радикального "Национального исламского фронта", сформированного при активном участии "Братьев-мусульман", а в декабре прошлого года отстранил от должности главу суданского парламента, убежденного исламиста ат-Тураби.

Однако война уже вышла за рамки одной страны. Сегодня о ней говорят как о "конфликте между двумя Африками - черной и исламской": южан сначала поддерживали эфиопы, а теперь еще и угандийцы. Многие видят за повстанческими движениями Юга руку США: Вашингтон считает суданский режим пособником мирового терроризма и заинтересован в ослаблении Хартума.

Война стала для Юга способом самоидентификации, национального определения. Север воюет, чтобы сохранить единство страны. В свое время англичане отделили Север от Юга стеной. Сегодняшние события показывают, что научиться жить без стены не удается до сих пор.