Путешествие в себя
Таня Панова, "Иностранец", 10 апреля 2001
Увидев
в первый раз Марокко, я испытала культурный шок и настоящую любовь. Я
приехала замороженная московской зимой, не имея представления о том, что
нас ожидает Марракеш, город художников, писателей и кинематографистов,
пронизанный аурой экзотических приключений, средневекового уклада жизни
и восточной роскоши.
Гуляя по городу вдоль старинных охристых стен медины (по-арабски – старая
часть города), никогда не знаешь, что увидишь за следующим поворотом.
За одинаковыми дверями может скрыться нищее жилище или роскошный дворец
с несколькими гектарами сада. В риаде (это классический арабский дом с
открытым внутренним двором, в центре которого располагается фонтанчик,
а по четырем сторонам посажены деревья) просыпаешься утром от пения птиц,
аромата мирры, запаха пекущегося хлеба и рассветной утренней молитвы,
звучащей в синем-синем небе. В медине люди одеты так же, как несколько
веков назад, – в джалабу, длинный халат с капюшоном и в бабуши, тапочки
без задника, зато с острыми носами, как у старика Хоттабыча.
После Москвы видишь: стариков здесь уважают. Они тут самые главные авторитеты.
Они помнят что было и знают что станет.
Я полюбила Марракеш раз и навсегда. Время от времени у меня случаются
навязчивые приступы тоски, когда я физически чувствую горячее дыхание
и пряный запах Марракеша.
Я встречала людей, которые не поняли Марокко, им там не понравилось. Но
едва ли можно прикоснуться к тайнам восточной жизни, обходя в составе
туристической группы достопримечательности и шарахаясь от местных жителей
– «сейчас обманет». Обманут наверняка, но как-то смешно и безобидно, если
разбираться с точки зрения холодной прагматичности цивилизованного мира.
А сохраняя чувство юмора и здравый смысл – трудно найти действительно
опасные приключения. Отчасти потому, что в Марокко действует строжайшая
туристическая полиция. Безопасность туриста здесь священна даже для самых
отчаянных уголовников.
C непривычки устаешь от мужской прилипчивости, но всегда можно найти правильную
форму общения и абстрагироваться от нудного рыночного «саунд-трека». А
если быть более открытым, то в обмен на небольшие неудобства вы непременно
встретите интересного собеседника и узнаете то, чего нельзя вычитать в
путеводителе или узнать от экскурсовода, работающего в режиме компакт-диска.
Люди, согретые жарким марокканским солнцем, общительны, не чувствуют дистанции,
в общении для них важен тактильный контакт. Объясняя что-то, они всегда
держат друг друга за руку, приобнимают собеседника, встречаясь, целуются
три раза, для них это совершенно естественно. Не пугайтесь, когда к вам
прикасаются, когда вступают на вашу личную территорию. Не забывайте, что
мы – люди из холодной страны. Я всегда с ужасом представляю марокканца,
в первый раз попавшего в московский метрополитен зимой, часов в шесть
вечера, где мрачные неприветливые люди безучастно или раздражительно смотрят
из своих коконов.
Главное, наверное, попытаться отказаться от привычной логики и понять,
что логические конструкции европейского мышления здесь не работают и когда
пытаешься их применить, превращаешься в амбициозного клоуна. Гораздо интереснее
отдаться законам этого мира, который движется по спирали, где медленно
наступает будущее, но никуда не уходит прошлое, где время – совсем условная
величина.
–
Встретимся сегодня в семь, – договариваетесь вы.
– Иншалла, – отвечает ваш собеседник. Если будет угодно богу.
– Нет, точно в семь? – обеспокоенно переспрашиваете вы.
– Иншалла, – кивают вам в ответ.
– Ты придешь завтра? – спрашивает моя бельгийская подруга своего бойфренда
Абдеррахима.
– Иншалла.
– Иншалла – это значит нет!!! – кричит она, и мы начинаем хохотать.
– Сад Мажорель, пожалуйста, – говорите вы, садясь в такси.
– Иншалла, – невозмутимо отвечает таксист.
Это может свести с ума любого нормального человека. Но, приехав в Марокко,
станьте временно ненормальным, отпустите ситуацию из-под контроля и плывите
по течению. А вечером по телевизору очень серьезный диктор в прогнозе
погоды скажет: «Завтра 25 градусов. Иншалла».
Постепенно начинаешь понимать этих людей. Они очень смешные, ленивые,
хитрые, нелогичные, курят много гашиша, знают много поучительных историй,
дружелюбны и готовы поделиться своей мудростью, гостеприимством, если
вы не будете задирать нос «серьезного человека из цивилизованной страны».
Пытаясь покупать что-то на рынке, надо запастись чужим терпением и своим
временем. Вы просите белую майку, вам приносят синюю водолазку, вы опять
просите белую майку, вам приносят красную, так может продолжаться долго.
Потом вы внимательно смотрите на продавца и не понимаете, то ли он укурен,
то ли разыгрывает, то ли перегрелся. Он смотрит на вас с обидой, а потом
вам становится ужасно смешно, вы начинаете смеяться, вам ясно: какая разница,
по большому счету, какого цвета майка, и пусть она вообще будет платьем
или ее не будет совсемЙ а продавец смотрит на вас и тоже начинает радостно
смеяться, и уже не отпустит вас, пока вы не выпьете с ним стаканчик сладкого
мятного чая.
Если вы примеряете ботинки и они малы, ничего страшного. Вам предложат
надеть два целлофановых пакета на ноги, походить, а потом глядишь, приспособишьсяЙ
Ой бы у нас на Красной площади так! – акробаты, фокусники, танцоры, гадатели
по древним книгам, заклинатели змей, силачи, мудрые дедушки-толкователи
Корана, люди, выдыхающие столпы пламени, и много такого, чему я не знаю
названия. Но главное – музыка. Марокканцы удивительно музыкальные люди,
они живут в музыке. Подходя к площади медины, издалека слышишь ритмичные
звуки барабанов, и охватывает тебя чувство радостного возбуждения и безумной
энергии.
За
38 лет правления короля Хассана II (по журналу People, он был одним из
богатейших людей планеты) в Марокко, стране только-только выбирающейся
из феодализма, сложилась удивительная система бюрократии. Семейственность
и архаическая модель «ты мне – я тебе» дает результаты. Например: иногда
для того, чтобы жить в Марокко, надо представить справку о том, что ты
живой. Заплатить гербовый сбор, просидеть несколько суток в приемной правительственного
учреждения. И получить справку – «жив».
Год назад к власти пришел сын короля Хассана Мухаммед VI. Марокканцы любовно
называют его «Король бедных». На Ближнем Востоке его имя символизирует
новое поколение. Он отправил в отставку коррумпированных чиновников, освободил
часть политических заключенных, амнистировал политических беженцев, создал
программы государственной помощи обездоленным. Популярен он до безумия,
особенно у молодых. На улице продаются портреты Мухаммеда, участвующего
в гонках на водном мотоцикле, что никак не вяжется с иконографией восточного
монарха, прямого потомка Пророка.
Журнал Time за июнь 2000 года вышел с портретом короля Мухаммеда на обложке
и с длинной умной статьей, озаглавленной The King of Cool, «Король крутизны».
В Марокко можно увидеть очень многое. Любое путешествие – это возможность
узнать новое о себе, открыть в себе новые стороны, попытаться понять новые
истины. Оказываясь в других моделях мира, сталкиваясь с незнакомыми людьми
и непонятной культурой, получаешь бесценную информацию, живешь. Совершаешь
путешествие в себя.
|