Юлия Петушкова. "Наци" с нашего двора

 

"Наци" с нашего двора

В бритых головах российских подростков хорошо прививаются фашистские идеи

Юлия Петушкова. "Век", № 7, 16-23 февраля 2001 года

 

Многие уверены, что каждый бритый налысо — скинхед. Это ерунда. С бритым черепом может ходить кто угодно. Например, кришнаит. Но вот если вы увидели группу парней с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах и куртках без воротников, в высоких армейских ботинках — вы попали в точку: это и есть бритоголовые, или, иначе — скинхеды.
В России скинхеды появились в начале 90-х. Вели они себя тихо, занимаясь самолюбованием и самодемонстрацией в центре города. Первый всплеск агрессивности скинов приходится на начало 1994 г. Это было связано с событиями сентября—октября 1993 г., когда подростки на конкретных примерах убедились в том, что в дискуссии самый убедительный аргумент — насилие.
В атмосфере попустительства движение скинов выросло до сегодняшних весьма заметных размеров. В Москве сейчас, по разным подсчетам, от 3500 до 3800 скинхедов, в Петербурге — до 2700, в Нижнем Новгороде — до 2000 скинов, в Воронеже, Самаре, Саратове, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ярославле, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Пскове — от нескольких сот до тысячи.
В одежде скины подражают своим западным единомышленникам. В этой одежде все строго функционально, приспособлено для «стритфайтинга» — уличной драки: плотные черные джинсы, дешевые, прочные, на которых плохо видны грязь и кровь; тяжелые шнурованные армейские башмаки на толстой подошве, удобные для бега и являющиеся оружием в драке; короткие куртки-«бомберы» без воротника — чтобы противнику не за что было ухватиться; бритая или стриженная «под ноль» голова — тоже чтобы противник не мог схватить за волосы.
В Москве жертвами скинов в последнее время все чаще наряду с африканцами и индийцами оказываются корейцы, вест-индцы и даже свои, чем-то не понравившиеся, русские. В большинстве российских городов скины чувствуют себя уверенно и безнаказанно. Чой Юн Шик, президент Ассоциации южнокорейских студентов, обучающихся в Москве, и Гэбриэл Котчофа, президент Московской ассоциации иностранных студентов, единодушно утверждают, что десятки, если не сотни раз милиция отказывала иностранным студентам — жертвам скинов — в возбуждении уголовных дел, списывая все на обыкновенное хулиганство.
Так продолжалось, пока действия московских скинов не получили в мае 1998 г. международный резонанс. Посольства ЮАР, Бенина, Судана и Нигерии направили официальные ноты протеста в МИД Российской Федерации в связи с террором скинхедов. Две женщины из семей пакистанских дипломатов подверглись жестокому избиению 20 бритоголовыми на Арбате. В том же районе была избита беременная гражданка Индии, у которой после побоев случился выкидыш. Наконец, в Филях в мае пострадал чернокожий морской пехотинец из охраны посольства США. Америка — не страна «третьего мира». Впервые милиция проявила оперативность и задержала виновного. Им оказался 22-летний Семен Токмаков из скин-группы «Русская цель». Суд длился год, и дело кончилось тем, что Токмакова освободили из-под стражи прямо в зале суда. Затем группа скинов напала на приехавшего в Москву для чтения лекции генерального секретаря Социалистической партии Великобритании Питера Таффа. Социалистическая партия разослала факсы об этом событии в СМИ всего мира. Разразился скандал.
Основной причиной расцвета скинхедского движения стали не политические, а социально-экономические факторы. Катастрофическое обнищание населения в годы реформ, с одной стороны, и резкое имущественное расслоение общества — с другой. Сегодня большинство скинов объединено в маленькие банды по месту жительства или учебы: процентов на восемьдесят скины — это старшеклассники или учащиеся ПТУ — дети из обедневших семей, таких, в которых социальный статус родителей резко упал за годы реформ (например, от ведущего инженера до продавца в ларьке). При этом бритоголовые есть лишь в больших городах. В маленьких городах, где бедны все, их не было и нет. То есть скинхеды — явление социальное, хотя и выглядящее как националистическое.
Второй причиной явилась отмена воспитательной работы в школе, упраздненной под предлогом «борьбы с коммунистическим прошлым». Озабоченным поиском денег родителям было не до воспитания детей — и именно в этот момент воспитание изгнали из школы! В результате выросло целое поколение, лишенное каких-либо представлений о нравственных нормах и моральных ориентирах.

Опросы

Недавно группа студентов московского Независимого гуманитарного университета провела исследование так называемых «дворовых тусовок». Из 100 опрошенных 70% участников составили юноши, 30% — девушки. Как показало исследование, на улицу молодых людей выгнало внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше». Наиболее распространенными способами проведения свободного времени у ребят оказались «тусовки на своей площадке» и посещение видеосалонов, где большинство из них предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику. «Сидят у себя в подвале» лишь 15% опрошенных.
Увы, но в своих поступках современная молодежь сегодня руководствуется не тягой к знаниям или желанием переделать мир в лучшую сторону, а стремлением к удовольствиям и страстью к насилию. В ответ на словесное оскорбление до 50% подростков готовы немедленно применить силу. По мнению одного из опрашиваемых, для того чтобы приобрести авторитет в группе, нужно уметь хорошо драться или быть физически сильным. Но стремление подростков к насилию вызвано не только нормами «законов улицы», но и жестокостью родителей дома. Примерно 13% подростков подвергаются насилию со стороны отца, 9% — со стороны матери. Еще чаще насилие исходит от незнакомых ровесников – 49%. Культ насилия, зародившись в семье или во дворе, вырывается на улицу – на посторонних людей.
Так что, отвешивая своему чаду подзатыльник за плохую учебу, помните о последствиях. Надо ли увеличивать количество насилия, обрушившегося на наших детей?