Горячая афро-десятка от Sahua |
ГОРЯЧАЯ АФРО-ДЕСЯТКА Sahua, "The Ethno Trip - современная африканская музыка", http://ethnotrip.blues.ru
Идущая
из глубины Дельты Миссисиппи легенда, озвученная словами блюзмена Роберта
Джонсона в "Hellhound On My Trail", требует от музыканта продажи
души дьяволу, чтобы создавать музыку, имя которой блюз. Ali Farka Toure
не продавал своей души на перекрестках черного Юга, но всегда держит в
поле Малийского гитариста Ali Farka Toure часто называют ускользающим
звеном между блюзом и традиционной музыкой Западной Африки. Хотя в его
технике Ali Farka Toure родился в Niafunke, небольшой деревнe отдаленного
региона "Tamasheck, Peul, Dogon, Songhai, Bambara, Bozo и Maure - семь рас, семь разных языков. Но мы живем все вместе в Niafunke". Первым инструментом, на котором он учился играть ребенком,
был "Во время игры, небеса распахиваются, и знания и мощь входят в исполнителя. Однако надо быть очень осторожным, потому что вас атакуют очень быстро. Если вы к этому не готовы, можно даже повредиться в рассудке". Позже Toure освоил игру на n'jarka, однострунной скрипке, и в 1956 открыл для себя гитару после того, как увидел выступление великого гитариста Keita Fodeba, руководителя Национального Балета Гвинеи. Он учился играть сам, адаптируя техники игры на gurkel, однако, по его собственным словам, лет до 17 играл довольно посредственно. Понимание музыки Ali Farka Toure требует понимания культурных
различий между африканскими и американскими или европейскими музыкантами.
Во многих регионах Африки исполнение музыки передается из поколения в
поколение "Моя семья не была griots, так что я не получил никакой подготовки. Все, что у меня есть, - дар; Бог не каждому дает способность играть. Музыка - духовная вещь; мощь звука исходит от духа." В 60х Toure работал звукоинженером и не собирался становиться
профессиональным музыкантом. В те годы произошла его первая встреча с
В конце десятилетия Ali Farka Toure представлял африканскую
музыку в Бамако, столице Мали таким исполнителям, как Ray Charles, Otis
Redding и, что было наиболее важным лично для него, легенде американского
блюза John Lee Hooker. Поначалу Toure даже решил, что Hooker играет малийскую
музыку, но затем понял, что "музыка просто взята отсюда". Он
убежден и по сей день, что американский блюз корнями уходит в традиционную
музыку Мали. Его потрясла исполнительская энергия Hooker и Toure начал
включать элементы его техники в свою игру. "Если бы я мог встретить его[главу лейбла] сегодня, я содрал бы с него кожу, швырнул в воду, вспорол горло и сделал бы из него фарш". Его американский дебют - Ali Farka Toure - состоялся в
1989. Статья в Village Voice иллюстрировала различие между музыкой Toure
и его идола: "Ali Farka Toure не долбит один буги-аккорд подобно
John Lee Hooker. Он просто показывает возможность музыки развиваться в
других направлениях." Gold: "...из-за того, что все музыканты живут в разных частях севера Мали, было трудно пригласить их, а путешествие там не из легких. Так что остается только посылать курьера и надеяться, что люди все-таки появятся." Во время краткого американского тура 1994 с Ry Cooder они
достигли такого Ry Cooder: "Вы можете подумать, что Ali просто оттягивается и джемует, но на самом деле все отстроено, потому что эти музыканты не джемуют. Американцы это любят, но африканцы этого никогда не делают. Они не выпячивают себя; они просто исполняют песню. И Ali говорит, что его мелодии - это древние мелодии и у них есть цель." Toure всегда старался продвигать молодых интересных музыкантов,
появлявшихся в Мали. В 1990 он помог заключить первый крупный контракт
певице Oumou Sangare, в 1995 продюсировал альбом Bamako другого певца/гитариста
севера Мали, Lobi Traore.
Orchestra Baobab, Senegal
Всегда приятно не только фиксировать прошлое, но и ощущать
пульс настоящего... Orchestra Baobab заворожил меня песней 'Ray Mbele'
задолго до нынешнего бума, охватившего мир world-music. Потрясающая мелодия,
совершенно непохожая на приглаженную музыку современных этно-звезд, сыгранная
на одном дыхании без каких-либо переналожений... Orchestra Baobab был сформирован в Дакаре в 1970, когда
несколько министров сенегальского правительства таких, как Adrien Senghor,
Ousmane Diagne и Dame Drame решили открыть частный клуб, где бы они могли
встречаться со своими друзьями. Они нашли помещение в основании 144 Rue
Jules Ferry вблизи от площади Независимости и Президентского дворца, украсили
стены и потолки так, чтобы они были похожи на вездесущее дерево баобаб,
знаменитое своим долголетием и ветвями, дарующими тень. Назвали это место
The Baobab Club. Вначале группа выступала только по выходным, но очень скоро
приобрела такую популярность, что стала выступать каждую ночь при постоянно
переполненном танцполе. В середине 70х их уже провозглашали лучшей группой
Сенегала, если не всей Африки, равной по статусу легендарной гвинейской
Bembeya Jazz. Помимо Клуба Баобаб группу приглашали выступать на крупных
общественных После целого ряда успешных переизданий в конце 90х, Orchestra
Baobab был Youssou: Я хотел дать Baobab свободу выразить себя несколькими
старыми и Мне кажется, они смогут снова сделать их великими. Группа подобно урагану пронеслась весной 2001 по Великобритании и продолжает с тем же успехом гастролировать по Европе. Нынешний лидер группы, композитор и аранжировщик Rudy Gomis, смотрит в будущее с оптимизмом: Наступило время напомнить людям, что Сенегал - это страна многих культур. 30 октября состоялся концерт в лондонском Royal Festival Hall - потрясающее возвращение!
Она
кажется усталой и чужой - грузная женщина с босыми ногами на тускнеющей
сцене. Прожектора выхватывают крупные чувственные руки, темное лицо перед
микрофоном, яркие краски платья... Миражи. Cesaria Evora родилась в 27 августа 1941 в портовом городе Mindelo на острове Sao Vicente архипелага Cape Verde, - лежащего в 500 милях от восточного побережья Африки. В годы ее детства Миндело, также известный как "креольский Рим", славился cвоей бурной ночной жизнью, типичной для портового города. Музыка была повсюду - в ночных клубах, на улицах, на побережье,- и в ее пестро замешанном коктейле бурлили самые разные стили - баллады, вальс, фокстрот, латино... Однако самой популярной была morna (от английского 'mourn' - оплакивать), медленная и ритмичная песенная форма, исполняемая на креольском наречии Kriolu, гибриде португальского с восточно-африканскими языками. Морна представляла оригинальную смесь fado, джаза и латинской музыки, сплетенную из человеческого голоса и звуков акустической гитары, cavaquinho, скрипки, аккордиона и кларнета. "Морна близка блюзу, потому что это способ выразить страдания жизни в музыке. Она выросла из тех же эмоциональных семян, что и блюз." Помимо морна другим местным фаворитом были ритмы coladeira,
разновидности В 10 лет девочку отправили в приют, где она провела три
года. Cesaria признается, что сохранила слишком мало счастливых воспоминаний
о своем "Я росла с мамой и бабушкой - отец умер, когда мне было семь. Мама работала кухаркой и днем за нами, семерыми детьми, присматривала бабушка. Я росла в большой семье и должна была убирать и готовить. Но я так этому и не научилась!" Ее отец вместе с кузеном, скрипачом B. Lezas, великим сочинителем
песен Кабо Верде, выступали в барах и юная Cesaria часто ходила с ними.
В 16 лет она начала выступать в клубах и к 20 стала одной из звезд местного радио. В конце 60х две ее радио-записи были изданы на альбомах в Голландии и Португалии, однако ее мечте зарабатывать деньги музыкой не суждено было осуществиться. Многие музыканты, с которыми она играла по клубам, покинули родину в период экономического спада, продолжавшегося после получения независимости от Португалии в 1975, однако она осталась, но была вынуждена искать любую работу, чтобы кормить свою большую семью. "Я ездила по крупным городам и пела для людей. Мне это нравилось и я старалась делать это как можно лучше. Но после того, как я записала несколько песен в 60х, я прекратила петь на очень долгий срок. Я мечтала тогда родиться в Бразилии, там, по крайней мере, можно прожить своим искусством. А для меня это было не так - людям нравился мой голос, но им просто нечем было платить. Я не схожу с ума от денег, но время от времени они помогают..." После нескольких попыток наладить семейную жизнь, она решила "никогда больше не впускать мужчину в свой кров. Я знаю многих женщин, которые не могут распоряжаться своей судьбой, потому что есть муж, который все контролирует, и это одна из причин, почему я решила "изгнать" зло из-под моей крыши..." После десятилетнего перерыва в карьере в 1985 Cesaria вместе
с еще тремя "Все эти годы, когда я пела в барах и перед иностранцами,
у меня иногда возникала мысль, что однажды я cмогла бы добиться успеха
за пределами моей Тогда же за ней закрепилось имя Barefoot Diva(Босоногая Дива), возникшее из-за того, что она всегда выступала босиком, - и в качестве протеста, и просто потому, что привыкла к этому. "До независимости по закону нельзя было ходить без
обуви по тротуарам и Первый крупный успех Cesaria Evora пришел c альбомом Miss
Perfumado(1992), "Мне нравится пить и курить. Я училась петь с алкоголем.
Сегодня у меня остались только сигареты, я больше не пью. И это не потому,
что я не хочу спиртного, спиртное больше не хочет меня. Может быть в один
прекрасный день я вернусь к этому, кто знает? На волне этого успеха Cesaria отправилась в свой первый
мировой тур. Ей аккомпанировали музыканты из группы выходца из Кабо-Верде
певца, гитариста "Музыка - универсальный язык. Когда исполнитель хорош
и ритм заводит, тогда каждый может составить свое мнение об этом. Хотя
мои песни направлены на людей Кабо Верде, мне кажется, каждый может понять
их." Люди Кабо Верде и правительство очень гордятся ее успехом. "Меня рассматривают как посла моей родины. У меня даже есть дипломатический паспорт и медальон чести." В 1994 великий бразильский певец/композитор Caetano Veloso
поднялся на сцену, чтобы аккомпанировать ей во время выступления в San
Paulo, и назвал Cesaria одной из наиболее влиятельных певиц нашего времени.
В том же году она при посредничестве Lusafrica подписывает контракт с
лэйблом Nonesuch(подразделение корпорации BMG), который издает в августе
В 1995 она была одной из звезд престижнейшего европейского
джазового фестиваля в Монтре. Альбом Cesaria Evora, ставший золотым во
Франции, - В октябре 1998 BMG издает сборник The Best of Cesaria Evora,
состоящий из "Многих интересует - не думаю ли я об уходе со сцены?
Но ведь еще столько Последняя цитата во многом относится к ее давней протеже певице Fantcha. Их познакомили, когда та была еще подростком, и она многому научилась у Королевы Морна. Сейчас Fantcha живет в Нью-Йорке, выступает по клубам и в 2001 записала свой второй альбом Viva Mindelo на лэйбле Lusafrica. Иногда выступает на разогреве в американских турах Cesaria Evora. На мой вкус, ее голосу пока не хватает подлинной боли и страсти. "Меня спрашивают: Неужели вы поете так от того, что
так несчастны? Такая манера пения кажется печальной, но для певца это
не печаль, это гордость. В 1999 появился очередной альбом Сesaria Cafe Atlantico, записанный в Париже и Гаване и представлявший традиционную морна, окрашенную влиянием кубинских музыкантов и аранжировок бразильского виолончелиста Jacques Morelenbaum, известного своей работой с Caetano Veloso. В альбом были включены две ранние записи Сesaria - 'Vaquinha Mansa' и 'Terezinha', песни которые она спела, впервые появившись в знаменитом Café Royal Миндело. В апреле 2001 вышел новый альбом Cesaria Evora Sao Vicente di Longe на том же небольшом лэйбле Lusafrica, с которым она начинала восхождение к славе. Общее звучание еще больше сместилось в сторону кубинской музыки с обязательным большим набором духовых(судя по всему, это об'ективная тенденция в современной латинском мире, недавний питерский концерт музыкально контрастной колумбийки Toto La Momposina прошел под той же кубинской аурой). На альбоме несколько интересных дуэтов с Pedro Guerra, Caetano Veloso, Chucho Valdes и особенно с Bonnie Raitt, которая потрясающе попала в настроение гитарой и голосом. Очень душевный альбом. "Название альбому дала одна очень красивая морна.
Ее автор - старый композитор с Кабо-Верде, который прожил всю жизнь в
Анголе и вернулся на родину перед смертью. Должно быть эта песня спасала
его там от терзавшей душу ностальгии..."
Miriam Makeba, South Africa
Мама
Африка Miriam Makeba прячет в уголках глаз боль, о которой не скажешь
словами. Символ и голос нескольких поколений африканцев прошла личный
путь нелегких испытаний неразрывный от cтраданий своего народа. Африке
суждено было стать в XX веке континентом беженцев, этнических, политических
и экономических изгоев, и Южная Африка(судьба легендарного борца с Zensi Miriam Makeba родилась в 4 марта 1932 в Prospect, вблизи столицы Южной Африки, Johannesburg. Мать была sangoma, целительница-шаман племени Xhosa, отец - из племени Swazi, и Miriam была последней из шести их детей. "Мама сама отрезала связывающую нас пуповину. Потом посмотрела на меня и встревожилась. Я была совсем худой и с огромной головой. Тогда она шлепнула меня и я заплакала - и это ее успокоило. Ведь ей говорили, что никто из нас не вынесет этого тяжелого испытания. А я выла и выла. Собаки залаяли снаружи. Пришли соседи. Может я и родилась худой, но голос у меня был, что надо!" Еще в колыбели Miriam пришлось столкнуться с суровыми законами своей страны: вместе с матерью, арестованной за продажу самодельного пива, ей пришлось провести шесть месяцев первого года своей жизни в тюрьме. Уже в раннем детстве она осознала свой вокальный дар и начала сочинять песни. В то время для нее и ее соплеменников музыка была единственной возможностью cамовыражения. "Даже будь у меня выбор, я все равно стала бы той,
кто я есть: одной из В 18 лет Miriam начала профессиональную карьеру в йоханнесбургской
группе Через несколько лет Miriam создает свою собственную, женскую
вокальную "То, что я увидела, заставило мои глаза широко раскрыться. Там были женщины - белые женщины, - которые собирали сено в поле и белые мужчины с платками, обернутыми вокруг головы от стекавшего пота, которые копали канавы. На родине мы никогда не видели, чтобы белые делали подобную работу. Такая работа была только для черных. И на это действительно стоило посмотреть". Из Венеции Miriam Makeba поехала в Лондон, где участовала
в популярной телепрограмме на BBC. В аудитории был ее большой поклонник
Harry Belafonte(Big Brother, как она его называла), который взялся ей
помощь с получением в'ездной визы и разрешения на работу в США. Осенью
того же года он пригласил ее на Steve Allen Show и устроил четырехнедельный
ангажемент в престижном манхеттенском клубе Village Vanguard. На первом
вечере в зале были Belafonte с женой, Sidney Poitier, Duke Ellington,
Diahann Carroll, Nina Simone и Miles Davis. Слава о ее концертах пошла
по всему городу, появились восторженные рецензии в Newsweek и Time Magazine
и вслед за тем крупнейшая на тот момент компания, работающая с черными
артистами, RCA Records подписывает с ней контракт. В том же году Miriam
в качестве гостя выступала в эпохальных концертах Harry Belafonte в Carnegie
Hall. Двойной альбом Belafonte Returns to Carnegie Hall, запечатлевший
эти выступления, получил премию Грэмми. "Я видела много черных женщин, пытавшихся имитировать мой стиль, но на самом деле нет никакого особого стиля - я просто позволили моим волосам расти так, как им этого хочется. Но они окрестили это Afro." Новости с родины между тем приходили весьма печальные:
несколько ее родственников были убиты, а мать лежала при смерти. Однако,
когда Makeba "Здесь я снова была никем, еще одной черной бесправной
уроженкой cтраны. В то время Miriam Makeba считала себя музыкантом, а не политическим деятелем. Однако ее взгляд изменился во время совместных с Belafonte гастролей по Америке - каждый их концерт открывала пресс-конференция, на которой Harry говорил о гражданских правах в Америке и во всем мире. Вскоре Makeba стала рассматривать свою известность как
возможность открыто протестовать против бесчеловечной системы правления
Южной Африки. После ее "Я певица, а не политик, но с того момента, когда мне отказали в моей родине, каждая песня, что я пою, становится политическим заявлением, в котором эхом звучат надежды и чаяния моего народа." В 1962 она принимала участие в знаменитом праздновании дня рождения президента Кеннеди(именно там Marilyn Monroe исполнила 'Happy Birthday, Mister President'). "Я, маленькая африканка, пела для президента США. Там в Madison Square Garden были сплошь звезды, двадцать тысяч человек аудитории. С моим трио мужчин-певцов я встала у микрофона и спела одну из своих самых популярных песен Wimoweh. Некоторые поп-певцы переделали ее с новыми стихами на английском взамен оригинальных на xhosa и она стала называться The Lion Sleeps Tonight... Аудитория подарила мне теплую овацию." Следующая их совместная работа с Belafonte An Evening With
Harry Belafonte & Miriam Makeba(1965) также получила Грэмми: Miriam
Makeba стала первой африканской женщиной удостоенной этой награды. Несколько
ее песен - 'Pata "Я не знаю, почему люди любят эту песню. Она ни о чем. Это просто танец. Но я согласна, что танец - это очень радостная вещь!" В 1968 она в третий раз выходит замуж - за противоречивого активиста организации "Черные Пантеры" Stokely Carmichael. Вслед за этим событием отменяютcя ее концерты и фирма RCA разрывает с ней контракт. "Мои концерты отменили и левые, и правые. Я осознала, что люди просто боялись, что мои концерты будут спонсировать радикальные действия. И мне оставалось только в недоумении встряхнуть головой. Как мог Stokely повлиять на то, как я пою?" Makeba решает оставить Америку и по приглашению президента
Sekou Toure они Главным событием 1986 стал выпуск грандиозного этно-проекта
Paul Simon Graceland, записанного при участии южно-африканской музыкальной
иконы В начале 1988 выходит написанная вместе с James Hall ее автобиография Miriam: My Story, затем переведенная и изданная на немецком, французском, испанском, итальянском, датском и японском языках. Тогда же в Южной Африке был снят запрет на распространение ее записей. В 1989 умирает от рака Carmichael, затем и Bongi, ее единственный ребенок, от осложнений при родах. В декабре 1990 вскоре после выхода из тюрьмы Nelson Mandela Miriam Makeba возвращается на родину. В апреле 1991 она дает свой первый концерт на родине после 30-летнего изгнания. Затем вместе с Dizzy Gillespie и Hugh Masekela они начинают мировой тур "Live The Future!"(внучка Miriam, Zenzi Lee, впервые выступала перед такой большой аудиторией в качестве бэк-вокалистки). "Моя жизнь очень мало изменилась после возвращения на родину, - к сожалению, для музыкантов здесь очень мало работы. И я этому совсем не рада, потому что мне приходится ездить по всему миру и выступать или в маленьких театрах, или на стадионах. А я ненавижу петь на стадионах." В 1992 Makeba участвовала в успешном южно-африканском мюзикле
Sarafina в После возвращения на родину Miriam Makeba организовала
благотворительную "Это будущие матери нашей страны. И если мы не позаботимся
о них сегодня, За долгие годы своей музыкальной и политической карьеры Miriam Makeba получила много наград, в том числе Certificate of Recognition Лос-Анджелеса в области музыки за ее гуманитарный вклад и упорство в борьбе с апартеидом, Certificate of Appreciation округа Колумбии за ее вклад в улучшение качества жизни притесняемых людей и инвалидов, награду французского правительства Commandeur Des Artes Et Lettres De La Republique Francaise, Награду Мира 1986 Dag Hammarskjold и Grand Prix du Conseil International de la Musique ЮНЕСКО за ее усилия по подержанию мира средствами музыки. Новый контракт с одним из самых интересных современных
этно-лэйблов Putumayo подарил всем ценителям ее творчества первый за десять
лет студийный альбом Homeland, выпущенный в День Свободы Южной Африки,
25 апреля 2000. В записи принимали участие ее внуки - Nelson Lee и Zenzi
Lee, у которой на счету уже один сольный альбом Day Nights(1999). "Первая
песня альбома называется Masakhane: 'Вы поможете мне, я помогу вам. До
тех пор пока мы вместе, все будет хорошо'. Я говорю в этой песне о том,
что об'ездила весь мир, рассказывая о моей стране, ее народе и услышав
это люди поднимали свой голос против несправедливости. Эти голоса помогли
нам прийти туда, где мы сейчас. Я говорю спасибо и нашим детям за Преемник Nelson Mandela молодой южно-африканский президент Thabo Mbeki провозгласил ее Послом Доброй Воли в феврале 2001. "Простые люди нашего континента дали ей этот титул, Мама Африка. И в тот момент, когда мы расширяем узы дружбы и солидарности с нашими братьями-африканцами и усиливаем нашу работу в этом направлении, я рад об'явить, что назначил Маму Африка, Miriam Makeba, Южно-африканским Послом Доброй Воли в Африке."
Geoffrey Oryema, Uganda
Названный музыкантом 2000 в мире world-music Geoffrey Oryema - очень необычный исполнитель для этого четко очерченного жанра. В отличии от большинства этно-звезд он рос в окружении сразу нескольких совершенно противоположных культур - от традиции griot, народных сказителей до современных театральных экспериментов и авангардной рок-музыки. Возможно поэтому его музыка и не воспринимается очередной современно упакованной этно-экзотикой, а заслуженно занимает место в ряду таких "раздвигателей границ", как Peter Gabriel, Laurie Anderson, Brian Eno... Geoffrey Oryema родился в Soroti, западной части страны, в cемье музыкантов, поэтов и сказителей. Вместе с матерью, которая руководила национальной балетной труппой The Heartbeat of Africa, еще в раннем детстве Geoffrey об'ехал всю страну. Отец - известный политик - научил его играть на nanga, местной 7-струнной разновидности kora. "Музыкальную горячку я подхватил лет в семь." К одиннадцати он умел играть на гитаре, nyamulere(флейта),
nanga, lukeme(местный вариант ксилофона), перкуссиях и начал сочинять
песни. В начале 70х Geoffrey поступил в театральную академию Kampala,
столицы Уганды, на актерcкий факультет. Его творческие амбиции нашли выход
в создании театральной труппы Theatre Ltd., для которой он написал свою
первую пьесу. В произведении сплетались африканские музыкальные традиции
и современные театральные течения - от Станиславского до Гротовского,
- оригинальный театр абсурда был наполнен обрядовой племенной музыкой.
Это был первый эксперимент смешения диаметральных культур, в дальнейшем
типичный для Oryema. После многих лет незаметной клубной работы в 1989 Thomas
Brooman, один из "Нужно идти вперед без ожидания. Моя идея в том, что быть артистом значит - во-первых и что наиболее важно - это исследовать мир между традиционной и современной музыкой. Это поиск идентичности, музыкальной достоверности." В 1991 песня "Suzanne" в исполнении Geoffrey Oryema появилась на альбоме-посвящении канадскому интеллектуалу I'm Your Fan (Tribute to Leonard Cohen). На выпущенном фирмой FNAC Record Shops рекламном CD-cингле More Fans, который раздавался как бесплатный бонус к альбому, была также инструментальная версия "Suzanne". "Мое детство было наполнено песнями Leonard Cohen, именно поэтому я согласился принять участие в этой записи. Он представляет поколение, эру или, говоря точнее, цельную вещь, которая никак не связана с модой." Второй альбом Geoffrey Oryema - Beat the Border(1993) - был ориентирован уже на более широкую аудиторию. Все песни были спеты на английском, вновь выступивший продюсером Brian Eno искусно сплел вокруг голоса Geoffrey живые и синтезированные звуки. В работе над записью участвовали такие музыканты, как известный французский гитарист Jean-Pierre Alarcen, работавший с Pink Floyd Bob Ezrin и Dave Bottrill. Альбом продержался двенадцать недель в верхней десятке Billboard's World Music Chart и стал первым альбомом world-music в сетке коммерческого Adult Radio. "Артистов третьего мира начинают критиковать, когда они заимствуют звуки Европы. В тоже время западных артистов типа Paul Simon прославляют за глубокое погружение в богатую культуру Африки. Это двойной стандарт, который нетерпим для многих из нас." В 1994 Oryema выступил музыкальным продюсером фильма Little Indian, Big City, снятого Herve Palud, - истории мальчика из джунглей Венесуэлы, который отправляется к отцу в Париж, чтобы посмотреть на Эйфелеву башню. На звуковой дорожке появились такие ветераны Real World,
как Pato Banton, Manu Katche и Tonton David. В 2000 песня Oryema "Kel Kweyo" попала на звуковую дорожку к фильму "I Dreamed of Africa" о судьбе Kuki Gallmann, боровшейся за cохранение дикой природы Африки.
Ее
чистый настойчивый голос возникает неожиданно из спокойного течения музыки
и еще долго продолжает звучать тревожным эхом, глубоко застревая в Oumou Sangare родилась в феврале 1968 в столице Мали, Бамако. Ее семья происходила из Medina Diassa в окрестностях Yanfolila, самого сердца региона Wassoulou, и Oumou росла в колыбели, сотканной из музыкальных традиций. "Прежде, чем вступить в брак с моим отцом, моя мать Aminata Diakite была известной певицей на празднованиях свадьб и крещений в Wassoulou. Моя бабушка, Nountele Diakite, была настоящей звездой. Так что я начала петь, едва научившись ходить. Меня обычно ставили на стол, когда я пела, - такой я была маленькой!". В пять лет Oumou первый раз выступила перед большой аудиторией
на Центральном Стадионе Бамако. Она была напугана, на грани слез, не осмеливаясь
даже открыть рот перед микрофоном. Но после того, как мать мягко шепнула
ей на ухо: "Представь себе, что ты дома, на кухне, и просто пой",
страх рассеялся. Ее встретили восторженно. "Меня пригласили петь в инструментальную группу, Djoliba Percussions, и мы гастролировали по Гватемале, Мартинике и Европе. Нас было трое певцов, двое griottes и я, представлявшая стиль Wassoulou. Я пела и играла на djembe и alaphon, тогда как griots всегда аккомпанировали себе на kora. Репертуар griots не имел ничего общего с Wassoulou". В Париже ей посчастливилось увидеть выступление Miriam Makeba, одной из своих кумиров. Вернувшись на родину, Oumou решила создать собственную группу, но все еще продолжала петь на свадьбах и крещениях. "Как у всех исполнительниц в Африке, у меня вначале было много трудностей. Нелегкая задача - управлять группой, состоящей из мужчин. Но я не отчаивалась, потому что создание музыки - это та вещь, дороже которой у меня нет." "Я тогда встретила Master Amadou Ba Guindo, к сожалению,
уже ушедшего от Этот идеально воссозданный новый стиль вскоре привлек внимание огромной аудитории. Первый альбом Oumou Sangare Moussolou/Женщины(1989) был
записан в студии "Я всегда сама сочиняла свои песни, даже когда была
ребенком. Аранжировщик помогает мне иногда изменить определенные части,
но композиция остается Djembe, ngoni, kamelengoni, ударные, гитара,- каждый инструмент играет свой ритм, который создает полиритмию". При содействии Ali Farka Toure Oumou Sangare заключила контракт с известным этническим лэйблом World Circuit, базирующимся в Лондоне. Первой их совместной работой стало переиздание на CD альбома Moussolou(1990). Второй альбом Oumou Sangare Ko Sira/Свадьба Сегодня(1992) был записан World Circuit в Берлине и смикширован в Лондоне. Близкий грув, теперь расширенный djembe и Peul флейтой. Эта запись была признана European World Music album 1993 и заслужила для нее на родине статус Звезды Звезд. Ko Sira возглавлял чарты World Music в течение трех месяцев. Одна из песен, Saa Magni, наполненный страданием речитатив, была посвящена памяти Ahmadou Ba Guindo, который ушел так рано. В 23 года Oumou Sangare уже добилась положения суперзвезды,
которого большинство африканских певиц достигают значительно позже в своей
карьере. В 1995 Oumou участвовала в мировом туре Africa Fete с такими
звездами, как Baaba Maal, Boukman Eksperyans и ушедший Femi Kuti. "Pee Wee, как оказалось, давно нравилась моя музыка. Он пытался связаться со мной довольно долго, чтобы поработать вместе, и, когда я об этом узнала, я была очень возбуждена. Я знала его по работе с James Brown, кoторый очень популярен в Африке повсюду, но в Мали особенно. Когда я была девочкой, я обычно танцевала дома под записи James Brown, так что встреча с Pee Wee была для меня особенно трепетна." В 1997-1998 годах Oumou Sangare вместе с Sibongile Khumalo(ЮАР),
Sally Nyolo(Камерун), Hanitra Rasoanaivo(Мадагаскар) об'ехала весь мир
с концертным туром Women Of Africa; иногда к ним присоединялись такие
звезды, как джазовая пианистка Toshiko Akiyoshi и Angelique Kidjo(Бенин).
Хочется верить, что долгожданный новый альбом Oumou Sangare все же появится... Базовый источник (франкоязычный) находится во владениях
INA - French
Salif Keita, Mali
Ничто не предвещало ему большого будущего. Семья была бедной,
несмотря на "Раньше, музыка не считалась карьерой для малийцев. Теперь у нас есть замечательные музыканты, которые создают современную музыку на базе глубоких корней. Обычные люди, не griots начали свободно петь. Я был тем ключом, который открыл для них дверь." Salifou Keita родился альбиносом, с "белой кожей и черной кровью", как он сам говорит, 25 августа 1949. Он был третьим из тринадцати детей Sina Keita, землевладельца в деревне Djoliba и прямого наследника легендарного Soundjata Keita, создателя Империи Mandinka в 1240. "Это не моя жизнь. Мы должны идти вперед и не хвататься за прошлое". В Африке, альбиносы считались проклятием, их приносили в жертву и разбрасывали их волосы на посевы, чтобы добиться хорошего урожая. Ограниченное зрение Salif и бледная кожа сделали его уязвимым в стране палящего солнца и жары. Отец вначале так его стыдился, что запретил матери с младенцем показываться в его доме. Позже он все же вернул их обратно и к его облегчению местный деревенский имам предсказал большое будущее новорожденному. "Когда у вас есть мать и отец, вы остаетесь молодым. Но, когда вы теряете одного из них, вы осознаете, что вы уже не молоды. Вы становитесь сами по себе. Вы должны взять на себя ответственность. Это важно. Мой отец сделал для меня много важных вещей. И он был моим другом. Мы говорили обо всем на свете. Он помог мне в моей жизни. Когда он умирал, что я мог сделать? И это было для меня ужасно." Однако в деревне Salif оставался изгоем. Он был хорошим учеником и хотел стать учителем, но его посчитали непригодный из-за зрения. Тогда он решил стать музыкантом, что противоречило всем сословным табу малийского общества. Salif сбежал прочь из семьи в столицу, где спал на рынке и зарабатывал на жизнь игрой на гитаре в ночных барах и на улице. "Моя семья не хотела, чтобы я занимался музыкой. Они хотели, чтобы я занялся чем-нибудь 'респектабельным', например, бизнесом." Его голос уже тогда производил сильное впечатление на тех, кому доводилось его услышать. Однажды он попался на глаза Tidiane Kone, саксофонисту популярного оркестра The Super Rail Band. Вскоре Salif стал их певцом - то был 1970. Это спонсируемое правительством об'единение c шикарным полным названием - The Super Rail Band du Buffet Hotel de la Gare De Bamako !! - процветает и по сей день, выступая в Европе и Западной Африке. В конце 60х - начале 70х не только в Мали, но и повсюду
в Западной Африке, основу популярной музыки составляли кубинские ритмы.
Музыканты даже пели на испанском, имитируя Celia Cruz, Johnny Pacheco,
Ray Barreto и других, при этом не понимая, о чем поют. Электрогитары,
барабанные установки и духовые безоговорочно стали необходимой частью
состава. После завоевания независимости в 1960 малийское правительство
стимулировало группы вводить Тогда же Salif открыл для себя американские голоса - Stevie Wonder, Ray Charles, Tina Turner. "Эта их(американцев) манера петь прямо в микрофон создавала огромный эффект присутствия на сцене. Это многому меня научило." В 1973 Salif вместе с гвинейcким гитаристом Kante 'Diessou'
Manfilla оставил Rail Band и присоединился к Les Ambassadeurs. Группа
называлась так потому, что в ней были музыканты из разных стран Африки
- Мали, Сенегала и Нигера - и они играли "интернациональную музыку",
в основном, для иностранных туристов и бизнесменов. В поисках места более
благоприятного экспериментам, в 1978 они перебрались в Абиджан, урбанистическую
столицу Берега Слоновой Кости, где стали называться Les Ambassadeurs Internationales.
Там Salif сочинил песню, которая возвела его в ранг звезды, "Mandjou".
Это знойный, перегруженый 10-минутный трек прославлял людей Manding и,
в частности, гвинейского диктатора Ahmed Sekou Toure, - не за его мощь
или политику, а за поддержку культуры Manding и общины музыкантов(Salif
Keita был лично благодарен ему за то, что тот После участия в Angouleme Festival в 1984 Salif Keita решил остаться в Париже и начать сольную карьеру. Он поселился в пригороде Montreuil, где уже жили наряду 15 тысячами малийских иммигрантов такие звезды, как Mory Kante, Toure Kunda, Tabu Ley Rochereau, Papa Wemba, Manu Dibango... "Африканская община во Франции действительно большая.
Но жизнь там диктует В 1987 вместе с лучшим продюсером Западной Африки Ibrahim Sylla они создали первый кроссовер альбом Soro, который установил новый стандарт для афро-попа и узаконил место африканской музыки в прогрессивном роке - как музыки для слушания, не только для танцев. Записанный в 48-дорожечной студии с электронными барабанами и синтезаторами, с аранжировками, сделанными французскими клавишниками Francois Breant и Jean Philippe Rykiel, Soro был тем не менее замешан на традиции, и в парящем, меланхоличном голосе Salif слышались голоса предков. Даже сегодня этот альбом остается одним из наиболее отрясающих бестселлеров world-music. "Моя музыка подобна дереву. У него африканские корни, джазовый ствол и фанковые ветви". После потрясающего успеха Soro ему предложила контракт
фирма Mango, подразделение концерна Island, известного пропагандой ямайкской
музыки reggae. В 1988 вместе с такими звездами, как Youssou N'dour, Ray
Lema, Jackson Browne и Sly & Robbie, Salif Keita появился на праздновании
70-летия Nelson Mandela на стадионе Wembly. "Западные люди создали небольшое пространство и назвали его world-music, откуда им удобно таскать "ингредиенты вдохновения"... Однако не все потеряно, потому что африканцы до сих пор вовлечены в процесс творчества. И это дает нам возможность глубинного контроля, потому что мы единственные, кто может это делать". В том же году Salif работал вместе с композитором Steve
Hillage над созданием величественной звуковой дорожки для французского
фильма L'Enfant Lion/Sirga. Он также появился в фильме в роли griot. Похвалы
фильму сфокусировались на музыке Salif Keita; частично потому, что многие
впервые услышали его голос в акустической, камерной обстановке. "Когда вы делаете музыку, вы делаете ее на положительных эмоциях. В вас должен быть положительный заряд, чтобы говорить с вашими слушателями. Не так просто найти такой заряд на каждый день. Если вам нравится говорить ни о чем, я уверен, вы сможете производить музыку ежедневно." Salif много гастролировал по Европе, Австралии и Америке(и
гораздо реже в Африке) и отточил выступления своего большого концертного
состава Wanda В 1994 он продолжил работу в кино, сыграв роль футбольного
тренера в гвинейском фильме Ballon D'Or/Золотой Мяч. С M.C.Solaar они
создали также Следующий, более афро-центричный Folon... The Past, отразивший изменившиеся взгляды Salif Keita на свои обязательства перед Африкой, вышел в 1995. Альбом был официально посвящен созданной им в 1990 организации Albino S.O.S, но многие песни имели в виду и более конкретных людей, много сделавших для Африки,- например, первого черного президента ЮАР Nelson Mandela или малийского модельера Chris Seydou, который умер молодым от СПИДа... "Африканцам необходимо помогать африканскому континенту.
Они должны любить "Африка заставляет мечтать, заставляет танцевать. Не стоит мечтать об Америке или Франции, когда все, что вам нужно, есть дома и эта мечта намного реальней, чем проблемы с получением визы." После смерти отца, Salif стал чаще приезжать в Мали и особенно в родную деревню Djoliba, осознав свою новую ответственность и испытывая недостаток по общению с людьми своей родины. "Это не просто для рыбы - слишком долго находиться без воды". Записанный в Дании альбом Sosie(1987) cтал данью Salif
своей новой родине После более чем десяти лет сольной карьеры и радикально изменившейся поп-коньюктуры, в 1999 Salif Keita выпускает новый альбом Papa, спродюссированный Vernon Reid из агрессивной черной американской группы Living Colour. В отличии от других больших звезд world-music, ушедших в "поиск корней", он продолжает открывать новые двери музыки будущего. "Если вам хочется кого-то позвать, чем действительно
стоит звать, так это музыкой. Я открою вам истину: музыка - это чье-то
имя, это имя для каждого. И если она исходит из вашего сердца, люди ее
полюбят, потому что сердце есть у каждого. Музыка идет напрямую из одного
сердца в другое."
Jean 'Bosco' Mwenda, Kassa Tessema, Diaou Kouyate
Чертова
дюжина... Хороший повод поговорить о звездах, которых по некоторым Пионер пальцевого звукоизвлечения в африканской традиции
игры на акустической гитаре Jean 'Bosco' Mwenda был самым записываемым
музыкантом Kassa Tessema родился 14 февраля 1927 в провинции Shoa,
Эфиопия. В 17 лет он вступил в военный оркестр и играл в нем до своей
смерти 11 октября 1974. Kassa был одним из лучших исполнителей на krar
своего времени и был широко известен своим потрясающим баритоном. Певица уникального тембра Diaou Kouyate - дочь прославленного
гвинейского "Я говорила тебе, ребенок Finas.
Papa Wemba, Congo/Zair
Настало время поговорить о наимудрейшем из всех идущих по великому африканскому музыкальному пути - Papa Mzee Wemba. Papa Wemba родился Jules Shungu Wembadio Pene Kikumba 14 июня 1949 в Lubafu провинции Kasai Бельгийского Конго(позже Заира, а ныне Демократической Республики Конго). В этом регионе издавна жили многочисленные Wemba(племя Tetela), и с раннего детства ребенка приучали к мысли, что он является прямым наследником вождей-воинов BaTetela. Когда ему было шесть, семья переехала в столицу Киншасу. Его мать была pleureuse - профессиональная плакальщица на похоронной церемонии, называемой Matanga и Jules часто сопровождал ее во время работы. Papa Wemba до сих пор считает этот первый опыт наиболее важным и влиятельным для всей его будущей музыкальной карьеры. После смерти матери в 1973, он отдал ей дань памяти в одном из интервью: "Если бы мама была до сих пор жива, я был бы наполнен как словами, так и музыкой. Она была моим первый учителем и моей первой аудиторией". После ранней смерти отца в 1966 Wemba начал регулярные занятия музыкой, вначале как участник хора католической церкви Св.Иосифа. "Когда я начал петь поп-музыку, я полностью завязал
с религиозной музыкой, В 1969 Wemba выступил со-основателем одного из лучших молодых
оркестров страны Zaiko Langa Langa. Своей любовью к американскому ритм-энд-блюзу
с его харатерной вокальной подачей, которую он часто имитировал, Wemba
заработал у коллег первое прозвище - Presley. "В наших головах кипели, бурлили идеи и наше направление
все время эволюционировало. Мы выбросили духовые. Мы отказались от одного
ведущего Нас критиковали старшие, потому что мы не подчинялись правилам, мы их просто игнорировали, потому что у нас была своя идея. Это было восстание, то, без чего нет современной музыки, настоящее восстание." Их неподдельная энергия и революционный настрой быстро
завоевали группе Следующие несколько лет группа выступала также успешно,
все их сорокопятки "Движение пропагандировало высокую степень чистоты,
гигиены и элегантность Однако именно мода стала ключевой составляющей нового движения.
В 1981 ушли пять ведущих музыкантов Viva La Musica. Весной 1982 Wemba
отправился в продолжительный тур по Европе, на который была также запланирована
его первая сольная работа при поддержке студийной группы Les Djamuskets.
Запись и раскрутку альбома спонсировал Lluambo 'Franco' Makiadi, заслуженный
лидер лучшего заирского оркестра, OK Jazz. Группа в это время продолжала
выступать без своего лидера и на родине поползли слухи, что Papa попал
в тюрьму или даже умер. Когда он вернулся после шестимесячного отсутствия,
в аэропорту помимо фанов его встречала свита самого Президента Мобуту.
Чтобы развеять слухи Papa Wemba немедленно записал с группой песню Evenement.
Однако противоречия внутри Viva La Musica уже настолько усугубились, что
вскоре уходит еще десять человек, создав ансамбль Victoria Eleison. "Несмотря на то, что я был звездой в Заире, был звездой в Африке, я решил хлопнуть дверью. Я сказал себе - я не хочу больше играть только для заирцев. Я хочу играть для всего человечества." В 1985 бельгинское телевидение сняло часовой документальный
фильм с его участием Chef Coutumier de la Rumba Rock/Глава Племени Румба-Рока.
В 1986 "Единственная проблема заирских музыкантов в том,
что они не слушают музыку вне Заира, например, из Европы, Америки и даже
других стран Африки. Они хотят играть только заирскую музыку. Отчасти
тому виной недостаток информации - по радио, к примеру, круглые сутки
крутят только заирскую музыку. И из-за этого музыканты очень ограничены..." В 1989 Papa Wemba вместе с Molokai дебютируют с концертами
в Нью-Йорке и "Паскаль очень талантлив. Сначала его пригласили помочь
с аранжировками Второй - французский клавишник Jean-Philippe Rykiel, работавший с Salif Keita на Soro и Youssou N'dour на Wommat. "Я подумал о нем немедленно... он гений." Третий - продюсер Stephen Hague, известный по работе с Pet Shop Boys, Erasure и New Order. На тот момент это был его первый опыт сотрудничества с африканским музыкантом. "Я думаю Стивен осознавал, какие надежды я возлагаю
на этот альбом. Он оставил голос наиболее значимой частью каждого трека
и аранжировал его окружение так, чтобы оно максимально отвечало моему
вокальному стилю. Состав вторых вокалистов был для него традиционен и состоял из Reddy Amisi и Stino при поддержке двух женских голосов. Единственный кавер на альбоме - 'Sad Song' Otis Redding - Wemba спел дуэтом с соул-дивой Juliet Roberts. Однако независимо от своей бурной соло карьеры Papa Wemba
продолжал работать с Viva La Musica, в основном для своих африканских
фанов. Группа поменяла несколько названий и в конце концов стала пышно
зваться Wemba's "Моя оригинальная группа - для моих заирских фанов, которые хотят слушать только типичную африканскую музыку." После свержения в 1996 многолетнего главы Заира, Президента
Мобуту, Papa В 1997 Wemba увеличил свое имя еще на одно слово,- Mzee,- то-есть мудрейший или наисведующий. В марте 1999 состоялось чрезвычайно успешное европейское
турне с финальным "Когда люди говорят о Papa Wemba, я не хочу, чтобы
они говорили, что я -
Youssou N'dour, Senegal
Для далекого от этно-музыки слушателя Youssou N'dour вероятно наиболее известный африканский исполнитель. Для своей исторической родины, Сенегала, и культурно близких стран - живой символ реализации "африканской мечты". В разнотканном полотне этно-музыки его голос стал знаковым; сотрудничество с такими разными мировыми звездами, как Peter Gabriel, Sting, Neneh Cherry, Brandford Marsalis и Wyclef Jean сфокусировало рассеянное внимание западных слушателей на уникальности музыки "затерянного рая". Youssou N'dour родился в 1 октября 1959 в окрестностях Медины(буквально, 'старый город') столицы Сенегала, Дакара. Его мать, Ndeye Sokhna Mboup, принадлежала к касте griot и была широко известна как традиционный музыкант. Youssou начал петь в раннем возрасте, сначала на семейных праздниках, затем, после того, как в 12 лет "засветился" в радио-шоу юных талантов, начал регулярно выступать на публике. Его отца, однако, музыкальная карьера сына не радовала. "Я недолго следовал традиции моей матери, и мой отец все время старался, чтобы я отошел от griot, от музыки вообще. Он часто говорил мне, что люди не уважают музыкантов и что его беспокоит мое будущее." Помимо музыки юный Youssou интересовался театром и в 1972
стал участником В 1975 Youssou был приглашен в Star Band, одну из самых
популярных сенегальских групп тех лет. Они были резидентами крупнейшего
ночного клуба Дакара, The Miami Club. Ансамбль был основан в 1960 и воспринимался
как символ независимости Сенегала. Они начинали с кубинской румбы, но
вскоре стали использовать все больше традиционных ритмов, инструментов
и, в конечном счете, исполнять тексты на Wolof и других местных языках.
В 1977 Youssou - Dakar's Little Prince - сформировал уже собственный проект, Etoile de Dakar (французский эквивалент Звезды Дакара). Многие его партнеры по Star Band присоединились к нему и по сей день Youssou работает с мастером talking drum Assane Thiam, Babacar Faye на барабанах sabar, и басистом, клавишником и аранжировщиком Habib Faye. Etoile de Dakar выпустили 10 кассет, начиная с Tabaski в 1981, которые демонстрировали процесс создания нового уникального сплава корневой музыки с западными влияниями в инструментах и аранжировке. Общественное внимание все отчетливее фокусировалось на фигуре Youssou N'dour, что привело к отделению проекта Etoile 2000 в начале 80х. Затем Youssou переименовал группу в Super Etoile de Dakar. Под этим именем они стали одной из самых популярных групп в Африке. В 1979 с помощью ассоциации таксистов-сенегальцев, существовавшей
во Франции и Италии, Youssou N'dour предпринял первые попытки проникнуть
на "Истинно сенегальская музыка не скоро станет популярной. Потому что она, эта потрясающая музыка, своего рода язык и нужно узнать так много, чтобы понять ее на 100%." Cледующие релизы (Set, Eyes Open/Xippi и The Guide/Wommat)
добились гораздо По некоторым сведениям, в 1993 в Париже была поставлена
первая африканская И, наконец, в 1994 произошло поистине историческое событие как для него лично, так и для всего направления world-music. Cингл 7 Seconds, - плод сотрудничества Youssou N'dour с хип-хоп певицей Neneh Cherry, - был продан в количестве более, чем двух миллионов копий, и собрал букет всевозможных мировых наград. Огромное число людей по всему миру смогло увидеть и осознать факт существования совершенно иного подхода к музыке, других культурных традиций. В том же году сенегальский режиссер Ndiouga Moctar Ba снял
фильм You, Africa!, запечатлевший триумфальный тур Youssou по девяти африканским
странам. В кратких интервью между концертными с'емками музыкант говорил
о политической роли своей музыки, об отношении к творчеству и о своих
усилиях, направленных на процветание Африки. "Все эти вещи - моя студия, мой лэйбл, мой клуб, моя радиостанция или моя газета,- случились только благодаря тому, что я уже был музыкантом." Следующий хит-сингл Youssou N'dour, "La Cour Des Grands: A Ton Tou De Jouer -- Hymn Official De La Coupe Du Monde De Football ", был записан дуэтом с певицей Axelle Red к чемпионату мира France 98. В том же году Youssou написал музыку к мультфильму Michel Ocelot Kirikou and The Witch, созданного на основе восточно-африканского сказания о мальчике и ведьме Karaba. "Я прочитал сценарий года за два до того. Это был
период, когда мне присылали массу сценариев, чтобы я написал к ним музыку
или сыграл в них. Но Kirikou был единственным, который привлек мое внимание
и по двум причинам. Изначально меня привлекла тема африканской истории,
которая очень близка моим чувствам. И затем возможность cнова работать
в контексте традиционной музыки. Это было конкретным требованием создателя:
отказаться от использования современных инструментов, чтобы опереться
на более естественный источник вдохновения. Между тем, коньюктура в мировом шоу-бизнесе успела измениться и направление world-music перестало казаться выгодным товаром гигантам индустрии. Изменения коснулись даже таких мега-звезд, как Youssou. Несколько классных альбомов того периода,- St-Louis, Lii!, Disque D'Or,- так и не были изданы на CD, и единственной его заметной работой стала песня "How Come?", записанная с Canibus и Wyclef Jean для политического боевика Bulworth. 21 февраля 2000 после шестилетнего перерыва фирма Sony
выпустила так долго "Я современный человек. Мне нравятся традиционные
вещи, но я считаю, что Joko на Wolof значит связь или об'единение, и это слово стало девизом проекта, начатого Youssou в начале 2001. Его задачей было создать в Сенегале интернет-сообщество, предоставив доступ к сети как можно большему числу сенегальцев, особенно бедных. Другой целью было создание культурного поля для общения с сенегальскими экспатриантами. По стране начали открываться Joko-клубы(первый - на его малой родине, в Медина и второй - в деревне N'Goundiane). Техническими спонсорами Joko Network выступили компании HP World e-Inclusion и сенегальский телекоммуникационный провайдер Sonatel. "Привести африканцев в интернет - это на сегодня самая важная вещь, которую я могу сделать как музыкант. Я хочу показать людям, что мы такие же, как и все, мы - часть мира. У нас ведь континент такой богатой культуры и всего остального. Так почему мы должны отставать? |