Роман Шлейман. Жулье становится на крыло

 

Жульё становится на крыло

Роман Шлейман, "Новая газета", ??? http://novgaz.port72.ru/archive/n28/korki.htm

 

В обмен на испытательные технологии мы получили белые тапочки
С естественными монополиями уже совершили неестественные вещи. Космос продали вместе со всеми технологиями. Недвижимость превратили в ваучеры, движимость развезли по дачам... Все? Не совсем.

Остался еще военно-промышленный комплекс. Крупнейший сектор экономики, в силу своей необъятности еще сохраняющий государственный статус. (Но не государственное финансирование.)

О ВПК забыли. Но забыли не все. И аэродромы, ангары, военные, транспортные самолеты, разная другая техника, а заодно специалисты и технологии из сферы государственных интересов плавно перешли в сферу интересов личных и партийных.

Больше всех суетятся иностранцы — на обломках империи они без труда нашли запчасти к своим военным машинам. Одной из самых ценных находок для них стал Летно-исследовательский институт имени Громова — крупнейший объект военно-промышленного комплекса. Начиная с девяностых годов в разное время институт был в центре негласного, но очень пристального внимания минимум четырех (!) государств.

«Новая газета» (№ 11) уже рассказала криминально-коммерческие истории о продаже двух самолетов МиГ-29УБ, об исчезновении в Анголе российского транспортного самолета Ан-12БП с алмазами и валютой на борту.
Мы продолжили наше расследование.

Как обули наших соколов

Первая история о том, как в обмен на уникальные технологии мы получили 103 тысячи пар китайских туфель женских из кожзаменителя.

Началось все в апреле 93-го года, когда начальник Летно-исследовательского института К. Васильченко и представители школы летчиков-испытателей заключили два контракта с Китайским летно-исследовательским институтом и Всекитайской авиатехнической импортно-экспортной корпорацией.

Согласно первому контракту Институт им. Громова должен был обучить китайских летчиков искусству испытательных полетов на самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, Ан-24 и Ту-154. Программа была основательной, да и стоимость контракта приличная — 1 миллион 400 тысяч долларов. Второй контракт с китайцами тоже шуточным не назовешь. Институт им. Громова продал основу испытательной практики летчиков: «Пакеты программного обеспечения... для летных испытаний авиатехники». Контракт оценили в 1 миллион 100 тысяч долларов. Таким образом институт должен был получить в общей сложности 2,5 миллиона долларов. Но «живыми» деньгами заплатили лишь 35 процентов от каждого контракта. Остальное, по оговоренным условиям, российская сторона получила китайскими «товарами и оборудованием».

Тут-то и обрушился на ведущий институт ВПК коричневый и черный обвал из женских туфель. И 10 206 черных и белых настольных ламп, должно быть, в качестве оборудования. (Весь этот ширпотреб составил 1/3 всего бартера).

Судьба валютного платежа еще интереснее. Четверть полученной валюты, вырученной за обучение китайских пилотов, отошла некоему товариществу «Крылья России», которое было создано при институте. Если верить контракту, оно помогало методикой, программным обеспечением и сопровождением полетов. Однако в то, что у крупнейшего объекта ВПК не хватило своего научно-технического потенциала, верится с трудом. Очевидно, нужно было делиться. В итоге из 1 миллиона 400 тысяч долларов по первому контракту институт получил валютой всего 354 375 долларов. Улавливаете разницу?

Вообще институт отличался сомнительными коммерческими браками: помимо «Крыльев России» институт фактически основал и пригрел еще одно АОЗТ — «Оникс». Этот коммерческий аппендикс был создан в 1992 году. Создатели: Летно-исследовательский институт под руководством того же К. Васильченко, кипрская оффшорная фирма Pineland Realty Ltd и т.д. Институт вложил в «Оникс» 1 миллион 40 тысяч рублей и позволил ему на весьма льготных (скорее наглых) условиях расположиться на своих площадях.

«Оникс» сыграл не последнюю роль в туфельно-ламповой эпопее. В апреле 1993-го, параллельно с заключением китайских контрактов, Летно-исследовательский институт договорился с «Ониксом» о том, что сам будет обеспечивать выполнение всех контрактных работ, а «Оникс» займется финансированием. Но случилось все с точностью до наоборот: уже в июле 1993 года за один только день институт выделил «Ониксу» 100 тысяч долларов, половина которых предназначалась для выполнения программы закупки и реализации «товаров народного потребления». Очевидно, ждали китайских тапочек...

Вот МиГи пролетели — и ага...

Вторая история будет поинтересней. Ее итогом стала «пропажа» двух самолетов МиГ и чудом замятый международный скандал.

В 98-м году Летно-исследовательский институт им. Громова посетил посол Йемена в РФ Али Букерия. Посол был сердит. Йемен заплатил задаток 5 миллионов долларов за два самолета МиГ-29УБ (цена одной такой машины — 15 миллионов), но так ничего и не получил.

В марте 1994-го Госкомитет РФ по оборонным отраслям промышленности поддержал инициативу Летно-исследовательского института по приобретению двух самолетов МиГ-29УБ. В мае 1994-го вышло правительственное постановление, разрешающее передачу МиГов институту. В конце июня начальник института (все тот же К. Васильченко) попросил родственное институту ТОО «ЛИК ЛИИ» заплатить за два самолета, а заодно поставить их на хранение. Оперативность впечатляла, ведь ТОО зарегистрировалось всего за шесть дней до этой просьбы (еще одна подставная структура?!).

Вскоре по трехстороннему договору между Летно-исследовательским институтом, ВВС и ГК «Росвооружение» МиГи передали институту по сниженной цене — 512 988 906 рублей. А в июле от лица ТОО «ЛИК ЛИИ» деньги в кассу принес лично замначальника института Л. Лобас, причем наличными, хотя договор между институтом и ТОО о совместной деятельности оформили только через месяц после уплаты денег.

Хотелось бы верить, что два самолета МиГ-29УБ действительно приобрели исключительно для летчиков-испытателей. Однако реальность заставляет в этом усомниться. Особенно если учитывать давнюю связь института с еще одним товариществом — «Летайте с нами».

По договору с ним самолеты использовали в том числе и для катания иностранных граждан. Представительства ТОО «Летайте с нами» где-нибудь в США или Великобритании брали за три полета 12 975 долларов. Институту (согласно протоколу № 2 к договору 80-31) доставалось за полет 2 694 доллара — без учета оплаты летному и наземному составу, а также без оплаты расходов на топливо.

То ли клиентов стало маловато, то ли еще какая беда приключилась, но от МиГов решили избавиться. Если верить служебной записке одного из должностных лиц института, в октябре 1996-го в Узбекистан отправились два институтских летчика: И. Пышный и А. Рейнбах. Они заявляли, что их задача: «облетать» самолет МиГ-29, который затем, видимо, доставят в другое зарубежное государство.

Вот эти самолеты, похоже, и предназначались Йемену. Причем идея эта, судя по всему, возникла очень давно — в тот самый год, когда и были закуплены самолеты. Несмотря на то, что правительство РФ разрешило использовать МиГи лишь для «обучения российских и зарубежных летчиков», в договоре института с ТОО «ЛИК ЛИИ» еще в 1994 году появилась фраза об «обучении летно-технического персонала на территории России и за рубежом» (!). Согласитесь, есть топографические различия.

Технология продажи военной техники проста: самолеты вывозятся из России, например, «для демонстрации и обучения», терпят фиктивную «аварию» и в Россию уже не возвращаются.

Должно быть, что-то не сработало. Йемен заплатил 5 миллионов долларов, но самолеты не получил. Или получил и молчит. Иначе куда же они девались? Похоже, два МиГа-29УБ (№ 50903026539 и 50903026414) стали самолетами-призраками.

В институте нас уверяли, что они принадлежат ВВС Минобороны. Удостоверения о годности к полетам, выданные Департаментом авиационно-космической промышленности Минэкономики на «потерянные» МиГи, также свидетельствуют, что по крайней мере с 20 марта по 20 сентября 1998 года эти самолеты принадлежали-таки ВВС. Однако в пресс-службе этого военного ведомства нам ответили, что после передачи в 1994 году двух МиГов Летно-исследовательскому институту к ВВС они никакого отношения не имеют.

Спорить и строить разнообразные версии можно до бесконечности. Не ясно только, где же все-таки два самолета МиГ-29УБ или по крайней мере кто за них отвечает.

Ангольское иго

Попытка продажи двух МиГов — не самый темный эпизод из жизни Летно-исследовательского института. Здесь продают не только технологии и самолеты, но еще и людей. В октябре 1998-го это доказала история исчезновения в Анголе российского самолета Ан-12БП и его экипажа.

Осенью 1997-го институт в лице замначальника И. Волка заключил контракт с российским торговым домом в Анголе «Ростанг» и предоставил ему в аренду самолет с экипажем и техниками. Самолет вылетел в Анголу. А летом 1998-го, после того как в институте сменился начальник, у «Ростанга» появились серьезные претензии, поскольку экипаж стал «работать налево». «Ростанг» попытался расторгнуть договор в одностороннем порядке.

По возвращении в Россию экипаж самолета вместе с его командиром А. Капустиным арестовали за контрабандный ввоз оружия и крупной суммы в валюте. Но не прошло и месяца, как замначальника института Л. Лобас командировал в Анголу еще трех человек — Г. Стадника, Г. Кульмана и А. Митяева в счет спорного контракта. А поскольку «Ростанг» считал его расторгнутым, новый экипаж улетел в Анголу без прикрытия и без страховки.

По данным ангольской печати, 26 октября в 15.00, выполняя рейс для частной компании «MAWEWA», самолет вылетел из «алмазного» города Нзаги в Луанду с 10 тоннами груза и 32 пассажирами на борту. По словам комиссара местной полиции, на борту были алмазы и валюта. Через 20 минут связь с самолетом прервалась. По некоторым сведениям, его угнали боевики из УНИТА и он находится в юго-западной части Конго — в Кинсангане.

Руководство института пыталось убедить нас, что, несмотря на осложнившиеся отношения с «Ростангом», второй экипаж был отправлен в Африку, дабы вернуть самолет. Странно, что прокуратура почему-то усмотрела во всей этой истории единственного виновника — замначальника института И. Волка, чья подпись стоит под контрактом.

Бывший и. о. генпрокурора Ю. Чайка в своем письме разъясняет, что установило предварительное следствие. Первое: контракт был заключен без согласования с Федеральной авиационной службой. Второе: были заключены два фиктивных договора, благодаря которым самолет незаконно покинул Россию. Срок возврата самолета определялся до 31 декабря 1998 года (?!), однако самолет был захвачен ангольскими повстанцами...

В этом письме чего-то не хватает. Отправить самолет, принадлежащий режимному предприятию, за границу без ведома Авиационной службы (а скорее всего и ГРУ) довольно проблематично. Авиационная же служба спохватилась лишь за месяц до исчезновения самолета и проинформировала начальника института, что Ан-12 находится в Анголе незаконно, через год после того, как самолет туда улетел.

В письме бывшего и. о. генпрокурора также ничего не сказано о тех, кто отправлял в Африку второй экипаж. Если единственным намерением замначальника института Лобаса (который подписывался за начальника Бакаева) было вернуть самолет, не вполне ясно, почему не отправили и юристов улаживать проблемы с «Ростангом», почему игнорировали его претензии, почему командировки экипажу и техникам выписывали на 2—3 месяца. Наконец как могло случиться, что командиром пропавшего экипажа был Ю. Кутявин (белорус), а во время последнего рейса самолет был забит валютой и алмазами, работая на фирму «MAWEWA» (по некоторым сведениям, бизнес чуть ли не министра обороны Анголы)?

Пролетарий над гнездом кукушки

Итак, торгуют техникой, технологиями и людьми... Вокруг Летно-исследовательского института сплелось множество интриг. Имея в своем распоряжении огромный аэродром, соответствующий международным стандартам, институт пока еще не контролируется какой-либо политической или криминальной группировкой. Но желающих получить контроль над взлетно-посадочной полосой предостаточно.

Серьезный интерес к ЛИИ проявляет... КПРФ. Эту заинтересованность можно проследить на примере интриги, в ходе которой бывшего начальника института Ф. Золотарева сменил на посту В. Бакаев.

Начальство института пытались сместить давно, причем на самом высоком уровне. Еще 10 сентября 1997 года М. Толбоев, в то время секретарь совбеза Дагестана, направил Чубайсу письмо с просьбой «вернуться к вопросу о положении с руководством Летно-исследовательского института». Толбоев просил назначить на должность начальника Л. Лобаса (того самого, который приносил наличность от имени ТОО «ЛИК ЛИИ» за два МиГа), для чего дать соответствующие распоряжения министру экономики РФ Уринсону.

Толбоев — давний приятель депутата С. Савицкой, которую считают правой рукой Зюганова. Именно Савицкая инициировала проверку института Счетной палатой, что в итоге помогло сменить руководство института. Кроме того, Савицкой удавалось через Юрия Маслюкова выбивать бюджетные деньги для института.

Да и Ангола как-то странно вписывается в этот сценарий. У коммунистов в Анголе давние корни. Достаточно вспомнить живое участие того же Маслюкова в вопросе продажи ангольского долга России (примерно 5 млрд долларов) и его протекцию оффшорной компании «Абалоне инвестментс» в покупке этого долга.

Перевозка оружия, денег и алмазов либо для правительства, либо для партизан из УНИТА, — самый выгодный бизнес в Анголе. Схема «алмазы за оружие» приносит баснословные прибыли. Если верить сообщениям ангольской прессы, пропавший Ан-12БП, принадлежавший институту, также перевозил алмазы и валюту.

А 23 ноября прошлого года нынешний начальник ЛИИ им. Громова В. Бакаев получил весьма любопытный факс от «NABER Corporation» (Малайзия). Начальнику института сообщили, что в продолжение дискуссии, начатой во время последней конференции в Куала-Лумпуре, корпорация уже достигла некоторых договоренностей с представителями малайзийского завода по производству ювелирных украшений, с малайзийскими продавцами, малайзийскими чиновниками бизнес-сделках по золоту и драгоценностям.

Далее в этом письме сказано, что корпорация приглашает Бакаева посетить фабрику и ювелирные магазины, чтобы оценить выбор. Бакаеву обещали сопровождение и защиту на время командировки и уверяли, что, со своей стороны, вполне готовы к сотрудничеству.

Так что врут те, кто уверяет, будто бы ВПК нищ и убыточен. ВПК приносит огромные деньги: отдельным лицам, фирмам и государствам. Только — не России.

Оцените по 10 бальной шкале:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Результаты