Юрий Шуков. "Газели" мигрируют в Африку

 

"Газели" мигрируют в Африку

Юрий Шуков, соб. корр. "Российской газеты", Нижний Новгород. №149, 2001

 

На днях из Южно-Африканской Республики в АО "ГАЗ" должно прийти сообщение об итогах тендера на изготовление нескольких тысяч микроавтобусов.

По словам советника президента АО Геннадия Суворова, нижегородские автомобилестроители надеются на победу.
Для этой уверенности у "газовцев" есть веские основания. Еще в прошлом году национальный совет таксистов ЮАР обратился к Горьковскому автозаводу с просьбой продать 5500 микроавтобусов "ГАЗель". Но, несмотря на столь внушительный объем закупки, составляющий почти треть годового выпуска автозаводом микроавтобусов, волжан больше заинтересовало второе предложение африканцев: организовать сборочное производство российских микроавтобусов. Стоимость проекта - 15 миллионов долларов. Победит в конкурсе на осуществление этого проекта тот, кто предложит наиболее низкую цену и высокую надежность продукции. По этим параметрам микроавтобусы "ГАЗель" сильно обогнали всех своих конкурентов.
Вообще после памятного августовского кризиса 1998 года долларовые цены на российские автомобили снизились более чем в два раза и в последующем почти не росли. Это вызвало устойчивый интерес у иностранных покупателей. Но наши менеджеры давно уяснили, что выгоднее не просто продавать свои автомобили за рубежом, а организовывать там их сборочное производство. Под такие проекты местные власти, как правило, дают таможенные и налоговые льготы, что делает цену конечной продукции дочернего предприятия дешевле, чем на самом заводе.
На "ГАЗе" эту рыночную закономерность поняли давно и первыми начали создавать сборочные производства сначала в странах СНГ, а потом и в дальнем зарубежье. Сегодня у "ГАЗа" уже 17 таких дочерних заводов. Только на Украине их 6. Но самый динамично развивающийся филиал - ЗАО "КрымавтоГАЗ" - находится в Симферополе. В 1996 году здесь выпустили первые две тысячи "газиков", а в минувшем году их уже было собрано более 7 тысяч.
От роста продаж на украинском рынке выигрывают и фирма-дочка, и фирма-мать. Автомобили крымской сборки имеют более низкие цены, чем те, которые отгружаются с ГАЗа. Растет производство комплектующих на местных предприятиях. Сегодня сборка автомобилей марки "ГАЗ" и изготовление комплектующих деталей к ним обеспечивают работой 4 тысячи крымчан, а налоговые отчисления только АО "КрымавтоГАЗ" составляют 15 процентов бюджета всей республики. Не случайно Верховная Рада Автономной Республики Крым присвоила президенту ОАО "ГАЗ" Николаю Пугину звание "Почетный гражданин Автономной Республики Крым". Сейчас на дочернем предприятии в Крыму собирается 20 модификаций легких грузовиков семейства "ГАЗель", включая машины "скорой помощи" и с кузовами спецназначения. Освоена сборка "Волг", готовятся производственные площади для выпуска "Соболей".
Весной прошлого года ГАЗ открыл завод по производству средних грузовиков - "ГАЗ-3307" и легких, семейства "ГАЗель" в Минске. Объем продажи "газиков" в Белоруссии растет стремительно, увеличиваясь ежегодно в полтора раза. Цены на автомобили в республике тоже ниже российских за счет сокращения таможенных и транспортных расходов. И еще благодаря тому, что традиционные поставщики "ГАЗа" - белорусские предприятия - обеспечивают новый завод комплектующими напрямую. Ну а в целом за первое полугодие на автосборочные предприятия отгружено более 10 тысяч машинокомплектов - на 15 процентов больше, чем в первой половине предыдущего года.

Вернуться на главную