Н.А.Сосновский. Культура растафари

Культура растафари в зарубежной литературе: пан-африканизм, Ветхий Завет и рок-музыка
Н.А. Сосновский

7. "Назад, в Африку!.."

Трудно вообразить увлечение африканской городской молодежи какой-либо из молодежных субкультур Запада, скажем, "ангелов ада" хиппи или панков. Единственная из западных субкультур, захватившая молодых африканцев, - это раста-рэгги, ворвавшаяся в духовный вакуум, в котором очутились африканские горожане: традиционная культура ужэ не отвечала условиям их жизни, но не отвечала им и заимствованная с Запада культура; сверх того, она порождала ущербное сознание и полный разрыв с национальными корнями. Конечно же, ямайская раста никогда не смогла бы покорить американскую молодежь, не превратившись в субкультуру, стиль и - в ослабленном, но зато самом массовом варианте - в моду.

Подводя итоги развития африканской музыкальной культуры в 80-е годы, журнал "West African" считает самым значительным явлением из тех, что смогли захватить весь континент целиком, увлечение африканцев рэгги: "Ответом африканской молодежи, испытывающей неудовлетворенность под двойном давлением "современного" западного диско и "традиционной" местной музыки, стало появление в изобилии африканских групп рэгги вслед за смертью в 1981 г. Боба Марли, поборника интересов третьего мира. Среди западно-африканских рэгги-раста наибольшего успеха добился ивуариец Альфа Блонди, но и в большинстве других стран есть собственные пропагандисты рэгги. Столь разные музыканты, как Сонни Окосун, Маджек Фашек, Бонгое Иквуз, Нана Ампаду, Туре Кунда и сенегальская грутша "Super Diamond", представляют свои варианты рэгги, и все они утверждают: "Это африканская музыка" (58,1989, №3775, с.2136).

"Боб Марли не умер, он воскрес в Африке" - так называлась статья В "Teune Afrique Magazine", Dec. 1983, № 1. Марли стал легендой, он, пожалуй, самая популярная личность среди молодых африканцев. День памяти Боба Марли ежегодно отмечает молодежь многих стран континента.

Культовая сторона расты на Африканском континенте осталась почти неизвестной, растафаристские заклинания используются музыкантами ..скорее как "память жанра", элемент канона. Зато с восторгом воспринимаются политические антирасистские лозунги растафари. Многие африканцы, считающие себя растаманами, вообще полагают, что раста - это "антирасистское молодежное движение, созданное Бобом Марли".

Ортодоксальные растаманы встречаются в Африке в двух случаях: среди студенчества (здесь это скорее игра, эпатаж) и городского дна.

Главным в расте, не считая притягательного для африканцев видения мира и политических лозунгов, молодые африканцы сочли возможность развязаться с властью традиций, одновременно оставшись - и даже подчеркнуто оставшись - африканцами в культурном отношении, - но уже "современными африканцами".

К "настоящим" же растаманам относятся скорее как к чудакам, с легкой брезгливостью, но политическая и культурная стороны "движения" принимаются безоговорочно, особенно призыв к духовной деколонизации и гордости за свою расу. Африканская раста разделилась на малочисленную религиозную и влиятельную "культурно-политическую", в форме музыкального увлечения и моды, сделавшую культурный национализм фактом массового сознания. Поэтому представители одной и той же страны иногда заявляют: "У нас растаманов почти нет" и "У нас воя молодежь - растаманы". Это разное - "узкое" и "широкое" - понимание "движения растафари.

Джон Нанли (США), автор исследования по городской культуре Западной Африки, показывает, в каком виде "культура растафари" внедрилась в Африку, указывая на роль в этом музыки рэгги. Он цитирует сьерра-леонского журналиста: "Медленно, но непрестанно веет над Фритауном ветерок растафари, и последствия этого идут далеко". Осуждая увлечение марихуаной, "грязными дрэдлокс" и пренебрежение к труду, журналист сомневается в искренности принятия молодежью доктрин "религиозной расты". Одновременно он считает, что "повышая престиж Африки и мирового чернокожего сообщества в целом, артисты стиля раста-рэгги делают для чернокожих столь же важное дело, как и соратники Стива Бико" (цит. по: 33, с.249-250). Сам Дж.Нанли, изучая молодежные маскарадные ассоциации "Одэ" (такой вид приняли в городских условиях традиционные общества охотников йоруба), замечает, что "стиль жизни обществ Одэ' сложился под влиянием... растафаристской философии, выраженной в музыке и текстах рэгги", однако, как поясняют члены общества "Кровавая Мэри", "фритаунская раста лучше всего описывается образом вольнодумца, который рассудительнее своего ямайского собрата. Вольнодумец одет в небрежной манере расты, но не носит прически "дада" или "дрэдлокс"... В отличие от растамана, вольнодумец работает... он выступает против легализации марихуаны" (33, с.88). "Движение рэгги-раста, - пишет Дж.Нанли, - определило настрой жизненного стиля обществ Одэ', к большому раздражению старшего поколения горожан. Если стиль расты и не копируется в мелочах, ее клич: "Равные права!" - (название песни Питера Тоша. - Реф.) вочел в сознание всех членов общества" (там же).

Среди иллюстраций к книге - образец простонародной живописи - роспись стены в баре. Конечно же, это кумир африканской молодежи Боб Марли.

Описывая "майло-джаз", местную форму поп-музыки, Нанли считает, что в будущем она будет вытеснена рэгги как выражением духовного мира юношества (33, с.175). Вряд ли с этим можно согласиться, особенно в связи с последовавшим за совместными выступлениями Юсу Ндура с Питом Габриэлем и программой Пола Саймона "Грэйс ленд" небывалым интересом на Западе к исконно африканским стилям. Однако поскольку за рэгги стоит мировая индустрия грамзаписи, пока что это единственный стиль, охвативший весь континент целиком, прочие остаются локальными. Давно следовало бы ожидать, что на смену раста-рэгги придут и местные, локальные, уже чисто африканского происхождения молодежные субкультуры. Но, если не считать ЮАР, этого также но происходит. Вот уже полтора десятилетия раста-рэгги - "стиль номер один" в африканском городе.

Власти стран Африки относятся к молодежному увлечению двойственно: с одной стороны, приветствуется тяга к самобытности и панафриканскому единству, с другой - вызывают опасение бунтарские настроения и чувство личной независимости. Парадоксально, что настоящим гонениям подвергаются растаманы в странах с официальной идеологией, основанной на принципах аутентичности, самобытности: в Заире и Малави. Во многих странах государственные радиостанции ежедневно передают "антиимпериалистические" и "африканско-патриотические" песни рэгги, но гимны марихуане почти вокду запрещены. Одновременно власти не прочь использовать влияние рэгги на молодежь в целях политической мобилизации. Так, в Нигерии правительственная организация "МАМСЕР" для разъяснения экономической и социальной программы властей организовала турне по стране нигерийских певцов рэгги Маджека Фашека и Сонни Окосуна, перемежавших песни "разъяснительной работой". Правда, если на Юге он ожидал триумф, то на Севере, в Сокото, Кацине и Кано местная администрация запретила выступления, ссылаясь на неприемлемость рэгги в мусульманских районах. "Местная элита опасается революционного и религиозного содержания лозунгов рэгги, таких, как "Алилуя", которое постоянно восклицают звезды", - комментирует нигерийский журнал (57, 1989, № 261, с.27).

О раста-рэгги много пишут африканские журналы, но серьезных исследований об этой субкультуре в Африке нет. Изучение расты в университетских центрах, например, в Танзании и Бенине, проводится опять-таки в плане превращения в потенциале расты в политическое движение либо использования влияния рэгги на молодежь. Причины успеха расты в Африке и формы, которые она здесь приняла, мало осмысленны. По-прежнему мы в изучении культуры, не считая традиционных ее форм, принимаем за культуру лишь два ее проявления - "высокую культуру" элиты и работы американских мыслителей, посвященные национальной культуре, т.е. не саму реальную культуру, а ее рефлексию.

вперед назад