Станислав Тарасов. Закрытым голосованием

 

Закрытым голосованием

Станислав Тарасов. "Век", № 25, 29-06 июня 2001 года

 

АННАН Кофи Атта. Родился в 1938 г. в Кумаси (Гана).
Окончил Макалистер-колледж (США), аспирантуру Института международных исследований в Женеве, в Массачусетсском технологическом институте получил степень магистра наук в области управления. В системе ООН работает свыше 30 лет.
1983—1986 гг. — директор бюджетного управления финансовой службы ООН.
1987—1990 гг. — начальник Управления людских ресурсов в ранге помощника Генсека ООН.
1990—1992 гг. — начальник Управления планирования, бюджета и финансов в ранге помощника Генсека ООН.
1992—1993 гг. — помощник Генсека ООН по операциям по поддержанию мира.
Выполнял ряд сложных дипломатических поручений.
1993–1997 гг. (за исключением периода с 1995-го по 1996 г., когда он являлся спецпредставителем Генсека ООН в бывшей Югославии и спецпосланником ООН при НАТО) — заместитель Генерального секретаря ООН по операциям по поддержанию мира.
С 1997 г. — Генеральный секретарь ООН.
Генеральная Ассамблея ООН намерена рассмотреть вопрос о переизбрании Кофи Аннана на пост Генерального секретаря ООН 29 июня. Он единственный кандидат, рекомендованный Советом Безопасности.


Кофи Аннан будет переизбран на пост Генерального секретаря ООН. Это стало очевидным после того, как в результате закрытого голосования в Совете Безопасности кандидатура Аннана получила единодушную поддержку его членов. Поэтому на Генеральной Ассамблее ООН, которая должна утвердить рекомендацию Совета Безопасности в сентябре, никто не ожидает сюрпризов. Исход голосования, как предполагают дипломаты, практически предрешен. И в этом скрывается суть все же имевшей место серьезной международной интриги.
Конечно, сам Аннан в преддверии голосования в Совете Безопасности провел активную челночную дипломатию, лично встречаясь с лидерами ведущих держав мира. Его кандидатура согласовывалась и в переговорах лидеров этих стран между собой. Судя по всему, они по кандидатуре Аннана достигли «необходимого взаимопонимания», что и привело к созданию уникальной ситуации, когда, пожалуй впервые в истории ООН, Совет Безопасности счел возможным провести голосование по кандидатуре Генсека ООН уже в середине года, за шесть месяцев до истечения официального срока его полномочий. Что же стоит за всей этой политической «операцией»?
Еще недавно в условиях существования биполярного мира ООН была, пожалуй, единственной площадкой для серьезнейших политических ристалищ. Вспомним хотя бы знаменитое выступление на Генеральной Ассамблеи ООН одного из лидеров СССР Никиты Хрущева, когда он грозился империалистическому миру «показать Кузькину мать». Не оставались в долгу и оппоненты. Тогда ситуация складывалась таким образом, что по мере увеличения численности государств — членов ООН Вашингтон часто оказывался в меньшинстве, что способствовало проведению неугодных для него резолюций. Поэтому США и их союзники часто пытались парализовать деятельности ООН, время от времени заявляя о необходимости «реорганизации этого международного института» и под этим предлогом даже отказывались переводить на его счета денежные взносы. Но и при таких условиях ООН все же являлась важнейшим международным инструментом, который сдерживал негативное развитие событий в тех или иных регионах мира, не говоря уже об организации широкомасштабных гуманитарных акций.
Времена изменились. После развала СССР прежнее значение и влияние ООН заметно ослабло. США и их союзники по НАТО стали смело использовать «фактор силы» в разных регионах мира, минуя Совет Безопасности. Деятельность ООН, что бы сейчас ни писали и ни говорили по этому поводу, прибретает все больше и больше виртуально-политический характер. Не случайно ее влияние в урегулировании таких конфликтов, как на Ближнем и Среднем Востоке или на Балканах, в горячих точках на постсоветском пространстве или в других регионах мира, просматривается слабо, а ооновская дипломатия стала носить прикладной, второстепенный характер. Может быть, поэтому на сей раз вокруг кандидатуры на пост Генсека ООН не велось практически никаких серьезных политических дебатов. Можно предположить, что ведущие страны мира действительно готовятся к какой-то реорганизации ООН, пытаясь адаптировать ее структуры к новой, складывающейся буквально на глазах расстановке сил. Если это так, то Кофи Аннан может войти в историю мировой дипломатии как «реформатор». Как говорится, поживем, увидим.