На родине Воду

 

Когда морская пехота США готовилась к высадке на Гаити, все информационные агентства мира с долей иронии комментировали заявление мятежных гаитянских военных о том, что если американцы все же решатся на интервенцию, то против них будет применено 'секретное оружие' - местная религия Воду. Конечно, мысль о противоборстве гаитянских колдунов с ракетными эсминцами, десантными кораблями и сверхзвуковыми бомбардировщиками может вызвать улыбку, но отдельным людям, как бы хорошо они не были вооружены, я бы не советовал встречаться на узкой дорожке с посвященными в тайны Воду.

Впервые об этой странной религии широкая публика узнала из знаменитого романа английского писателя Грэма Грина 'Комедианты' и снятого по нему американского фильма с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном в главных ролях. Именно тогда миру стало известно о кровавом режиме гаитянского диктатора Дювалье - 'папе Доке' и его секретной полиции - тонтон-макутах, маскировавших зверские убийства инакомыслящих ритуалами Воду.

Сейчас мало кто знает, что фильм 'Комедианты' снимался не на Гаити (это было невозможно по политическим причинам) и не в Бразилии, где в отдельных районах тоже распространена эта религия, а в маленькой африканской стране Дагомее (впоследствии - Республика Бенин). Кстати, в отеле 'Южный крест'. расположенном по соседству с президентским дворцом в Котону, где снимались многие сцены, до сих пор помнят шумные семейные скандалы с битьем посуды и физиономий, которые закатывала знаменитая голливудская пара.

Дагомея была выбрана для съемок не случайно - именно отсюда несколько веков назад была 'импортирована' религия Воду или, по - местному, водун. Вместе с африканской музыкой и песнями, давшими позднее рождение негритянскому джазу, она попала в Новый Свет в трюмах невольничьих кораблей, в течение трех веков поставлявших живой товар для плантаций обеих Америк. Рабы из Дагомеи обычно отправлялись на острова Карибского моря и в Бразилию...
С появлением в Новом Свете религии Воду связан следующий сентиментально-романтический, почти в жанре латиноамериканских "мыльных опер", эпизод из истории Дагомеи. В конце 18 века в Абомее - столице страны умирает король Агонгло, оставив трон своему малолетнему сыну Гезо, впоследствии самому знаменитому из правителей Дагомеи, прозванному Гезо Великий.
По праву первородства королем полагалось стать старшему сыну от другой жены Аданзану, но отец, зная его бешеный жестокий нрав, предпочел назначить Аданзана регентом. Это регентство затянулось на 22 года - самые страшные и кровавые в истории страны. Ненавидя своего кровного брата, Аданзан совершил неслыханное, граничащее со святотатством преступление - продал в рабство мать Гезо и еще нескольких родственников. Продажа "охотникам за рабами" пленников, захваченных в ходе бесконечных войн с соседями, считалась обычным делом, но ни один свободный дагомеец не мог быть отдан в рабство. Более того, дагомейские короли за любую цену выкупали у противника своих захваченных в плен солдат, лишь бы те не попали на борт невольничьих кораблей. Может быть, поэтому их воины так бесстрашно шли в бой...
Когда Гезо силой вернул себе трон, то он первым делом отправил доверенных людей на поиски матери. Через три года они разыскали королеву-мать в бразильском городе Сан-Луи. Так вот именно там до сих пор почитается культ предков абомейских королей, а поклонение духам усопших - это, наряду с поклонением божествам неба, земли, воды, одна из разновидностей Воду. Причем все имена почитаемых покойников относятся к периоду до короля Агонгло.
На Гаити до сих пор живут поклоняющиеся собственному Воду потомки Геде - так когда-то называлось племя, обитавшее в районе Абомея до создания дагомейского королевства и гуртом проданное в рабство завователями. Теперь это один из наиболее уважаемых на Гаити кланов, объединенных на семейно-религиозной основе. Его представители носят громкие титулы: барон Суббота, барон Крест, барон Кладбище, поскольку Воду Геде довольно мрачное божество.
В пантеоне последователей Воду существует понятие единого Бога. Это он создал вселенную, людей и даже других богов. Он добр, но не интересуется людьми. Он всемогущ, но передал свое могущество фетишам и прочим богам, то есть водунам, которым и поручено заниматься делами людей.
Первыми, кто заинтересовался в свое время местными религиями, были, естественно, католические миссионеры, прибывшие в Африку, на побережье Гвинейского залива для того, чтобы нести свет Евангелия аборигенам. Вот что писал о своей языческой пастве один из священников в 1705 году: 'У них есть определенное понятие об истинном Боге, они верят, что он вездесущ, всемогущ, что он создал Вселенную, и это ставит его выше их ложных божеств. Но они, тем не менее, ему совсем не поклоняются и не приносят жертв. Бог, говорят они, слишком велик и высок, чтобы заниматься такими мало существенными вещами как земля или человек. Поэтому он отдал правление ими другим богам и именно на их милость они должны уповать'. Другой был более краток: 'Негры признают единого Бога, создателя всего сущего, но прежде всего тех фетишей, которых он послал на землю служить людям'.
Этого бога зовут Маву, 'он тот, по сравнению с кем никто другой не может быть велик'. Вернее это супружеская пара богов: Лиза - Маву, в которой Маву - божество женского пола. Надо отметить, что подобный параллелизм власти с преобладанием женского начала был присущ в Дагомее не только божественным, но и светским отношениям. Так в Абомее никто из мужчин не имел права входить в королевский дворец, охранявшийся женской гвардией -воинственными и безжалостными амазонками. Все министры короля имели дублера или, вернее, дублершу внутри дворца, которые зачастую обладали большей властью, чем министры-мужчины. Даже у Мигана - премьер-министра был женский двойник - Миган-нон, и если Миган, исполнявший по совместительству должность королевского палача, карал всех обычных преступников, не имевших отношения к персоналу дворца, то Миган-нон отрубала головы дворцовым дамам, уличенным в прелюбодеянии.
На следующей ступени в пантеоне жителей Дагомеи стояли многочисленные божества - водуны, тоже подразделявшиеся по своей силе, агрессивности и влиянию. Наибольшее уважение и страх внушал водун грома Эбиосо - 'бог неба и справедливости', каравший лжецов, воров и злоумышленников. Символом этого грозного божества считались 'громовые стрелы' или, как их называют в просторечье в России 'чертовы пальцы', а по - научному - фульгуриты: 'стеклянные' трубочки, образующиеся из песка, расплавленного молнией. Несчастные, пораженные ударом молнии, считались жертвами небесного мстителя и даже не имели права на нормальные похороны. Их тела протаскивали по улицам и оставляли гнить под солнцем. Во время церемоний жрецы Эбиосо держали в руках стилизованные топоры с лезвием в виде головы барана - символом божества, - изрыгающей огонь. Страх перед суровым водуном был настолько велик, что иногда вызванный молнией пожар мог спалить пол-деревни - мало кто осмеливался тушить пламя божьего гнева.

Со временем Эбиосо из деревенского полицейского - грозы воров и убийц - все больше превращался в верного друга крестьян, поскольку заведовал еще и выпадением дождей. Но обращаться при этом приходилось, конечно же, к жрецам Эбиосо, которых боялись и боятся не меньше самого бога. Помню, во время первой поездки в глубь страны мне предложили в одной из деревень испытать силу местного колдуна, способного за определенную мзду вызвать дождь в самый разгар сухого сезона. Я, по неопытности, счел это шарлатанством и отказался, о чем позднее, после нескольких лет жизни в Африке неоднократно жалел: шутка ли - дождь по индивидуальному заказу. Наряду с Эбиосо существует и другие водуны небесного происхождения, например Гбингбо, ведающий ураганами и Ойе, который раз в год насылает на побережье Гвинейского залива харматан - сухой пыльный ветер, дующий из Сахары. Вместе с Ойе обитает где-то в небесах и зловредное божество, руководящее набегами саранчи.
Но первым после Эбиосо среди небесных водунов считается, конечно же, Дан - радуга. Это он забирает воду из океана, лагун и рек, чтобы пополнить резервуары бога грозы. Он богат и любит развешивать на солнышке для просушки свои многочисленные разноцветные одеяния. Его символом является змея, а, вернее, вполне конкретный представитель пресмыкающихся - питон.
Дан считается гарантом миропорядка, управляющим движением небесных тел и возникновением циклонов. Он также символ вечности бытия и потому изображается в виде змеи, кусающей себя за хвост. Обвившись вокруг Земли, он поддерживает ее и не позволяет развалиться на куски.

Главный храм Дана расположен в Видахе - сонном городке, некогда бывшем одним из главных центров работорговли на побережье Западной Африки, называвшемся на старых картах Невольничьим берегом. Именно отсюда уходили к берегам Америки корабли с "эбеновым деревом" рабами, ставшими своего рода апостолами религии Воду...
На карте мира есть много городов, носящих одинаковые названия. Но бывает и наоборот, когда один город имеет множество имен. Как только не называли этот городок, расположенный на полдороге от Котону к границе с Того: Джуда, Куэда, Конида... Португальцы нарекли его Ажюда, голландцы - Фида. французы -Уида, англичане -Видах. А произошли все эти названия от существовавшего здесь ранее королевства Уэда.
Первые европейцы высадились в этих краях еще в конце ХУ века, а к концу ХУ1 века Видах уже стал признанной столицей работорговцев, коммерсантов и пиратов в этой части Гвинейского залива, которая на картах тех времен называлась Подветренным берегом.
Поскольку в те времена все коммерсанты были немного пиратами, все пираты - немного коммерсантами, но и те и другие - работорговцами, то на Подветренном или, как его вскоре стали называть. Невольничьем берегу, очень быстро выросли торговые фактории, а вернее укрепленные форты, под прикрытием которых пышно расцвела работорговля. Где-то здесь на берегу океана еще не так давно стоял громадный ветвистый баньян, вошедший в историю под названием "дерева капитанов". По преданию, оно было посажено еще в 1727 году после захвата Видаха войсками абомейского королевства. После высадки на берег все иностранцы во главе с капитаном обязаны были трижды обойти вокруг священного дерева (это тоже один из обрядов Воду). Крупные сделки завершались таким же ритуалом. В тени "дерева капитанов" караваны скованных в живые цепочки невольников делали последнюю остановку по дороге к берегу океана, откуда для них начинался путь на плантации Северной и Южной Америки.
В английской матросской песне ХVII века есть такие слова:

:Страшен и опасен Залив Бенин
Мало кто оттуда уходит живым:

Путешествие в Африку за "эбеновым деревом" не было увеселительной прогулкой. В реестрах судовладельцев, промышлявших работорговлей, часто появлялись записи: "Корабль захвачен рабами, команда перебита". Сопротивление" охотникам за людьми", как называли профессиональных работорговцев, было отчаянным, и многие купцы и пираты бесследно сгинули на берегах Черного континента. Еще вернее, чем копья и отравленные стрелы африканцев, пришельцев косила желтая лихорадка, малярия и дизентерия.
На въезде в Видах расположено почти не видимое из-за высокой травы европейское кладбище. Под его полурассыпавшимися плитами лежат искатели приключений, пираты, конкистадоры нового времени, строители колониальных империй - люди безусловно храбрые, но так безжалостно обманутые временем. Это о таких писала в своем стихотворении "Песни Киплинга" Новелла Матвеева:

Слава- слева,
Слава - справа,
Впереди
И сзади слава,
И забытая могила - посреди...

На улицах Видаха удивительно тихо. Основной поток машин идет в объезд, рядом с городом. Но даже там, на отличной автомагистрали местные лихие водители едут не спеша, на 'разумной' скорости километров девяносто в час. Вызвана такая необычная осторожность еще более необычной причиной - в этих местах через дорогу часто переползают питоны.
Питон издавна считался у местных народностей священным животным, воплощением мудрости и покоя. Действительно, трудно найти более спокойное и незлобивое пресмыкающееся. В Видахе, где питоны имеют право беспрепятственно 'разгуливать' по улицам и заползать в дома, не было случая, чтобы они напали на человека и причинили зло хотя бы малому ребенку. Здесь верят, что если питон заполз в твой дом - это хорошая примета. А если священная змея поймала одну из твоих куриц, то это просто удача: ведь такой визит приносит счастье и богатство, а проглоченная курица - просто небольшой гонорар за будущие блага. Дан считается покровителем торговли и коммерсантов, и многие местные капиталисты считают источником своего богатства благорасположение водуна.
Питон в комнате больного предвещает скорое выздоровление, а если он переполз тебе дорогу, то поверни назад и откажись от задуманного дела. И совсем плохо, если увидишь быстро ползущего питона - жди больших неприятностей. Правда, подобное зрелище весьма редко. Ох, и ленивы эти священные змеи...
Ни один человек в Видахе не смеет обидеть питона: кто еще веруя в силу водуна, кто -просто по передающейся из века в век традиции. По местным понятиям, это еще хуже, чем убить добрую птицу аиста или разрушить гнездо ласточки. Поэтому, завидев питона, переползающего дорогу, бесшабашные африканские шоферы тормозят до визга покрышек, до зубной боли и, рискуя свалиться в кювет, осторожно объезжают невозмутимую змею. И я тормозил насмерть, заметив в свете фар почти неподвижную пеструю ленту поперек шоссе. Шутки шутками, но 'божья кара' и вправду не заставит себя долго ждать. если на хорошей скорости налетишь на этакую живую трубу. Особенно часты подобные встречи в сухой сезон, когда в поисках влажных укромных мест питоны расползаются кто куда.
В Видахе у этих пресмыкающихся есть свое постоянное место жительства - известный на все побережье Гвинейского залива 'Храм питонов'. Несмотря на свое громкое название, он выглядит весьма скромно, что разочаровало не одного туриста, ожидающего увидеть нечто грандиозное. Храм питонов расположен в самом центре города рядом с католическим собором. Причем местные жители уверены, что священники не случайно поселились по соседству с могучим водуном и сделали это из соображений престижа. Через обычную крытую соломой круглую хижину можно пройти в небольшой внутренний двор храма, обнесенный глинобитной стеной, красной, как свежая ржавчина. Если, войдя в хижину, вы поднимете голову, то увидите прямо над собой белые ребристые брюшки питонов, плотно обвившихся вокруг сходящихся конусом балок.
Во внутреннем дворе ни души, но босоногие пацаны, кольцом обступившие машину, уже готовы наперегонки бежать за живущим неподалеку смотрителем храма. Это старик лет шестидесяти, все одеяние которого состоит из куска пестрой материи, завязанного вокруг бедер, и фетровой шапочки, напоминающей феску. Хранитель протягивает мне свою состоящую из одних костей и сухожилий руку - она суха и прохладна, как тело питона. Небрежным и ловким движением, будто снимая с вешалки галстук, он берет с 'насеста' ближнюю к нему змею. Питон повисает до земли тяжелой толстой плетью, потом, словно собравшись с силами, медленно завязывается в плотный хитрый узел вокруг руки и замирает. Терпеливыми движениями старик 'развязывает' змею и кладет ее к себе на плечи, как пестрый узорчатый шарф. Питон, очень толстый посередине, к хвосту и голове гораздо уже. Размеров он средних, метра полтора - в этих местах их длина редко превышает два метра. Хотя помню, мне как-то попалось сообщение в местной газете о нападении гигантского питона на корову. Проглотить ее он, конечно, не смог, но всю поломал.

Старик опускает змею на землю. Покрутив плоской тупоносой головкой, питон медленно, почти не извиваясь, направляется к ближайшему пятну тени. Действительно, жарко...
Среди небольших глинобитных хижин, составляющих все внутреннее хозяйство храма, замечаю неожиданно современное сооружение - большую клетку, забранную частой решеткой. По углам, вжавшись в узкие полоски тени, спят штук пять питонов, похожих на кучки пестрых тряпок. Оказывается, иногда на священных змей нападает этакое загульное настроение, и они все уползают из храма. Вот в клетке и держат про запас несколько 'дежурных' питонов. А то, кого же показывать приезжим? Да, святилище питонов давно превратилось в туристический аттракцион... Старик засовывает за пояс полученную банкноту и медленно ковыляет к выходу. Представление окончено...
Конечно, как и всех водунов, Дана можно с помощью колдовства "эксплуатировать" и в недобрых целях. И тогда он превращается в злое божество, способное сбить в лесу с пути охотников и принести всяческие несчастья. В этих случаях он принимает внешность женщины с одной грудью, расположенной посередине или очень высокого мужчины в белой одежде.
Но самым опасным и сильным считается водун земли Сакпата. Потому, наверное, в некоторых районах Западной Африки его даже считают главным божеством. Во всяком случае, говоря о боге, которому поклоняются европейцы, многие местные жители называют его "Сакпата белых".
Но гораздо больше Сакпата известен как водун оспы - этой страшной болезни, часто поражавшей страны Африки в период великих засух. Даже само ее название африканцы стараются не произносить вслух, чтобы не накликать беды.
Вообще Сакпату считают отцом всех недугов, поскольку он возглавляет целое семейство водунов. насылающих все известные человеческие болезни. Вот некоторые из его родственников: Да Зоджи - специалист по дизентерии; Да Ланган. передающий лихорадку; Аган Таньи - распространитель проказы;
Йотону Каке - "тот. кто дергает за невидимые нити мигреней и может убить головной болью". Это семейство насчитывает более двадцати водунов,но для описания их болезнетворного диапазона потребовалось бы процитировать всю медицинскую энциклопедию.
Алтари в честь Сакпаты устраивают где-нибудь в лесу, подальше от жилищ. Они делаются из комьев глины, наверху устанавливается горшок с множеством отверстий и глиняное же изваяние, напоминающее лицо. обезображенное оспой. На эти алтари возлагаются жертвоприношения. а во время эпидемий здесь забивают жертвенных животных. Сакпата появляется только в ночное время. Встретившегося с ним плохого человека ждет скорая смерть, а доброго лишь несколько дней потрясет лихорадка.
Именно услугами Сакпаты и его страшных родственников чаще всего пользуются колдуны, чтобы наказать неверие и богохульство, отомстить врагам. Все это можно было бы считать суеверием, если бы не тайные знания сил природы и человеческих слабостей, которые накопили за века своего существования по обе стороны Атлантики эзотерические общества, какими являются семейно-религиозные кланы адептов Воду. Ни один посторонний не может присутствовать на тайных празднествах в честь того или иного божества, не рискуя умереть жестокой смертью от яда или порчи, которыми от имени водуна покарает любопытного главный колдун...
В этом первом рассказе о родине Воду хватило места лишь для краткого знакомства с главными божествами этой древней религии, но мы еще вернемся на берега Гвинейского залива, где до сих пор не пустуют алтари, воздвигнутые в честь грозных и в то же время столь похожих на поклоняющихся им людей богов.

Николай Баратов, журнал "Сила духа"

 

Вернуться на главную